Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Социология".

Оглавление

1. Особенное™ научного знания о социальной действительности.
2. Позитивистская социология О. Конта.
3. Эволюционистская социология Г. Спенсера.
4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма ("социологический реализм").
5. "Понимающая социология" М. Вебера.
6. Социологические воззрения К. Маркса. Марксистская школа в социологии.
7. Система социологических взглядов П. Сорокина.
8. Понятия статуса, роли, института.
9. Теория социальной классификации и концепции социальной стратификации.
10. Понятие социального пространства, виды социальной
стратификации.
11. Экономическая стратификация и ее параметры.
12. Параметры политической и профессиональной стратификации.
13. Социальная мобильность, ее виды и параметры.
14. Каналы социальной мобильности.
15. Социальные организации, их типы, особенности строения.
16. Социальные институты, их виды, функции, формальное выражение. Условия
институционализации.
17. Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения.
18. Трактовки социального взаимодействия в социологических теориях (теории
социального обмена и символического интеракционизма).
19. Малая социальная группа: понятие, основные характеристики. Виды малых
групп.
20. Первичные и вторичные малые группы и их роль в жизни общества.
21. Динамические процессы в малой группе.
22. Социализация личности: содержание, механизмы и основные агенты.
23. Взаимодействие социальной структуры и личности. Социальный
контроль.
24. Типы социального поведения личности (по Р. Мертону).
25. Социологические механизмы возникновения отклоняющегося поведения
личности.
26. Социальный характер: сущность, виды, современный тип.
27. Формационная теория развития общества. Типы и характерные черты
общественно-экономических формаций.
28. Цивилизация как социологическое понятие. Цивилизационные теории в
социологии.
29. Концепции локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.
Тойнби).
30. Эволюционные теории развития общества.
31. Социологические концепции социальной революции.
32. Глобальные революции и их влияние на процесс развития общества.
33. Теория индустриального общества: понятие, сущность и характерные черты.
34. Концепция постиндустриального общества.
35. Сравнительный анализ различных типов обществ: примитивное,
традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
36. Влияние социальной мобильности на характер развития общества.
37.Виды и типы прикладных социологических исследований*.

Файлы: 1 файл

билеты по социологии.docx

— 56.88 Кб (Скачать)

  вещь». Это  означает, что социальные факты:  а) внешни для индивидов, б)

  они материальны,  наблюдаемы и безличны, в) существующие  между фактами

  отношения причинности  позволяют сформулировать законы  функционирования

  общества.

2. Второе правило  состоит в том, чтобы социология  не должна подчиняться

  никакой идеологии,  личным пристрастиям и предрассудкам,  которыми обладают

  индивиды.

3. Третье правило  состоит в признании примата  (приоритета) целого над

  составляющими  его частями. Это означает, что:  а) источник социальных

  фактов находится  в обществе, а не в мышлении  и поведении индивида, б)

  общество есть  автономная система, управляемая  своими законами не

  сводимыми к  сознанию или действиям каждого  индивида.

      Теоретическая  концепция Дюркгейма носит название  социологизма или

социального реализма.

      Типология  обществ Дюркгейма базируется  на закономерности структурной

организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым

характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь

расположены рядом  словно атомы — это простые  общества. Простые

полисегментарные  общества возникают вследствие объединения  простых обществ. 

      Дюркгейм  очень высоко оценивал роль  разделения труда.

      Он  выделял следующие признаки болезни  общества:

10. аномию, т.е. такое  состояние общества, при котором  отсутствует четкая

   моральная  регуляция поведения индивида (безнравственность),

11. социальное неравенство,

12. неадекватное разделение  труда.

Далекий от материалистического  понимания причин кризиса общества Дюркгейм

видел их в отставании культуры от развития экономики, в несовершенстве

моральных норм, регулирующих поведение членов общества. Можно  сказать, что

концепция Дюркгейм строилась на принципах научной  рациональности, но не

раскрывала всей сложности социального объекта  в его статике и динамике. 

5. "Понимающая  социология" М. Вебера.

      Неклассический  тип научной социологии разработан  немецким мыслителем

Макс Вебером (1858-1918). В основе этой методологии лежит  представление о

принципиальной противоположности  законов природы и общества и,

следовательно признание  необходимости существования двух типов научного

знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного

знания). Социология же — пограничная наука, которая  должна заимствовать у

них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-

следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод

понимания. Поэтому  социологию Вебера называют понимающей. В качестве

предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и

т.д.

      Наблюдая  цепочку реальных действий индивида  социолог должен

сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих

действий.

      Государство  по Веберу бывает нескольких  видов:

1. Легальный, в  которых господство обусловлено  интересами, т.е.

  рациональными  соображениями повинующихся. Господство  государства Вебер

  определял как  «шанс встретить повиновение  определенному приказу».

  Бюрократия является  чистым типом легального государства.  Этот тип

  государства  представлен в Англии, Франции,  США.

2. Традиционный, он  обуславливается просто нравами,  привычками к

  определенному  поведению. Этот тип господства  схож с семьей, он

  патриархален, тут  есть господин, лично зависящие  от него слуги и аппарат

  управления. Традиционные  господство в свою очередь  подразделяется на две

  форме: чисто  патриархальную и сословную структуру  управления. Первая

  форма проявилась, например в Византии, вторая —  в феодальных государствах

  Западной Европы.

3. Харизматическое  господство. Харизматические качества  — это особые

  способности,  не столько приобретенные, сколько  дарованные свыше, которые

  выделяют лидера  из среды современников. Ими  обладали, по Веберу, Будда,

  Иисус, Магомет,  Цезарь, Наполеон и другие великие  субъекты. Здесь

  особенно велика  роль авторитарности, по сути, отрицается  традиция, право,

  рациональность, велика роль случайности. 

6. Социологические  воззрения К. Маркса. Марксистская  школа в социологии.

1.  Маркс  внес  большой  вклад  в  теорию  стратификации   общества,   т.е.

расслоение общества, в основе которого лежит владение  собственностью,  т.е.

экономический  фактор.  Экономика  и  экономический  фактор  доминируют  все

социальные отношения  в обществе.

2. Любое общество  разделено на  имущие  и   не  имущие  классы.  Между   этими

классами существует непримиримые противоречия.

3. Эти противоречия  могут быть  устранены  в   результате  классовой  борьбы,

которая является движущей силой развития общества.

4. Равенство людей,  а следовательно  справедливое  общественное  устройство,

может быть достигнуто в  результате  социальной  революции.  Задача  которой

перераспределение   собственности,   через   передачу   его   во    владение

государству.

5.  История   показала,  что  эта  схема   Маркса   утопична,   а   социальное

неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить.

      Общество  как и любая сложная самоорганизующаяся  система изменяется и

развивается, проходя  определенные исторические стадии. Основными  можно

считать 2 подхода  к анализу истории человечества: формационный и

цивилизационный. Маркс  представлял историю как смену  общественно-

исторических формаций.Формационный подход называется так же стадиальным  и

прогрессистским. Впервые  его сформулировал К. Маркс, выдвинув идею о 5

последовательно сменяющихся  общественно-экономических формациях:

первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,

коммунистическое (или  социалистическая). Согласно марксисткой  традиции,

формация определяется способом производства, т.е. тем как  используются и

контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические  формации включают в

себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные,

политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является

способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая  формация

— это исторически  конкретное общество на данном этапе  его развития и вместе

с тем — это  определенная ступень в развитии исторического процесса по

восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая  формация

является более  прогрессивной по сравнению с  предыдущей. Но у Маркса есть и

деление истории  на 3 формации: первичная формация (первобытное  общество),

вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная  формация

(коммунизм). Им была  разработана классовая теория  стратификации общества;

концепция отчуждения труда; материалистическая концепция  развития общества

(основывается на  приоритете экон. факторов в развитии  общества

—исторический материализм).

7. Система социологических  взглядов П. Сорокина.

Творческую деятельность Сорокина делят на два периода -  русский  (с  начала

10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов  П.  Сорокин   уже  около

сорока лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно  из  мест  в

первой "десятке" ведущих социологов мира.

В 1922г. опубликована работа Сорокина  "Система  социологии",  которая  была

представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В "Системе социологии" П.А.  Сорокиным  выдвигаются  основные  принципы,  на

базе которых  он  предлагал  создать  социологию.  Он  разработал  структуру

социологии, главные  её направления и основные задачи каждого из них.

"Социология изучает  общество с трех главных точек  зрения:

1) его строения  и состава

2) данных в нем  процессов или его жизнедеятельности

3)  происхождения   и  развития  общества  и   общественной  жизни   -  таковы

основные задачи изучения социологии"

Сорокин разделил социологию на теоретическую и  практическую.  Теоретическая

социология изучает  явления  человеческого  взаимодействия  с  точки  зрения

сущего. 
 
 

Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную аналитику,  изучающую  строение,  как   простейшего  социального

явления, так  и  сложных  социальных  единств,  образованных  той  или  иной

комбинацией простейших социальных явлений.

2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия  людей и  тех  сил,

которыми оно вызывается и определяется.

3. социальную генетику; "Задача  генетической  социологии  -  дать  основные

исторические тенденции  в развитии общественной жизни людей"

Социология  практическая  изучает  явления  человеческого  взаимодействия  с

точки зрения должного. Социология  практическая,  по  Сорокину,  включает  в

себя социальную политику.

8. Понятия статуса,  роли, института.

Социальная роль

Есть функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый  от каждого,

занимающего данную позицию; роль должна пониматься в двух смыслах: как

положение, занимаемое человеком в группе... и как  конкретное воплощение

этого положения... (Н.Д. Левитов).

Социальный статус-положение (позиция) индивида или группы в социальной

системе по отношению  к др. индивидам и (или) группам, предполагающее

определенные права  и обязанности.

В ролевой теории личности понятие "С.с." (наряду с  понятием "социальная

роль") описывает  ее социальное поведение. Человек может  иметь несколько

статусов. Но, как  правило, только один из них определяет его положение в

обществе. Этот статус называется главным. Часто главный  статус обусловлен

должностью, которую  человек занимает (менеджер, генеральный  директор,

профессор). Это отражается как во внешнем поведении и  облике (одежде,

жаргоне и др. признаках  социальной и профессиональной принадлежности), так

и во внутренней позиции (в направленности личности, установках, ценностных

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"