Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Социология".
1. Особенное™ научного знания о социальной действительности.
2. Позитивистская социология О. Конта.
3. Эволюционистская социология Г. Спенсера.
4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма ("социологический реализм").
5. "Понимающая социология" М. Вебера.
6. Социологические воззрения К. Маркса. Марксистская школа в социологии.
7. Система социологических взглядов П. Сорокина.
8. Понятия статуса, роли, института.
9. Теория социальной классификации и концепции социальной стратификации.
10. Понятие социального пространства, виды социальной
стратификации.
11. Экономическая стратификация и ее параметры.
12. Параметры политической и профессиональной стратификации.
13. Социальная мобильность, ее виды и параметры.
14. Каналы социальной мобильности.
15. Социальные организации, их типы, особенности строения.
16. Социальные институты, их виды, функции, формальное выражение. Условия
институционализации.
17. Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения.
18. Трактовки социального взаимодействия в социологических теориях (теории
социального обмена и символического интеракционизма).
19. Малая социальная группа: понятие, основные характеристики. Виды малых
групп.
20. Первичные и вторичные малые группы и их роль в жизни общества.
21. Динамические процессы в малой группе.
22. Социализация личности: содержание, механизмы и основные агенты.
23. Взаимодействие социальной структуры и личности. Социальный
контроль.
24. Типы социального поведения личности (по Р. Мертону).
25. Социологические механизмы возникновения отклоняющегося поведения
личности.
26. Социальный характер: сущность, виды, современный тип.
27. Формационная теория развития общества. Типы и характерные черты
общественно-экономических формаций.
28. Цивилизация как социологическое понятие. Цивилизационные теории в
социологии.
29. Концепции локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.
Тойнби).
30. Эволюционные теории развития общества.
31. Социологические концепции социальной революции.
32. Глобальные революции и их влияние на процесс развития общества.
33. Теория индустриального общества: понятие, сущность и характерные черты.
34. Концепция постиндустриального общества.
35. Сравнительный анализ различных типов обществ: примитивное,
традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
36. Влияние социальной мобильности на характер развития общества.
37.Виды и типы прикладных социологических исследований*.
деятельности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного
рассмотрения). В качестве своеобразного итога развития группы может быть
рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив.
Процессы образования коллектива — в социально-психологическом разрезе —
могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в
группе.
22. Социализация личности: содержание, механизмы и основные агенты.
В человеке в течение его жизни параллельно идут два взаимосвязанных
процесса: процесс его личностного становления и процесс социализации.
Личностное, внутреннее становление проходит, как уже говорилось, в борьбе
божественного, культурного начала с инстинктами.
Социализация есть процесс вхождения человека в общности, его
знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки
человеком отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок,
характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в
обществе в целом.
Двойственность личности (природное и божественное начала)
проявляется при социализации в том, что по отношению к новой для себя
общности он испытывает как положительные (любовь), так и отрицательные
(враждебность) чувства.
И эти чувства либо
зависимости от самых различных обстоятельств, главным из которых является
зрелость личности в данный период развития.
Легче всего это можно проследить на поведении ребенка при его
взаимодействии с первой после семьи общностью – сверстниками во дворе.
Ребенка влечет к сверстникам, но одновременно он остерегается враждебных
проявлений. Не будем
рассматривать идеальную
может сложится благодаря внимательному и осмысленному влиянию взрослых
людей. Посмотрим, как могут закрепляться отрицательные мотивы.
Испытавший враждебность ребенок может приспособиться к обстановке:
подчиниться более сильному, найти в нем защиту от других детей. Постепенно
может сложиться дворовая компания со своими лидерами, осознавшая
возможность противостояния следующей новой и незнакомой общности – компании
соседнего двора. Так постепенно у человека складывается стереотип: есть
свои, есть чужие. Деление на «своих» и «чужих» уже содержит возможность
возникновения ксенофобии, т.е. ненависти к чужаку. Противостояние
общностей может доходить до серьезных столкновений.
23. Взаимодействие
социальной структуры и
24. Типы социального поведения личности (по Р. Мертону).
Наиболее
значительным является
является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего:
в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним
есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства
достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые
нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными,
нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным;
традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а
способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм;
ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но
ничего не предпринимается взамен;
бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и
средства.
В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые
не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют
конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к
одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе
большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают
ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство
людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать
нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией.
25. Социологические
механизмы возникновения
личности.
Классическими видами девиантного поведения признаны преступления,
правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания —
преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось,
что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы,
их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть
отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все
отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким
образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм
нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная
масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть
нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения
являются постоянно
незавершенной.
26. Социальный характер:
сущность, виды, современный тип.
Социальный характер
- часть характера членов
развития этого
общества. Д.Рисмен различал три
типа социального характера:
ориентированный
на традицию;
ориентированный
на себя;
ориентированный
на другого.
27. Формационная теория развития общества. Типы и характерные черты
общественно-экономических формаций.
К. Маркс, выдвинув идею о 5 последовательно сменяющихся общественно-
экономических формациях: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,
капиталистическая,
коммунистическое (или социалистическая).
28. Цивилизация как
социологическое понятие.
социологии.
Общество
как и любая сложная
развивается, проходя определенные исторические стадии:
Кондорсе полагал, что история общества складывается из 10 эпох, основным
стержнем которых является развитие капиталистических отношений.
Герден полагал, что история общества есть прогрессивное развитие, целью
которого является реализация гуманистических идеалов.
Конт подразделял прогрессивное развитие общества на 3 эпохи: теологическую
(когда человек
объясняет все явления на
метафизическую (отказ
от апелляции к
объяснить все на основе философских абстракций) и позитивную (или научную,
когда человек пытается постичь причины явлений через научное исследование).
Последовательная смена этих эпох — это история перехода от военного
общества к промышленному.
Маркс и Энгельс представляли историю как смену общественно-исторических
формаций.
Тойнби полагал, что история человечества складывается из смены цивилизаций,
имеющих свои замкнутые циклы развития.
Известны модели развития общества от индустриального к
постиндустриальному состоянию общества.
Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества:
формационный и
цивилизационный.
29. Концепции локальных
цивилизаций (Н. Данилевский,
Тойнби).
Авторами
цивилизационного подхода
Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего
человечества. Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями,
которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры
неповторимые и свойственные только данной цивилизации. Разные авторы
насчитали 7, 11 и более цивилизаций, такие как Древний Египет, Древняя
Греция, Римско-Эллинская, Китайская и др. Показателем и выразителем, как и
источником развития
цивилизаций выступает
отсутствует. Существуют разные варианты цивилизационного подхода:
1. Культурологический
подход использовал немец
были широко
распространены в первой
культура имеет
собственную цивилизацию, но
изолировано и замкнуто. Она появляется на определенном этапе
исторического процесса, а затем погибает. Таких культур Шленгер насчитал
8: индийская,
китайская, вавилонская,
русская и западноевропейская. Любая культура как и цивилизация переживает
возрасты отдельного человека: детство, юность, зрелость и старость.
Смерть культуры по его мнению начинается с возникновения цивилизации,
когда вся
культура сосредотачивается в
крупных городах, а вся
часть общества
превращается в провинцию.
и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не
имеют культуры.
2. За 50 лет до Шпенглера
русский ученый Данилевский
национальных цивилизациях. В своей книге «Россия и Европа» он доказал,
что всякое племя или семейство народов характеризующееся языком или
группой близких
языков, составляет культурно-
3. Тойнби описывал
историю человеческого
прогресса, а
представлял в виде ряда
возникает, развивается,
а затем деградирует и
цивилизации
в качестве «кирпичиков» из
которых строится здание
человечества. Под
цивилизацией он понимал
объединенных
прежде всего духовными
рамками. Духовные традиции по его мнению — это прежде всего религиозные
традиции и
различал цивилизации:
эллинскую и ортодоксальная христианская, индусская, исламская и т.д.
Согласно его
классификации в истории