Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Социология".

Оглавление

1. Особенное™ научного знания о социальной действительности.
2. Позитивистская социология О. Конта.
3. Эволюционистская социология Г. Спенсера.
4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма ("социологический реализм").
5. "Понимающая социология" М. Вебера.
6. Социологические воззрения К. Маркса. Марксистская школа в социологии.
7. Система социологических взглядов П. Сорокина.
8. Понятия статуса, роли, института.
9. Теория социальной классификации и концепции социальной стратификации.
10. Понятие социального пространства, виды социальной
стратификации.
11. Экономическая стратификация и ее параметры.
12. Параметры политической и профессиональной стратификации.
13. Социальная мобильность, ее виды и параметры.
14. Каналы социальной мобильности.
15. Социальные организации, их типы, особенности строения.
16. Социальные институты, их виды, функции, формальное выражение. Условия
институционализации.
17. Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения.
18. Трактовки социального взаимодействия в социологических теориях (теории
социального обмена и символического интеракционизма).
19. Малая социальная группа: понятие, основные характеристики. Виды малых
групп.
20. Первичные и вторичные малые группы и их роль в жизни общества.
21. Динамические процессы в малой группе.
22. Социализация личности: содержание, механизмы и основные агенты.
23. Взаимодействие социальной структуры и личности. Социальный
контроль.
24. Типы социального поведения личности (по Р. Мертону).
25. Социологические механизмы возникновения отклоняющегося поведения
личности.
26. Социальный характер: сущность, виды, современный тип.
27. Формационная теория развития общества. Типы и характерные черты
общественно-экономических формаций.
28. Цивилизация как социологическое понятие. Цивилизационные теории в
социологии.
29. Концепции локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.
Тойнби).
30. Эволюционные теории развития общества.
31. Социологические концепции социальной революции.
32. Глобальные революции и их влияние на процесс развития общества.
33. Теория индустриального общества: понятие, сущность и характерные черты.
34. Концепция постиндустриального общества.
35. Сравнительный анализ различных типов обществ: примитивное,
традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
36. Влияние социальной мобильности на характер развития общества.
37.Виды и типы прикладных социологических исследований*.

Файлы: 1 файл

билеты по социологии.docx

— 56.88 Кб (Скачать)

  локальных цивилизаций.

4. Современные представления  о цивилизации рассматриваются  как нечто

  единое, находящееся  вне рамок социальных систем. Это связано с идеей

  целостности,  единства мира. Цивилизация представляет  собой совокупность

  материальных  и духовных достижений общества. Категория «цивилизация»

  используется  в смысле обозначения а) культурно-исторического  типа,

  характеризующего  регионально-традиционные особенности  развития общества;

  б) обозначения  цивилизованных обществ, сохраняющих  в течение длительного

  времени свою  жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски и т.д.).

  Главная мысль  в содержании категории «цивилизация»  сводится к

  многообразию  исторического процесса, который  проходит путь от локальных,

  региональных  стадий к общепланетарному уровню.

В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие

человечества. Вместе с тем в последнее время  предпринимались попытки

соединить достоинство  обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что

вплоть до нового времени развитие носило более разорванный  характер, а с

нового времени  все более общий, единый прогрессивный  характер.

30. Эволюционные теории  развития общества.

      Герберт  Спенсер (1820-1903) — английский философ  и социолог, один из

основоположников  позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и

общества. Основываясь  на научных фактах и данных Спенсер  распространил идею

эволюции на все  без исключения явления и процессы в природе и обществе —

космические, химические, биологические и социальные. Спенсер  считал, что

даже психология и культура естественны по происхождению  и поэтому все

естественное и  природное развивается по законам  природы, а следовательно—

эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется  тем же

законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из

методологических  основ исследования общества и его  процессов. Эти два

начала: описание структуры  общества как особого организма  и идеи эволюции —

определили тот  факт, что Спенсер считается основоположником двух

направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория

Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.

      Социологическая  система Спенсера базируется  на трех основных

элементах:

эволюционной теории,

органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),

учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.

По аналогии с  биологическим организмом Спенсер  рассматривал общество как

сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда

соотношение части  и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и

выступает частью целого (общества), тем не  менее это  не обычная часть

органического целого, а такая, которая характеризуется  многими признаками

целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры

общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и

социального организмов:

5. рост, увеличение  в объеме,

6. усложнение структуры,

7. дифференциация  функций,

8. рост взаимодействия  структуры и функций,

возможность временного существования частей при расстройстве

      Аналогия  с биологическим организмом сказалась  и на трактовке идеи

эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две  стороны: интеграцию и

дифференциацию:

интеграция —  в объединении индивидов в  группы (органы по аналогии с

биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей

функции. Общество возникает  как объединение индивидов в  связи с ростом

численности или  постепенным слиянием маленьких  владений в крупные

феодальные, из которых  вырастают провинции, королевства, империи.

дифференциация заключается  в движении от однородного к разнородному, в

усложнении строения. Первобытное общество — простое  и однородное. Но в

последствии возникают  новые социальные функции, происходит разделение

труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что

приводит к возникновению  другого более сложного типа общества.

      Спенсер  сформулировал основные принципы  функционального подхода,

которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в  следующем:

5. Общество рассматривается  как целостная структура, единый  организм,

  состоящий из  множества частей: экономической,  политической, военной,

  религиозной  и т.д.

6. Каждая часть  может существовать только в  рамках целостной системы, где

  она выполняет  определенные функции.

7. Функции частей  всегда означают удовлетворение  какой-либо общественной

  потребности.  Все вместе функции направлены  на поддержание устойчивости

  общества и  его воспроизводство.

8. Поскольку каждая  из частей выполняет только  ей присущую функцию, в

  случае нарушения  деятельности частей, выполняющих  определенные функции,

  чем больше  эти функции отличаются, тем труднее  другим частям восполнить

  нарушенные функции.

31. Социологические  концепции социальной революции. 

      К.  Маркс считал, что единственным  двигателем общественного прогресса

является борьба противоположностей, антагонизм которых  заложен во всех

сферах и формах общественной жизни. Борьба классов  ведет к смене формаций

через социальные революции. То есть соц. революция является с  одной стороны

высшей формой классовой  борьбы, а с другой стороны —  завершением данного

этапа конфликта. Критика  этой теории:

1. развитие не  всегда идет через революцию,

2. результатом классовой  борьбы никогда не является  победа одной из

  борющихся сторон. Перспектива: если конфликт —  двигатель общего

  прогресса, то  по Марксу пролетарская революция  — последняя революция в

  истории общества, обеспечивающая ликвидацию частной  собственности, соц.

  неравенство  и эксплуатацию. 

33. Теория индустриального  общества: понятие, сущность и  характерные черты.

Термин "индустриальное общество" впервые  ввел  Сен-Симон,  подчеркивая  тем

самым   иную   производительность   общества.   Другими   важными    чертами

индустриального общества является гибкость социальных структур,  позволяющая

им модифицироваться  по  мере  изменения  потребностей  и  интересов  людей,

социальная мобильность, развитая система коммуникаций.  Иными  словами,  это

такой тип организации  социальной  жизни,  который  обеспечивает  выполнение

обществом  интегративной  функции  не  на  основе   жесткого   контроля   за

индивидами и их унификации, а путем создания  гибких  структур,  позволяющих

разумно  сочетать  свободу  и  интересы  индивида   с   общими   принципами,

регулирующими их совместную деятельность. 
 

34. Концепция постиндустриального  общества.

В 60-е годы две  ступени в развитии общества дополняются  третьей.  Появляется

концепция   постиндустриального   общества,   активно   разрабатываемая    в

американской (Д.Белл) и западноевропейской (А.  Турен)  социологии.  Причина

появления этой концепции - структурные  изменения  в  экономике  и  культуре

наиболее развитых стран, вынуждающие по иному взглянуть  на само  общество  в

целом. Прежде всего,  резко  возросла  роль  знания  и  информации.  Получив

необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид  получал

преимущественные  шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии.

35. Сравнительный  анализ различных типов обществ:  примитивное,

традиционное, индустриальное, постиндустриальное.

Под  традиционным  обществом  понимается  общество  с  аграрным  укладом,  с

малоподвижными   структурами   и   с   основанным   на   традиции   способом

социокультурной регуляции.

Термин "индустриальное общество" впервые  ввел  Сен-Симон,  подчеркивая  тем

самым   иную   производительность   общества.   Другими   важными    чертами

индустриального общества является гибкость социальных структур,  позволяющая

им модифицироваться  по  мере  изменения  потребностей  и  интересов  людей,

социальная мобильность, развитая система коммуникаций.  Иными  словами,  это

такой тип организации  социальной  жизни,  который  обеспечивает  выполнение

обществом  интегративной  функции  не  на  основе   жесткого   контроля   за

индивидами и их унификации, а путем создания  гибких  структур,  позволяющих

разумно  сочетать  свободу  и  интересы  индивида   с   общими   принципами,

регулирующими их совместную деятельность.

В 60-е годы две  ступени в развитии общества дополняются  третьей.  Появляется

концепция   постиндустриального   общества,   активно   разрабатываемая    в

американской (Д.Белл) и западноевропейской (А.  Турен)  социологии.  Причина

появления этой концепции - структурные  изменения  в  экономике  и  культуре

наиболее развитых стран, вынуждающие по иному взглянуть  на само  общество  в

целом. Прежде всего,  резко  возросла  роль  знания  и  информации.  Получив

необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид  получал

преимущественные  шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии.

В последние  годы  наблюдается  быстрое  развитие  компьютерных  технологий.

Компьютер внедряется практически во все сферы нашей  жизни, а  во  многих  из

них становится просто незаменимым. Развитие  достигло такого уровня,  что  в

недавнем матче  с компьютером Deep-blue лучший  шахматист  мира  Г.  Каспаров

потерпел поражение, что ранее считалось практически  невозможным.

В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым  является

столь  сильное  развитие  вычислительной  техники.   Таким   образом,   тема

представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение  для

эволюции социальных отношений во всем мире (хотя,  возможно, и  не  в  столь

скором времени), ведь компьютер сможет заменить человека во многих  областях

его деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"