Роль социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать роль социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения.
Задачи: 1. Выявить, почему безопасность на автомобильном транспорте является одной из острейших социальных проблем. 2. Определить причины ДТП и факторы, влияющие на БДД. 3. Определить уровень дорожно-транспортной культуры населения и основные направления ее повышения. 4. Проанализировать социальную рекламу по безопасности дорожного движения.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….... 3
Глава I. Теоретические основы изучения значения социальной рекла-мы в системе безопасности дорожного движения
1.1. Безопасность на автомобильном транспорте, как одна из острейших социальных проблем…………………………………………………………. 6
1.2. Причины ДТП и факторы, влияющие на безопасность дорожного движения…………………………………………………………………………… 8
1.3. Состояние и основные направления повышения дорожно-транспортной культуры населения ………………………………………………………. 9
1.4. Социальная реклама безопасности дорожного движения………….. 15
Глава II. Практическое исследование значения социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения
2.1. Методология исследования ………………………………………….. 24
2.2. Результаты исследования ……………………….................................. 25
2.3. Выводы ………………………………………………………………... 30
Заключение ……………………………………………………………….. 32 Список литературы ………………… ………………………………........ 33
Приложение 1 ……………………………………………………………… 34
Приложение 2 ……………………………………………………………… 38

Файлы: 1 файл

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ .doc

— 1.87 Мб (Скачать)

Министерство  высшего образования  и науки РФ                                                              Федеральное агентство по образованию                                                         ИРКУТСКИЙ ГОСУАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ                    ФАКУЛЬТЕТ ПРАВА, СОЦИОЛОГИИ И СМИ                                                                 Кафедра рекламы и журналистики 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА                                                                                                                        по дисциплине                                                                                                                 «СОЦИОЛОГИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»                                               Специальность 350700 «Реклама» 

Роль  социальной рекламы  в системе безопасности дорожного движения 
 
 

        Выполнила: студентка группы Рек 07-1Тюменцева Мария Евгеньевна                                                           

             Проверила преподаватель: Урбанаева  Е. Г.                                                                                                 
 
 
 

Иркутск

2009

Содержание 

Введение ………………………………………………………………….... 3 

Глава I. Теоретические основы изучения значения социальной  рекла-мы в системе безопасности дорожного движения   

1.1. Безопасность  на автомобильном транспорте, как  одна из  острейших  социальных проблем………………………………………………………….  6

1.2. Причины  ДТП и факторы, влияющие на безопасность дорожного  движения…………………………………………………………………………… 8 

1.3. Состояние и основные направления повышения дорожно-транспортной культуры населения ………………………………………………………. 9

1.4. Социальная реклама безопасности дорожного движения…………..  15 

Глава II. Практическое исследование значения социальной рекламы  в системе безопасности дорожного движения   

2.1. Методология исследования …………………………………………..  24 

2.2. Результаты исследования ……………………….................................. 25

2.3. Выводы  ………………………………………………………………...  30  

Заключение ………………………………………………………………..  32 Список литературы ………………… ………………………………........ 33

Приложение 1 ……………………………………………………………… 34

Приложение 2 ……………………………………………………………… 38                       
 

Введение

     Актуальность  темы исследования определяется тем, что высокие темпы автомобилизации остро обозначили проблему обеспечения безопасности дорожного движения, как во всем мире, так и в Российской Федерации. Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП. Также обеспечение безопасности дорожного движения является одной из форм реализации единой государственной политики в области охраны жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Данное направление деятельности человечества имеет огромное социальное и экономическое значение. Это подтверждается тем, что Правительство РФ утвердило Концепцию федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.». А так как по статистике основной причиной дорожно-транспортных происшествий является агрессивное поведение участников дорожного движения, прежде всего водителей, которое как правило, выражается в совершении грубых нарушений правил дорожного движения и неуважительном отношении участников движения друг к другу, то есть человеческий фактор, то одним из наиболее эффективных способов реализации федеральной программы будет являться вложение средств в создание социальной рекламы по безопасности дорожного движения.      Степень разработанности проблемы: актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения подтверждается регулярным проведением всероссийских научно-практических конференций и ежегодных семинаров-совещаний по данным вопросам. Социальные аспекты проблемы аварийности рассматривались отечественными учеными и специалистами-практиками в работах Ковалевой А.В., Иванова В. Н.,  Аузана А. Б. и прочих.

     Объектом исследования в данной работе будет являться социальная реклама по безопасности дорожного движения.     Предметом исследования в данной работе будет являться роль социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения.   Цель работы: проанализировать роль социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения.

        Задачи: 1. Выявить, почему безопасность на автомобильном транспорте является одной из острейших социальных проблем.                                     2. Определить причины ДТП и факторы, влияющие на БДД.                 3. Определить уровень дорожно-транспортной культуры населения и основные направления ее повышения.                                               4. Проанализировать социальную рекламу по безопасности дорожного движения.

     Гипотеза: социальная реклама безопасности дорожного движения не играет роли в системе дорожного движения и не способствует уменьшению ДТП, связанных с нарушением ПДД.       Методы: теоретической базой исследования послужили труды видных отечественных ученых по вопросам теории и практики рекламы.  В ходе исследования систематизировались материалы на тему социальной рекламы, прикладные исследования и информация ГИБДД, статистические материалы. Также использовалось анкетирование.         Основные понятия:                                                                                               Социальная реклама – реклама, представляющая общественные и государственные интересы и направленная на достижение благотворительных целей.

Социальная  реклама безопасности дорожного  движения – социальная реклама, задачи которой – донести до участников дорожного движения адекватное понимание возможных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, привлечь население к деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, сформировать у общества значимые стереотипы транспортной культуры и повысить правосознание граждан.

Безопасность дорожного движения (БДД) – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.  Теоретические основы изучения значения социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения

     1.1. Безопасность на  автомобильном транспорте, как одна из  острейших социальных проблем

     Одной из острейших социальных проблем  в мире является проблема высокого уровня аварийности на автомобильных  дорогах, постоянно растущего числа погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения становится глобальным вызовом для всего человечества.                                                                                                                                                         …… Аварийность – это беда не только нашей страны. Не случайно этот вопрос был внесен в повестку 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где было заявлено, что сегодня мировое сообщество переживает «глобальный кризис в области обеспечения безопасности дорожного движения» [ 10]. Проблема безопасности дорожного движения сейчас встала в один ряд с важнейшими социально-экономическими проблемами. Каждый год в результате ДТП более 10 млн. человек в мире погибают и получают ранения. По данным ООН на дорогах мира гибнет 1,2 млн. человек, еще около 50 млн. людей получают травмы или становятся инвалидами на всю жизнь. ДТП наносят большой ущерб здоровью людей. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основой причиной гибели или увечий и станет более серьёзной проблемой для здоровья людей, чем даже такие заболевания, как малярия,   туберкулёз    и   ВИЧ\ СПИД. Кроме того, по данным ООН, дорожные аварии являются во всем мире второй по величине причиной смерти среди молодых людей в возрасте 25-29 лет и третьей причиной смерти людей в возрасте 30-45 лет. Если не предпринимать безотлагательных мер по повышению безопасности дорожного движения, то к 2020 году в странах с низким и средним уровнем доходов населения количество людей, которые погибают в результате ДТП, вырастет на 80%.

     Кроме того ДТП оказывают влияние на экономическое и социальное развитие многих стран. На национальном уровне они приводят к экономическим потерям, равным 1-3% от валового национального продукта. По данным Всемирного банка, в результате дорожно-транспортных происшествий глобальные экономические потери в мире составляют 500 млрд. американских долларов в год. В частности в  России потери от ДТП составляют более 1 млрд. американских долларов в год.                          По        ииии По числу ДТП и количеству погибающих при ДТП наша страна занимает одно из первых мест среди других стран мира, а по числу погибших при 100  ДТП РФ занимает первое место. Исследования показывают, что транспортные средства в России в пять раз опаснее, чем в экономически развитых странах с высоким уровнем автомобилизации и высокой интенсивностью движения. За последние 10 лет в РФ число погибших в ДТП превышает 300 тысяч человек, что эквивалентно населению среднего областного центра. Сегодня проблема дорожно-транспортного травматизма в России, без преувеличения, представляет угрозу безопасности граждан и государства в целом.      ..........15 ноября 2009 года во всем мире прошли ежегодные мероприятия, посвященные Всемирному дню памяти жертв ДТП. Идея ежегодно поминать жертв аварий родилась еще в 1993 году у сотрудников Британского благотворительного фонда помощи жертвам ДТП. 26 октября 2005 года своей резолюцией Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства в третье воскресенье ноября каждого года отмечать Всемирный день памяти жертв ДТП. Цель Всемирного дня памяти жертв ДТП заключается в том, чтобы отметить память жертв ДТП и выразить соболезнования членам их семей, а также в очередной раз напомнить государству и человечеству о необходимости обеспечения безопасности дорожного движения.  
 

1.2. Причины ДТП и  факторы, влияющие  на безопасность  дорожного движения

     Статистика [11] показывает, что «число погибших и раненых в ДТП существенно превышает аналогичные показатели локальных войн. Основные факторы БДД могут быть сведены в три взаимосвязанные группы:

     1) действия и поведение участников  дорожного движения;

     2) технические характеристики и состояние транспортных средств;

     3) дорожные условия. 

     Гармоничность всех трех групп условий и адекватность 1-й и 2-й г, 3-й групп – необходимое условие безопасности движения, а дисгармония этих факторов и несоответствия, как между указанными группами, так и внутри каждой группы являются причинами ДТП. Каждая группа факторов является также многоуровневой подсистемой, в которой направленность на гармоничность или дисгармонию зависит от людей как непосредственно, так и опосредованно от их отношения к делу, технологической дисциплины и общей культуры, что проявляется через качество дорог, состояние транспортных средств и т.п.

     Первая  группа причин ДТП напрямую связана с человеком. Статистика [11] оценивает, что «более 70% ДТП происходит по вине водителей (до 30% – в нетрезвом состоянии) », хотя не малая доля в этом и пешеходов. Поведение на дороге зависит от физического и психического состояний, а также от нравственных установок участника дорожного движения. Стиль общения работников ГАИ с водителями также является важным условием, влияющим на их психическое состояние.          Важнейшими факторами второй группы являются качество техобслуживания и ремонта транспортных средств, зависящее от наличия запчастей, их качества, качества горюче-смазочных материалов, цен на них, финансового положения владельцев транспортных средств. На фоне сложного экономического положения в стране указанные факторы серьёзным образом зависят от нравственных основ руководителей и исполнителей организаций, в которых выполняются эти работы, т.е. тоже основным является «человеческий фактор».

     Факторы третьей группы разнообразны: техническое  состояние дорожного покрытия,  соответствие элементов трассы (профиль дорожного полотна, выполнение виражей и т.п.) требованиям скоростного режима дороги, интенсивность дорожного движения, метеоусловия (состояние дорожного покрытия, условия видимости и т.п.), организация регулирования дорожного движения и многое другое.           Таким образом, можно сказать, что причиной ДТП является комплекс факторов, одновременно воздействующих в процессе дорожного движения. Но, в то же время, следует признать, что именно «человеческий фактор», неадекватное поведение человека чаще всего становится источником опасности на дороге, является основной причиной дорожно-транспортных происшествий. 

Информация о работе Роль социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения