Роль социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать роль социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения.
Задачи: 1. Выявить, почему безопасность на автомобильном транспорте является одной из острейших социальных проблем. 2. Определить причины ДТП и факторы, влияющие на БДД. 3. Определить уровень дорожно-транспортной культуры населения и основные направления ее повышения. 4. Проанализировать социальную рекламу по безопасности дорожного движения.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….... 3
Глава I. Теоретические основы изучения значения социальной рекла-мы в системе безопасности дорожного движения
1.1. Безопасность на автомобильном транспорте, как одна из острейших социальных проблем…………………………………………………………. 6
1.2. Причины ДТП и факторы, влияющие на безопасность дорожного движения…………………………………………………………………………… 8
1.3. Состояние и основные направления повышения дорожно-транспортной культуры населения ………………………………………………………. 9
1.4. Социальная реклама безопасности дорожного движения………….. 15
Глава II. Практическое исследование значения социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения
2.1. Методология исследования ………………………………………….. 24
2.2. Результаты исследования ……………………….................................. 25
2.3. Выводы ………………………………………………………………... 30
Заключение ……………………………………………………………….. 32 Список литературы ………………… ………………………………........ 33
Приложение 1 ……………………………………………………………… 34
Приложение 2 ……………………………………………………………… 38

Файлы: 1 файл

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ .doc

— 1.87 Мб (Скачать)

     Рассмотренные нами выше примеры  социальных реклам были частью рекламных компаний на общероссийском уровне. Теперь же нам хотелось бы рассмотреть реализацию федеральной программы на региональном уровне, на примере города Иркутска.         Первая цель социальной рекламы - привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения. Поэтому, проблему краж и угонов транспортных средств от крупных иркутских торговых центров представили как «антирекламу» этих центров на мультимедийных ЖК-видеоэкранах. После выхода видеоролика в эфир о проблеме заговорили и средства массовой информации: на телевидении вышло несколько сюжетов, в прессе был опубликован ряд статей. Руководство ГИБДД города постоянно принимало звонки от директоров тех торговых центров, которые были «проантирекламированы». Они просили прекратить показ видеоролика. И твердо обещали решить вопрос по обеспечению сохранности автотранспорта своих покупателей. Таким образом, к проблеме краж и угонов транспортных средств внимание общественности было привлечено. Также интересный вариант привлечения внимания был использован к проблеме пьянства за рулем и превышения скоростного режима. Злостным нарушителям правил сотрудники ГИБДД выдавали письма «с того света»  от детей, погибших по вине водителей. В «посланиях» прилагались фотография ребенка с места аварии и записка детским подчерком о его несбывшихся мечтах и желаниях.           Другая немаловажная цель социальной рекламы по безопасности дорожного движения - формирование положительного общественного мнения о ГИБДД. Для достижения этой цели используются рекламные щиты, тканевые растяжки и видеоролики. Например, к 70-летию со дня образования службы ГИБДД был создан видеоролик, который транслировался в эфире регионального телевидения. Видеоряд данного ролика был представлен не только историческими черно-белыми фотографиями, но и образами ныне действующих сотрудников ГИБДД, причем как мужчин, так и женщин. Во время проведения рейда «Внимание - дети!» в эфире транслировался видеоролик, направленный на предупреждение ДТП с участием детей. Ко Дню памяти жертв ДТП в эфире всех региональных телекомпаний транслировался черно-белый видеоролик «Будьте внимательны на дорогах!». Его сюжет посвящен погибшему в дорожно-транспортном происшествии школьнику. В видеоряде представлен класс, одноклассники и пустая парта, на которой лежат две красные гвоздики.          За последнее время количество щитовой информации и информации на тканевых растяжках увеличилось. В 2009 г. в Иркутске было размещено 119 видов растяжек и щитов. Помимо информации по БДД, темами щитовой и тканевой рекламы является и информация поздравительного характера, например поздравление ветеранов с Днем Победы, поздравление сотрудников ГИБДД с профессиональным праздником.        Опыт ГИБДД города показывает, что большое профилактическое значение имеет размещение предупредительной информации в «бегущей» строке телевидения. Например, в ходе операции «Катушка» большой общественный резонанс имеет информация в бегущей строке: «В городе проходит операция «Катушка». Просьба сообщить о наледях, выходящих на проезжую часть, по телефону: 25-11-05. ГИБДД ». Полученная от жителей города информация проверяется, опасные горки ликвидируются. На постоянной основе информация ГИБДД размещается в «бегущих строках» региональных телекомпаний. С целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма информация по БДД ежедневно выходит в бегущих строках ведущих телекомпаний. Для расширения информационного поля задействована «бегущая строка», выходящая в салонах общественного транспорта (в трамваях и троллейбусах).            В качестве носителей рекламы используются борта автотранспорта, осуществляющего пассажирские перевозки. Информацией по безопасности дорожного движения раскрашены автобусы, троллейбусы. В размещенной на бортах информации приоритет имеет текст, слоган, лозунг, призыв. Например, «Водитель! Сохрани жизнь ребенка». А в изображении обязательно используется четко интерпретируемая символика ГИБДД.     Итогом успешного использования возможностей социальной рекламы в пропаганде БДД и профилактике аварийности стало снижение на территории Иркутска аварийности на 7,3% [11].  
 

Глава II. Практическое исследование значения социальной рекламы  в системе безопасности дорожного движения

2.1. Методология исследования

      Актуальность  проблемы исследования определяется тем, что высокие темпы автомобилизации остро обозначили проблему обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП. Одним из видов мероприятий является проведение рекламных кампаний БДД. На организацию таких кампаний государство тратит большие деньги, надеясь привлечь внимания широкой общественности к проблеме БДД и рассчитывая на большой положительный эффект от их проведения.         Целью данного исследования является определение степени влияния социальной рекламы БДД на участников дорожного движения города Иркутска.

      Задачи  исследования:

    1. Определение уровня дорожно-транспортной культуры населения.

    2. Выявление отношения участников дорожного движения к социальной рекламе БДД.

      В качестве метода исследования использовалось анкетирование (бланк анкеты см. Приложение 2).         Объект исследования: участники дорожного движения города Иркутска.             Предмет исследования: отношение участников дорожного движения к социальной рекламе БДД.          Гипотеза: участники дорожного движения практически не обращают внимание на социальную рекламу БДД, а значит, она мало эффективна и не способствует уменьшению количеству ДТП в городе.

      План исследования:   1.Выдача анкет респондентам.

                2. Анализ эмпирических данных.

                3. Подведение итогов  анкетирования.

       

2.2. Результаты исследования 

     В ходе проведения анкетирования были опрошены 50 человек. Итоги опроса показывают уровень дорожно-транспортной культуры населения  и отношение участников дорожного движения к социальной рекламе БДД.

     Анкеты  респондентов распределились следующим  образом по категориям участников дорожного движения:

  • пешеходов – 17%
  • водителей – 83%.

    В распределении  опрашиваемых по возрасту:

  • до 20 лет –17%
  • от 20 до 30 лет –31%
  • от 30 до 45 лет –35%
  • в возрасте 45-60 лет –15%
  • старше 60 лет - 2%

     Как показывают приведенные выше данные, в опросе приняли участие респонденты  с самым различным уровнем  образования от начального до высшего.

     При общем анализе опрошенных участников дорожного движения на вопрос «Оцените состояние безопасности дорожного движения в Вашем городе», общественное мнение выглядит следующим образом:

  • 5% – отлично
  • 10% – хорошо
  • 25% – удовлетворительно
  • 60% – неудовлетворительно. 

      На  вопрос «Изменилось ли состояние  безопасности дорожного движения в Вашем городе за последние три года?» ответы были получены в следующем соотношении:

  • 6 % – респондентов отметило изменение в лучшую сторону
  • 19% – ответило, что не изменилось
  • 20% – затруднились ответить
  • 55% – отметили ухудшение.

     О дисциплинированности  участников дорожного движения можно сказать следующее. Абсолютно игнорируют правила безопасности на дороге – 4% граждан. Остальные же опрашиваемые соблюдают ПДД таким образом:

  • 22% – соблюдают всегда
  • 14% – взрослые соблюдают ПДД, находясь рядом с детьми
  • 15 % – соблюдают в присутствии сотрудника Госавтоинспекции
  • 19% – чаще соблюдают, чем нарушают (свой вариант ответа)
  • 8% – чаще нарушают, чем соблюдают (свой вариант ответа)
  • 18% – соблюдают при наличии светофоров и пешеходных переходов

       Оправдывая свое поведение, участников анкетирования ответили, что:

  • 40% – мешают соблюдать ПДД личные качества человека (легкомысленность, недисциплинированность и т.д.)
  • 12% – назвали основной причиной незнание Правил
  • 22% – участников опроса уверены, что нарушающими ПДД, движет чувство безнаказанности
  • 19% – респондентов видят причины нарушения в недостатках организации дорожного движения (отсутствие пешеходов, светофоров, их неудобное расположение)
  • 7% – респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.

     Из  каких источников граждане наиболее часто получают информацию по вопросам безопасности дорожного движения?:

  • 72% – из выступлений сотрудников милиции (Госавтоинспекции)
  • 14% – из программ радио и телевидения
  • 11% – из социальной рекламы
  • 3% – узнали данную информацию от друзей, знакомых, коллег по работеНа вопрос, «Проводится ли профилактическая работа по предотвращению ДТП в городе?» ответы выглядят следующем образом:
  • 8% – проводятся занятия по ПДД по месту работы регулярно  
  • 35% – СМИ регулярно проводят разъяснительную работу
  • 16 % –проводятся, но очень редко
  • 40% –респонденты предложили свой вариант ответа: «Да. Сотрудники Госавтоинспекции регулярно следят за соблюдением правил дорожного движения».

     В основном, участники дорожного движения, принявшие участие в анкетирование, на вопрос «Можете ли Вы вспомнить сюжет последней увиденной Вами социальной рекламы БДД?», ответили:

  • 58% – положительно
  • 24% –затруднились ответить
  • 18% – не смогли вспомнить.         Анкетирование показало, что большинство опрошенных считают необходимым чаще уделять внимание при создании социальной рекламы БДД таким факторам риска как:
  • 10% – игнорирование ремней безопасности и детских сидений
  • 35% – пребывание за рулем в нетрезвом состоянии
  • 15% – движение с превышением разрешенного скоростного режима
  • 25% – несоблюдение пешеходами ПДД
  • 15% – уважение участниками дорожного движения друг друга.

        Анализируя вопрос о влияние рекламных средств, установленных вдоль улиц и дорог можно сказать, что участники дорожного движения считают, что:

  • 57% – рекламные средства положительно влияют на них, в том плане, что дают большое количество информации
  • 18% – высказали свое мнение о том, что реклама ни как не влияет
  • 17% – высказали отрицательное отношение к установленной рекламной продукции (из-за затруднения восприятия дорожных знаков, указателей и светофоров)
  • 8% – затруднились ответить. 

     Мнения  о том, какой характер должна иметь социальная реклама БДД, разделились следующем образом:

  • 54% – опрошенных граждан считают, что социальная реклама БДД должна иметь запугивающий характер
  • 28% – опрошенных считают, что разъяснительный
  • 13% – нейтрально-информационный
  • 5% – предложили свой вариант ответа, что реклама должна носить шокирующий характер.   

     Из  предложенных вариантов социальных реклам БДД  отдали свое предпочтение:

  • 58% – мультипликационной рекламе в виде детских рисунков, имеющей нейтрально-информационный характер
  • 25% – выбрали запугивающую рекламу с ироническим уклоном
  • 17% – обратили внимание на рекламу с приведением конкретных данных, имеющих шокирующей характер.      

       Большее количество анкетируемых на вопрос «Поменяете ли Вы свое отношение к той или иной проблеме, после просмотра предложенных примеров реклам БДД?» ответили,  что:

  • 47% –приведенные варианты реклам не поменяли их отношение к проблемам БДД
  • 34% – сказали, что затрудняются ответить
  • 16% – дали положительный ответ
  • 3% – отметили, что социальная реклама в принципе не может повлиять на их отношение к той или иной проблеме (свой вариант ответа).  

     Отвечая на открытый вопрос, иркутяне выразили свое отношение к приведенным  вариантам реклам БДД (все приведенные  макеты реклам опрошенные могли также наблюдать на рекламных конструкциях вдоль дорог города):

  • «Реклама со смертью (a)  - действительно эффективна, обсуждаема и хорошо известна. Производит большое впечатление, проезжая мимо такой рекламы обязательно сбросишь скорость. Реклама с приведенными цифрами (b) не впечатлила после прочтения, навряд ли бы я даже обратил на нее внимание, на вид сильно невзрачная. Детские рисунки (c) цепляют взгляд, но думаю, она мало эффективна, взрослые отнесутся к ней не серьезно»
  • «Рекламы весьма хорошо сделаны, особенно радует первая со смертью и флажком, жаль только, что на машине когда едешь как правило на баннер тратишь 2 - 3 секунды, а из-за того что в Иркутске нарушен закон рекламы о дистанции и размещении баннеров, вообще на баннеры редко смотришь»
  • «Когда торопишься, и нет мусоров, обязательно нарушишь, и пофиг на рекламу - неубедительно»
  • «Выше представленные рекламы вполне прилично сделанные. Очень даже. И думаю, действенны. Проходя с 5 летним сыном мимо реклам в виде рисунков детей, даже останавливались и рассматривали. Ребенок запомнил – значит действует»
  • «Слишком добрые и чуть ли не позитивные рекламы. В Европе такие рекламы делают более жесткими, и эффект от них гораздо выше».

Информация о работе Роль социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения