Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа
Цель работы: проанализировать роль социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения.
Задачи: 1. Выявить, почему безопасность на автомобильном транспорте является одной из острейших социальных проблем. 2. Определить причины ДТП и факторы, влияющие на БДД. 3. Определить уровень дорожно-транспортной культуры населения и основные направления ее повышения. 4. Проанализировать социальную рекламу по безопасности дорожного движения.
Введение ………………………………………………………………….... 3
Глава I. Теоретические основы изучения значения социальной рекла-мы в системе безопасности дорожного движения
1.1. Безопасность на автомобильном транспорте, как одна из острейших социальных проблем…………………………………………………………. 6
1.2. Причины ДТП и факторы, влияющие на безопасность дорожного движения…………………………………………………………………………… 8
1.3. Состояние и основные направления повышения дорожно-транспортной культуры населения ………………………………………………………. 9
1.4. Социальная реклама безопасности дорожного движения………….. 15
Глава II. Практическое исследование значения социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения
2.1. Методология исследования ………………………………………….. 24
2.2. Результаты исследования ……………………….................................. 25
2.3. Выводы ………………………………………………………………... 30
Заключение ……………………………………………………………….. 32 Список литературы ………………… ………………………………........ 33
Приложение 1 ……………………………………………………………… 34
Приложение 2 ……………………………………………………………… 38
1.3. Состояние и основные направления повышения дорожно-транспортной культуры населения
В настоящее время термин «участник дорожного движения» применим практически к каждому гражданину страны. Практически все являются очевидцами многих нарушений, совершаемых другими участниками дорожного движения. При этом, к сожалению, на значительное число нарушений не пресекается и они официально остаются не замеченными. Это способствует тому, что, с одной стороны, водители начинают относиться к таким нарушениям как к обыденному, рядовому явлению. А с другой стороны, часть участников дорожного движения с неустойчивыми социальными установками теряет побудительный мотив к соблюдению правил дорожного движения, так как они не наблюдают негативных последствий подобной противоправной модели поведения.
Массовость
нарушений ПДД свидетельствует
о том, что сложившаяся система
государственного и общественного
воздействия на сознание участников
дорожного движения не достаточно эффективна.
Административные методы предупреждения
дорожно-транспортных происшествий, являясь
в целом эффективной формой профилактики,
тем не менее, из-за массового характера
правонарушений в дорожном движении, во
многом исчерпали себя. …….В связи с этим формирование
правосознания участников дорожного движения
и, прежде всего водителей, воспитание
в духе уважения к нормам и правилам в
дорожном движении является одной из важнейших
задач в деятельности органов государственного
управления, общественных и иных организаций,
заинтересованных в решении проблемы
обеспечения безопасности дорожного движения. По
оценкам специалистов [9]может быть выделен
ряд психофизиологических факторов, оказывающих
влияние на совершение дорожно-транспортных
происшествий водителями. К ним относятся:
низкая способность прогнозирования опасных
ситуаций на дороге во время движения,
неумение одновременно оценивать всю
совокупность параметров, характеризующих
собственное движение и движение окружающего
транспорта, а также внешние факторы: состояние
дороги, расположение дорожных знаков,
дорожной разметки, движение пешеходов,
сигналы светофоров и пр. Как показывает
анализ [ 9], большая группа водителей неспособна
заблаговременно принимать адекватные
решения и чувствовать опасность, склонна
к излишнему риску или действию с опозданием. Одним
из существенных субъективных факторов,
влияющих на состояние аварийности в стране,
является правовой нигилизм и игнорирование
требований безопасности. Социологические
исследования [9] показывают, что одна треть
опрошенных водителей не соотносит свои
действия с интересами других участников
движения, преследуя на дороге, прежде
всего, личностные, эгоистические цели.
Каждый четвертый водитель согласен с
тем, что многие водители отвыкли от дисциплины
и порядка на дорогах, зачастую нарушают
правила дорожного движения по привычке.
Что касается пешеходов, то три четверти
опрошенных признают, что при переходе
проезжей части они не руководствуются
сигналами светофора, а каждый пятый утверждает,
что вообще переходит дорогу там, где удобнее. Мониторинг
общественного мнения [9]свидетельствует
о напряженных отношениях между водителями
и пешеходами. Так, более трети пешеходов
высказывают мнение, что им становится
труднее находить компромиссы с водителями,
которые все более агрессивно ведут себя
на дороге. В свою очередь, водители упрекают
пешеходов в безответственном поведении
на дороге, нередко приводящем к аварийным
ситуациям. Взаимное противодействие
этих групп участников движения, как правило,
способствует созданию опасной обстановки
на дорогах, что и приводит к многочисленным
конфликтам, и как следствие – ДТП. Анкетный
опрос [9] водителей индивидуальных автомобилей
и инспекторов дорожно-патрульной службы
ГИБДД показывает, что абсолютное большинство
водителей вполне осознанно идет на нарушение
ПДД (не нарушали правила в течение месяца
менее 10%). Почти половина опрошенных водителей,
а кроме того более 70% из числа осужденных
водителей считают, что нарушать правила
их «заставляла» сама дорожная ситуация
(плохое состояние дорог, недостатки в
организации движения, высокая интенсивность
движения и т.п.). Второй по значимости
причиной, вынуждающей нарушать правила,
по мнению всех опрошенных, явилась спешка,
третьей – неверная оценка и ошибочное
предвидение развития дорожной ситуации,
четвертой – отвлечение внимания водителя.
К пятой причине респонденты отнесли нечеткость
формулирования ряда положений ПДД. Анализ
опросов также свидетельствует, что в
среднем пятая часть опрошенных водителей
управляли транспортным средством в состоянии
алкогольного опьянения. Управляя транспортными
средствами в состоянии алкогольного
опьянения, водители, как правило, сознают,
что совершают правонарушение. Однако
почти четвертая их часть надеялась, что
они не будут замечены и наказаны, а пятая
– что алкоголь не повлияет на качество
вождения и оценку дорожной ситуации. Исторический
опыт формирования общественного сознания
и форм поведения широких масс населения
на основе социально-психологических
и философских систем, в том числе религиозных
учений, различных духовных концепций
и т. д. позволяет сделать вывод о возможности
массового изменения в характере поведения
людей. Закономерности общественного
поведения людей, сопоставление их с условиями
и особенностями деятельности человека
в таком массовом социальном процессе
как дорожное движение позволяет выделить
основные положения, реализация которых
может дать положительный результат в
деле законопослушного воспитания
участников дорожного движения. Первое.
Обеспечить глубокое осознание каждым
человеком объективно существующей опасности
в дорожном движении, целенаправленное
разрушение часто встречающихся иллюзий
безопасности и вседозволенности, мешающих
формированию правильного поведения людей
на улицах и дорогах. Второе. Добиться сознательного
понимания каждым участником дорожного
движения причин возникновения дорожно-транспортных
происшествий и, прежде всего, коренящихся
в самом человеке. Третье. Обеспечить достижение
твердой уверенности в том, что при рациональном,
грамотном поведении, при соблюдении ПДД
можно избежать или свести к минимуму
вероятность возникновения дорожно-транспортных
происшествий.
Проблема
обеспечения безопасности дорожного
движения не может быть решена без
поддержки самых широких слоев
населения. В ходе социальных и экономических
реформ происходит все большее осознание
важности и необходимости учета мнения
общественности в процессе реализации
управленческих решений, целевых программ
и проектов. Исходя из этого, при определении
направлений формирования правового поведения
людей в дорожном движении должна проводиться
дифференцированная пропаганда, ориентированная
на разные социальные и возрастные категории
населения.
1.4. Социальная реклама безопасности дорожного движения
Субъектами пропаганды безопасности дорожного движения определены подразделения Госавтоинспекции, средства массовой информации, автотранспортные предприятия, соответствующие общественные объединения, а также дошкольные и иные образовательные учреждения. Их задачами является распространение знаний по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Для пропагандистских целей могут использоваться любые средства массовой информации – телевидение, печатная продукция, реклама, особенно наружная реклама. Основные задачи социальной рекламы по безопасности дорожного движения – донести до участников дорожного движения адекватное понимание возможных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, привлечь население к деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, сформировать у общества значимые стереотипы транспортной культуры и повысить правосознание граждан. Во время проведения акций, профилактических мероприятий и при создание социальной рекламы работники ГАИ придерживаются рекомендаций, отмеченных в резолюциях ООН. Особенное внимание уделяется следующим факторам риска:
Реклама безопасности дорожного движения обязательно имеет место в любом развитом обществе, ведь по большому счету она стремится установить в обществе порядок, привлекая внимания широкой общественности к тому или иному, как правило, проблемному явлению общественной жизни. Эффективность рынка рекламы обеспечения безопасности дорожного движения является важным показателей работоспособности органов ГИБДД в целом. В рамках исполнения мероприятия 3.63 федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» «Создание видео- и телевизионной информационно-пропагандистской продукции, организация тематической наружной социальной рекламы (баннеры, перетяжки), а также размещение материалов в средствах массовой информации, общественном транспорте, кинотеатрах и т.д.» [8] была подготовлена и осуществлена поставка пропагандистской продукции по тематике безопасности дорожного движения. Была поставлена наружная реклама по пропаганде БДД; параллельно выполнялись работы по созданию и размещению пропагандистской аудио и видеопродукции в различных городах России. Рассмотрим примеры некоторых социальных роликов на тему безопасности дорожного движения, разработанных специально в рамках федеральной программы. Ролики создавались при финансовой поддержке Российского союза автостраховщиков. Сняты ролики в стиле экшн. Транслировались по телевидению на каналах «Россия» и «Вести 24».
Пример 1. Сюжет: ночь, дождь, сверкают мигалки припаркованных машин каких-то спецслужб, разбитое лобовое стекло, из которого на капот выпал человек с пробитой головой, в салоне в крови с открытыми глазами безнадежно мертвая девушка, плюшевый медвежонок, которого сжимают чьи-то руки... Камера отъезжает - и в кадре маленькая девочка в детском кресле, сжимающая эту игрушку и смотрящая на мир огромными в пол-лица глазами... Далее в кадре открытые задние двери «скорой помощи», каталка, на которой нечто, завернутое в черный полиэтилен, крупно в кадре руки застегивают последнюю застежку на носилках. Слоган: пристегнись, а то пристегнут тебя. Суть: если бы родители пристегнулись, то не оставили бы сиротой ребенка. Эта социальная реклама снята в жанре экшн. Создатели ролика из агентства «Естественно» считают ее весьма эффективной. Реклама была нацелена на аудиторию водителей, у которых отношение к ремням безопасности снисходительное — тех, кто считает, что ремни несильно помогают в аварийных ситуациях. И только ролик такого характера, на первый взгляд чрезмерно кровавый, может вывести водителей из состояния равновесия, и сломать стереотипное отношение к проблеме использования ремней безопасности. Эффект: когда работу агентства «Естественно» начали транслировать в кинотеатрах и на пяти кабельных каналах, замеры реакции аудитории показали следующее. Ролик не понравился: 49% зрителей заявили, что он слишком жесткий, кровавый. Но вместе с тем почти 60% признались, что поменяли свое отношение к проблеме. А 63% опрошенных после киносеанса сказали, что станут чаще пристегиваться после просмотра ролика. Это означает, что агентство выбрало верную тональность сообщения.
Пример 2.Сюжет: девушка рассказывает о своем молодом человеке в прошедшем времени: «Он всегда говорил: «Я везучий как черт»». Зрители видят, как парень успевает вбежать в закрывающийся лифт, где его ждет девушка. Затем трогательные картины счастья вдвоем: взявшись за руки, они бегут куда-то, после едут в машине. Она улыбается: «Помнишь, как мы любили? Как встретились? Как спешили жить и всегда успевали...» Не сбавляя скорости, парень проезжает на красный свет, и в этот момент происходит столкновение с грузовиком. Машина несколько раз переворачивается. «Тебе повезло: ты умер сразу»,— резюмирует девушка, которая, как теперь может видеть зритель, сидит в инвалидном кресле. Суть: смерть не самое страшное, что может случиться после аварии. Эффект: история об умершем парне, по вине которого девушка всю оставшуюся жизнь проведет в инвалидном кресле, и хорошая, чувственная игра актрисы заставляют задуматься и вспомнить о близких, прочувствовать боль от возможной потери родных. Идентифицировав себя с главной героиней ролика, зрители понимают, что эту боль можно было бы избежать, соблюдая элементарные правила дорожного движения.
Пример 3.Сюжет: офисный центр, по коридорам спешат по своим делам люди, девушка начинает толкать плечом мужчину и тут же получает локтем в лицо, падает и теряет сознание. Молодой человек попытался войти в лифт первым, за что получает от другого головой в лицо, а потом еще и ногой, чтоб уж он точно не поднялся. Суть: это иллюстрация к тому, как ведут себя люди, садясь за руль. Эффект: водители со стороны могут посмотреть, как они ведут себя по отношению к другим водителям, насколько низка их культура поведения на дороге. Ролик призывает всех водителей, вне зависимости от стажа вождения, национальности и других личностных характеристик, относится друг к другу с уважением и большей терпимостью. Цель рекламы - воспитание водителей в духе уважения к нормам и правилам дорожного движения.
Пример 4. Сюжет: мужчина в пальто, целует жену, дочь и выходит из квартиры прямиком в окно. Пока он летит на встречу с асфальтом, голос за кадром утверждает, что столкновение на скорости 50 км/час - то же самое, что выпасть с пятого этажа. Суть: соблюдение скоростного режима может спасти жизнь. Эффект: в ролике проводится аналогия действий: мужчина, выходящий из окна, поступает также безрассудно, как и водитель, идущий на обгон или выезжающий на встречную полосу на высокой скорости. Если страх скорости отсутствует у большинства водителей и последствия от столкновения на какой-либо скорости трудно визуально представить, то страх высоты и последствия от падения может оценить практически каждый. И такое необычное сравнение действий, заставляет задуматься и представить себя в двух, казалось бы, разных ситуациях, но с одинаково трагичным концом. Все выше описанные рекламные ролики были отмечены на различных конкурсах, стали победителями международных фестивалей, обладателями Гран-при парижского конкурса телерекламы. Все это доказывает высокий уровень их исполнения, а значит и их высокую эффективность и действенность роликов. Главные плюсы данных реклам это то, что использован целый ряд «приёмов» социальной рекламы, а также качественная картина и игра актёров.
А теперь рассмотрим примеры тематической наружной социальной рекламы (баннеры, перетяжки), разработанные в рамках федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг» (см. Приложение 1). Агентство «ИМА-пресс» разработало и провело комплексную рекламную кампанию для ГИБДД России. Задачами проекта являлось привлечение внимания водителей и пешеходов к проблемам безопасности на дорогах, повышение уровня компетентности пешеходов и водителей в области безопасности дорожного движения, снижение количества происшествий на дорогах, формирование позитивного имиджа структур, участвующих в реализации программы, в первую очередь ГИБДД. Кампания была разделена на четыре ключевые части: акции «Внимание — дети!», «Внимание — пешеход!», «Вежливый водитель» и «Зебра», для каждой из которых специалисты «ИМА-пресс» разработали комплексную программу коммуникативных мероприятий. Рекламная кампания включала наружную рекламу, POS -материалы, рекламу в печатных СМИ. Решение рекламных носителей было выполнено в едином стиле в соответствии с креативной концепцией, разработанной агентством. Дизайн данной концепции выполнен в стиле пиктограмм, что привычно и удобно для восприятия на дорогах. Цвета подобраны таким образом, чтобы максимально привлечь внимание. Каждая из четырех частей кампании была поддержана промоакцией. В местах массовой концентрации представителей целевой аудитории (пешеходов, водителей на автомобилях, детей) промоперсонал в одежде, стилистически решенной в едином ключе с рекламной концепцией акции, раздавали информационные материалы кампании. Рассмотрим социальную рекламу, инициированную ГИБДД России, и разработанную агентством социальных коммуникаций «Zavod». Агентство ставило перед собой задачу информирования широкой общественности о размерах потерь на дорогах. В рекламе ГИБДД открыто заявляет о ежегодном количестве жертв ДТП в нашей стране: 30 тысяч погибших, из них более 1000 детей. Так как данная проблема является следствием комплекса несовершенств в нашем обществе, данный информационный посыл направлен, в том числе, и в адрес властей всех уровней, ответственных за состояние дорог, инфраструктуры, дорожных знаков. Цель этого проекта заключается в том, чтобы каждый член общества - водитель, пешеход, чиновник, родитель - осознал меру своей ответственности в уменьшении числа жертв ДТП. Компания «САН ИнБев» запустила очередной этап социальной кампании, направленной на борьбу с пьянством за рулем. В основу кампании положен слоган: «Пьянство за рулем убивает. Рано или поздно. Всегда». Также компания обратила внимание на весьма актуальную проблему: «разговоры по мобильному телефону за рулём». Водители знают, что разговаривать по мобильному телефону во время управлением автомобилем без использования handsfree запрещено и в 2008 даже были увеличены штрафы за это правонарушение, но все равно пользуются ими. «Не разговаривайте по мобильному телефону за рулём» гласит внизу белая надпись на чёрном фоне. В центре же мы видим обрывок фразы, которую не закончил тот, кто ослушался и всё же говорил по мобильному, а также логотипное изображение перечёркнутого мобильного телефона, а вокруг темноту (черноту) и пустоту. Эффективность такого рода социальной рекламы сводится к очень малой величине, так как тут не предлагается (не показывается) человеку альтернативы и восприятие основного посыла прерывается. Но зато реклама выполнена креативно и необычно, заставляет обратить внимание и задуматься над идеей сообщения. Креатив был разработан рекламным агентством «Lowe Adventa». Также некоторое время назад в крупных городах России ГИБДД размещало социальную рекламу, которая оказалась весьма действенной.ГИБДД, вешало вдоль автомобильных трасс щиты с портретом изуродованного мужчины. Надпись под этим портретом никого не оставляла равнодушным: «Не все, кто садятся за руль пьяным, умирают». Также был размещен плакат с изображением женщины с ребенком на руках и надписью «Мы ждем тебя дома». Таким образом, ГИБДД использовало, два типа социальной рекламы: агрессивного и позитивного характера, причем первый был гораздо эффективнее. Вообще, успехи достигнутые Россией в совершенствовании системы безопасности движения при помощи различных видов социальной рекламы определенной тематики весьма заметны. Несмотря на крайне сложную дорожную ситуацию, общество смогло перебороть в себе агрессивные стереотипы поведения на дорогах. В результате реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» «смертность в ДТП сократилась на 10%, количество травмированных на 7,3%. 3 000 сохраненных жизней» [11] - таков итог планомерно реализуемых усилий ГИБДД и постепенно меняющегося сознания всех участников движения. Люди понимают, что ситуация на дорогах меняется и осознают свое участие в этом процессе, они уверены в целесообразности проведения дальнейших мер по наведению порядка на российских дорогах.
Информация о работе Роль социальной рекламы в системе безопасности дорожного движения