Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:53, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является анализ развития интеллектуального потенциала российской молодежи и разработка рекомендаций по содействию эффективному развитию интеллектуального потенциала молодежи средствами PR. Задачами работы являются: Анализ теоретических аспектов развития интеллектуального потенциала молодежи;
Анализ основ PR и способов влияния на молодежь; Проведение опроса среди молодых людей об особенностях влияния PR, способствующего развитию их интеллектуального потенциала, подведение итогов, анализ анкет опроса с целью получения достоверных результатов; Анализ особенностей влияния PR на молодежь с целью формирования и развития интеллектуального потенциала;
Содержание 2
Введение 3
1.1 Понятие и структура интеллектуального потенциала молодежи, способы его развития 9
1.2 Современная ситуация развития интеллектуального потенциала в России 21
Глава 2. Принципы и технологии развития интеллектуального потенциала молодежи 33
2.1 Сущность PR и его особенности влияния на молодежь 33
2.2 Значимость влияния PR на современную молодежь и ее интеллектуально развитие 47
Глава 3. Практика вовлечения молодежи в интеллектуальную деятельность в рамках коммерческой организации 54
3.1 Особенности работы с молодежью в рамках коммерческой организации 54
3.2 Методические рекомендации по развитию интеллектуального потенциала молодежи средствами PR 55
Заключение 60
Глоссарий 63
Литература 64
Теперь необходимо указать основные способы, которые будут гарантировать развитие интеллектуального потенциала молодого человека.
Одним из основных способов развития интеллектуального потенциала является инвестирование в образование: формирование системы начального, среднего, средне-специального и высшего образования. Это бы обеспечило формирование системы подготовки высоко квалицифицированных специалистов, людей, обученных по специальности, и выпускников школ, которые могли бы без труда проходить выпускные экзамены с максимальными результатами.
Еще одним способом развития
интеллектуального потенциала является
создание условий для решения
творческих задач, развития творческого
потенциала, при условии трудовой
деятельности, участие в проведении
научно-исследовательских и кон
Передача знаний является успешным способом формирования и развития интеллектуального потенциала: проведение семинаров, тренингов, курсов переподготовки. Смысл такой деятельности заключается в приобретении у внешних аудиторий накопленных знаний, а также в дальнейшем творческом развитии полученных знаний, конечной их материализации в конечных продуктах и наращивании интеллектуального потенциала11.
Построение карьеры является очень важной составляющей процесса наращивания интеллектуального потенциала. Прохождение профориентационных тестов, изучение специфики профессии, ее особенностей, специальных знаний и т.д. – все это позволяет с максимальной эффективностью реализовать умственные способности молодых людей. Планирование и мотивация позволяют достичь баланса между интересами предприятия и работника, поскольку продвижение сотрудника по ряду должностей способствует реализации конкретных целей предприятия, а также развитию интеллектуального потенциала самого работника и определению им той должности, на которой он мог бы работать с максимальной творческой отдачей.
Специальная литература, информационные издания гарантируют, при их постоянном использовании, наращивание знаний и получения новой информации, которые могут быть использованы в повседневной и профессиональной деятельности. Огромную роль в этом являются библиотеки, функциональная роль которых с каждым годом сходит на «нет», но при этом библиотека – это огромный потенциал для развития, без особых материальных затрат.
Сохранение здоровье и инвестирование в здоровый образ жизни приводят к сокращению заболеваний и смертности, к продлению трудоспособной жизни человека, и времени использования интеллектуального капитала. С течением жизни происходит постепенный износ физико-интеллектуального капитала, а правильное использование ресурсов организма, и вложение средств в поддержание здорового образа жизни замедлит этот процесс.
В связи с тем, что
развитие интеллектуального потенциала
– это прогрессивное
С учетом того, что воздействие на массовую аудиторию обычно происходит через печатные и электронные СМИ, а молодые люди черпают информацию именно из этих источников, необходимо отметить эффективность данного метода. PR-сообщения являются косвенными и передаются, как правило, через участие в публичных событиях, дискуссиях, пресс-конференциях, презентациях, семинары и т.д. Тем самым донесение информации является ненавязываемым, а эффект - колоссальным. Помимо традиционных СМИ, для передачи PR-сообщений могут использоваться все прочие информационные каналы: direct-mail (реклама почтой), Интернет, книги и т.д. Имея такой методический аппарат можно с уверенностью говорить об эффективности PR, как средства развития интеллектуального потенциала молодежи, отличающегося новизной и широким спектром возможности действия.
Имея структурированный методологический аппарат, способствующий формированию интеллектуального потенциала, можно создать систему, которая бы содействовала гармоничному развитию важных качеств и способностей человека, что гарантировало бы формирование и развитие интеллектуального потенциала. А это, в свою очередь, эффективно помогало бы качественному изменению интеллектуального потенциала страны, как гарантии развития России, и реализации самых смелых инновационных проектов.
Рост интеллектуального потенциала определяется возможностями: с одной стороны, обеспечивать все области современными знаниями, данными, которые позволят проводить успешный анализ и использовать информационные технологии в различных процессах работы. С другой стороны, возможностями обучения и переобучения каждого человека, как основного производителя, и потребителя актуальных для него данных.
Интеллектуальный, творческий потенциал, интеллектуальный капитал каждого человека образуют систему, именуемую интеллектуальным потенциалом общества. А именно, совокупностью человеческих, материальных и финансовых ресурсов, которые задействованы в двух тесно связанных между собой ключевых областях интеллектуальной жизни общества – науке и образовании, являющихся движущей силой развития российского общества. Это не говорит о том, что в остальных сферах деятельности интеллектуальный потенциал не задействован. Это подразумевает, что основным фундаментом успешных инновационных проектов и программ, которые позволят России сделать качественный скачок во всех сферах жизнедеятельности, будут являться наука и образование. Особенно актуальным будет образование, т.к. наука не пользуется «спросом» у молодого поколения. Но образование и в первую очередь самообразование, как качественные характеристики успешного развития общества, должны будут отвечать запросам молодых людей, которые стремятся к полноценному развитию себя как личности.
Для того чтобы полноценно
оценивать современное
Как показала история, эта
сложная и важнейшая
В хрущевские времена интеллектуальный потенциал использовался так же довольно активно. После успешного выполнения ядерных программ наука приобрела авторитет. СССР был лидером в наукоемких разработках по космосу и микроэлектронике. И по официальным данным и по данным ЦРУ и Бюро цензов США13 динамичность экономики хрущевского периода превосходила динамичность экономики США того времени.
Главный интеллектуальный потенциал России сегодня это – Российская Академия Наук (РАН). В советское время это была самая мощная в Мире структура фундаментальной науки. СССР поставлял на Запад знания бесплатно. Западные фирмы доводили эти знания до промышленной продукции. Они же получали прибыль от этих знаний. СССР получал «славу и авторитет советской науки в Мире». Эти «слава и авторитет» немного способствовали улучшению имиджа СССР на международной арене. Однако, такой «обмен» был неравноценен.
В СССР не было действенной системы использования результатов фундаментальной науки в народном хозяйстве, в экономике страны (как нет такой системы в России и сегодня). По этой причине многие Институты Академии были вынуждены заниматься не свойственной им деятельностью – проводить собственными силами внедрение своих разработок в промышленность. Результаты внедрения не всегда оказывались удачными. При всей своей высокой квалификации, ученые Академии плохо знают производственную практику. У них, зачастую, отсутствует достаточная база для проведения полупромышленных испытаний. В рекламных целях РАН регулярно составляет и издает перечни разработок готовых (или почти готовых) для использования в экономике.
В настоящее время сложившаяся в стране проблемная ситуация, связанная с определением стратегии ее выхода из затянувшегося кризиса, естественным образом подводит к мысли о том, что в числе факторов развития интеллектуальный потенциал страны занимает далеко не последнее место.
Молодежь, в данном случае, является основным «ресурсом» для восстановления России, а развитие интеллектуального потенциала молодых людей – приоритетной задачей. Но кризис коснулся молодежи в первую очередь: численность населения России в возрасте от 14 до 30 сокращается, общество стареет, возрастает социально-экономическая нагрузка14; каждое новое поколение детей и молодежи менее здорово, чем предыдущее. Под угрозой генофонд нации: снижается интеллектуальный потенциал молодежи, а вместе с этим инновационные возможности общества, резко обострилась проблема занятости молодежи, материально-бытовое положение, доступ к образованию ухудшаются, самосознание молодежи, ее самоидентификация, организованность, роль в общественной жизни, политике, защите своих интересов, субъектная позиция проявления значительно снизились. Происходит разрушение духовных и нравственных ценностей.
Отсюда вытекает возросшая
потребность обращения к новым
факторам развития интеллектуального
потенциала молодежи, необходимость
анализа его состояния и
В информационном обществе особое значение имеют технические и программные средства хранения, поиска и обработки необходимой информации, ее адаптации для решения текущих и стратегических задач, стоящих перед молодым человеком.
Сложные и многообразные проблемы сохранения и использования интеллектуального потенциала страны порождают нынешние условия России. Из того социально-экономического тупика, куда она была загнана гайдаровскими «реформами», ей - огромной и мощной державе - по статусу положено выбираться, опираясь в первую очередь на собственные силы и средства.
В России, по статистическим данным 2010 года, 98,5% молодых людей получили среднее образование, среднее полное 25%, высшее 10,2%16. При этом, необходимо отметить, что уровень образования и состояние науки в стране связаны напрямую. С учетом того, что полное среднее образование получают лишь четверть молодых людей, а высшее лишь десятая часть, необходимо задуматься о тех закономерностях развития нашей страны, с учетом общей образованности населения.
Что же касаемо науки, в России заметна тенденция старения научных кадров, в связи с тем, что ослаб приток молодежи, в результате чего по многим направлениям остро встала проблема преемственности научных поколений. Перестало обновляться научное оборудование, что негативно влияло на исследовательскую активность. А ведь наука, в особенности фундаментальная - основа основ и современного образования и технологии, т.е. интеллектуального потенциала в целом. Значительно снизился престиж науки и научного труда, который в советские времена был достаточно высок.
В финансовом отношении наука оказалась зажатой в тиски и с другой стороны. Чудовищная приватизация и упадок производства лишили его стимулов к обновлению технологии. Потребность в использовании научно-технических разработок свелась к минимуму. Сокращение бюджетных ассигнований дополнялось отсутствием заказов, а, следовательно, и финансирования со стороны и государства и производства. От этого особенно пострадала отраслевая наука, занимавшаяся технологическими разработками17.
Но, несмотря на негативные тенденции, можно полагать, что интеллектуальный потенциал России имеет возможности для развития. Он частично деградировал, но еще не утерял способности обеспечить современный уровень образования, а по некоторым направлениям также научный и технологический прогресс. Однако и этот потенциал по ряду причин задействован не полностью.
В связи с тем, что развитие интеллектуального потенциала молодежи является приоритетным направлением в работе многих ведущих организаций, а процесс «омоложения» кадров и целевой аудитории явлением систематическим, необходимо сформировать систему, позволяющую содействовать развитию интеллектуального потенциала молодежи средствами PR, на примере некоммерческого партнерства «Производители современной минеральной изоляции «Росизол».
Для выявления наиболее важных средств развития интеллектуального потенциала молодежи целесообразно было провести исследование по анализу формирования и развития интеллектуального потенциала молодежи, и в частности влиянию PR на формирование и развития интеллектуального потенциала. Не ставя под сомнение необходимость и эффективность основных средств развития интеллектуального потенциала, на основе современного состояния России, отрасли работы некоммерческого партнерства, целесообразно было предложить возможность альтернативного средства развития интеллектуального потенциала молодежи, и изучить отношение респондентов к инновационной методике.
Опрос проводился среди потенциальных клиентов некоммерческого партнерства «Росизол», общее число которых составило 50 человек. Из них было опрошено 19 мужчин и 31 женщина, что обусловлено специфическим направлением работы организации. Среди опрошенных можно выделить две возрастные группы: 1 группа (50% респондентов) – 19-23 года, 2 группа (50% респондентов) – 24-30 лет.
Информация о работе Развитие интеллектуального потенциала молодежи средствами PR