Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:53, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является анализ развития интеллектуального потенциала российской молодежи и разработка рекомендаций по содействию эффективному развитию интеллектуального потенциала молодежи средствами PR. Задачами работы являются: Анализ теоретических аспектов развития интеллектуального потенциала молодежи;
Анализ основ PR и способов влияния на молодежь; Проведение опроса среди молодых людей об особенностях влияния PR, способствующего развитию их интеллектуального потенциала, подведение итогов, анализ анкет опроса с целью получения достоверных результатов; Анализ особенностей влияния PR на молодежь с целью формирования и развития интеллектуального потенциала;
Содержание 2
Введение 3
1.1 Понятие и структура интеллектуального потенциала молодежи, способы его развития 9
1.2 Современная ситуация развития интеллектуального потенциала в России 21
Глава 2. Принципы и технологии развития интеллектуального потенциала молодежи 33
2.1 Сущность PR и его особенности влияния на молодежь 33
2.2 Значимость влияния PR на современную молодежь и ее интеллектуально развитие 47
Глава 3. Практика вовлечения молодежи в интеллектуальную деятельность в рамках коммерческой организации 54
3.1 Особенности работы с молодежью в рамках коммерческой организации 54
3.2 Методические рекомендации по развитию интеллектуального потенциала молодежи средствами PR 55
Заключение 60
Глоссарий 63
Литература 64
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра семейной, гендерной политики и ювенологии
«Допускается к защите»
__________________________
(подпись заведующей кафедрой семейной,
гендерной политики и ювенологии,
доктора педагогических наук, профессора
Романенко Надежды Михайловны)
«____» _____________ 2011 г.
Выпускная квалификационная работа
на тему:
«Развитие интеллектуального потенциала молодежи средствами PR»
Выполнила:
студентка дневного отделения 5 курса,
1 группы, специальности
«Организация работы с молодежью»
Фадеева Александра Александровна
Научный руководитель:
к. культурологии,
доцент кафедры семейной,
гендерной политики и ювенологии
Урмина Ирина Александровна
Москва, 2011
Содержание
Интеллектуальное развитие как стратегический ресурс современного общества «диктует» условия наращивания экономического, политического, социального, культурного потенциалов людей, что обуславливает развитие каждой отдельной страны и мира в целом.
Интеллектуальный потенциал каждого человека образует систему, именуемую интеллектуальным потенциалом общества, т.е. совокупностью человеческих, материальных и финансовых ресурсов, которые задействованы в двух тесно связанных между собой ключевых областях интеллектуальной жизни общества – науке и образовании, которые являются движущей силой развития российского общества.
Формирование и развитие интеллектуального потенциала определяется возможностями: с одной стороны, обеспечивать все области современными знаниями, данными, которые позволят проводить успешный анализ и использовать информационные технологии в различных процессах работы. С другой стороны, возможностями обучения и переобучения каждого человека, как основного производителя, и потребителя актуальных для него набора данных.
Обращаясь к истории, необходимо отметить, что основой развития и поддержания высокого статуса Советского Союза в мире всегда был человеческий и интеллектуальный капитал, интеллектуальный и образовательный потенциал, которые опирались на высокий уровень образования, культурные традиции и нравственно-этические ценности, научно-промышленный потенциал. Основной методологией донесения до сознания народных масс необходимости всестороннего развития являлась пропаганда. Плакаты, лозунги, «кричащие» обложки советских журналов закладывали в сознание народа необходимости развития и поддержания в тонусе своих умственных способностей, с целью возможности быть полезным своей стране.
В постсоветской России проблема развития интеллектуального потенциала личности, и в том числе молодежи, стала не так актуальна на фоне изменяющихся мировых политических и экономических реалий. В последние десятилетия учеными и международными организациями большие усилия затрачиваются для оценки совокупного интеллекта личностей на уровне целого народа, т.е. измеряется интеллектуальный потенциал нации, государства, организации, элемента организации, но не отдельного индивида. А такой метод воздействия, как пропаганда используется не в позитивных целях. При условии использования методологии PR, можно создать систему, которая бы обеспечивала формирование и развитие интеллектуального потенциала молодежи, как самой восприимчивой для воздействия социальной группы, с целью развития личности. Тем самым создания системы развития молодежи, которая в будущем обеспечит развитие России.
В связи с социальными, психо-эмоциональными и др. особенностями, молодежь получает и обрабатывает, в своей повседневной деятельности, огромное количество информации. Зачастую, их качественные характеристики не могут удовлетворить информационным запросам молодого человека. Но даже тот объем информации, которая поступает в процессе поиска необходимых данных, оказывает существенное влияние на того, кто занимается поиском знаний. В связи с этим, одним из основных трансляторов информации, представлении ее в нужном свете, и возможном проецировании реакции на определенный объем данных, является PR.
Связи с общественностью - это технологии
создания и внедрения при общественно-
Объект исследования: сфера интеллектуальной деятельности молодежи.
Предметом исследования является формирование и развитие интеллектуального потенциала молодежи средствами PR.
Целью данной дипломной работы является анализ развития интеллектуального потенциала российской молодежи и разработка рекомендаций по содействию эффективному развитию интеллектуального потенциала молодежи средствами PR.
Задачами работы являются:
Научная проблема развития интеллектуального потенциала приобрела актуальность в последние десять лет, когда российское общество, как и мировое, стало обществом знаний и информации. Изменились требования к людям и их способностям и потенциальным возможностям развития. В том числе, к качеству знаний, образования и возможности использовать все аспекты личностного потенциала в процессе трудовой деятельности. Значительное место в разработке этих проблем принадлежит таким ученым, Л.А. Головей, А.А. Крылова, В.Я. Ельмеев, В.К. Левашов, А.П. Щербаков, М.Н. Рудкевич, Г.Б. Шишков и др.
Относительная неразработанность теоретического анализа современного состояния интеллектуального потенциала в России, в особенности интеллектуального потенциала молодежи, делает необходимым продолжение исследования и накопления фактов. С целью создания с позиций позитивно-прогнозного характера определенных элементов системы, которая обеспечит эффективное формирование и развитие человеческого, творческого и интеллектуального потенциала. Здесь значительную роль, на наш взгляд должна сыграть идея совершенствования системы высшего образования, которая получила свое развитие в трудах и В.С. Балакина, Л.П. Балакиной, Л.И. Леденевой, Е.В. Тюрюкановой, С.В. Вьюгиной и др.
Анализ литературных источников начала XXI века показывает, что условия развития информационного пространства диктуют необходимость в инновационных способах донесения до объекта воздействия необходимого объема данных. Специалистами в области PR категории «интеллектуальный потенциал» уделено недостаточно внимания, причем оно зачастую сводится к рекламе, а именно к рекламе социальной, что не является полноценной оценкой возможностей данного специализированного направления. Поэтому необходимую для данного направления информационную разработку проводят Е.А. Олейников, Д.А. Ростовых, А.В. Елин, И.Е. Елина, Н.Ю. Синягина, В.В. Семенчук и др.
Основные правовые акты, которые регламентируют деятельность по формированию и развитию интеллектуального потенциала молодежи: Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ), Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ, указ Президента РФ от 22.07.1998 №863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно - технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий». Так же указ Президента РФ от 12.04.1993 №443 (ред. от 23.02.2006, с изм. от 14.02.2010) «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования». Развитие интеллектуального потенциала молодежи средствами PR не регламентировано законодательно, но это необходимо как основа инновационного развития современной России, как одной из основных целей государственной политики.
Для того
чтобы максимально полно
Новизна данной дипломной работы состоит в том, что впервые предложено использовать средства PR для формирования и развития интеллектуального потенциала, с целью обеспечить активный фактор влияния на узкую молодежную целевую группу, для активизации потребности интеллектуального развития. В работе рассматриваются средства PR, которые могли бы оказать максимальное влияние на молодежь, с учетом многогранности системы интеллектуального развития, внося новизну в существующие подходы к системе молодежного интеллектуального развития.
Гипотеза дипломной работы: PR будет эффективным средством формирования и развития интеллектуального потенциала молодежи при условии достоверности, объективности и полноты информации, распространяемой в молодежной среде, а так же вовлечения молодежи в активную инновационную деятельность с целью интеллектуального, культурного, творческого развития и формирования «правильных» жизненных стратегий молодых людей.
Тем самым, при условии актуализации у молодежи средствами PR потребности в развитии интеллектуального потенциала, можно будет создать систему, способствующую всестороннему развитию молодых людей, которые смогут обеспечить качественный скачок в развитии России, и входе ее в число стран – мировых лидеров.
Результатами данной дипломной работы будут подготовленные методические рекомендации по формированию интеллектуального потенциала молодежи средствами PR для некоммерческого партнерства, которые будут апробированы на практике, и пригодны для использования в организациях подобного типа с целью повышения эффективности и работоспособности молодых людей, ведущих трудовую деятельность в организации.
Глава 1. Интеллектуальный потенциал молодежи как объект PR: теоретические аспекты
«Значение понятия «потенциал» (от латинского potentia – сила) в общем виде можно определить как совокупность каких-либо средств и возможностей, необходимых для достижения определенного результата. В Большом Энциклопедическом Словаре под термином «потенциал» понимается «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения каких-либо задач, достижения определенных целей».1
Понятие потенциала употребляется все более широко: военный, промышленный потенциал, потенциал плодородия почв, демографический потенциал и т.д. Важнейшей чертой «экспансии» этого понятия является переход к интегральным показателям в понимании и измерении потенциала, который имеет количественные характеристики.
Индекс развития интеллектуального потенциала общества концептуально является важнейшим компонентом более общего показателя, получившего наименование индекса развития человеческого потенциала (human development index) - ИРЧП. По инициативе ООН с 1990 г. ИРЧП исчисляется практически для всех стран мира. Результаты измерений систематически публикуются в научной печати и справочных изданиях. Считается, что страны, у которых ИРЧП равен 80 пунктам и выше, обладают высоким уровнем человеческого развития, от 50 до 79 - средним, ниже 50 - низким. Начиная с 1991 г., этот показатель в Российской Федерации последовательно снижается: с 52 места в мире в 1992 г. Россия откатилась на 67 место в 2005 г.2
Интеллектуальный потенциал является интегральным понятием, но более специализированным. В нем должны найти отражение в обобщенном виде уровень развития двух тесно связанных между собой областей интеллектуальной жизни общества, а именно - науки и образования. Имея возможность в количественном выражении интеллектуального потенциала, можно создавать условия его развития, изучая динамику и отслеживая его качественные характеристики.
По одному из определений, интеллектуальный потенциал - совокупность интеллектуальных качеств (интеллектуальных ресурсов), которая может быть использована системой для решения стоящих перед ней задач по самосохранению и развитию3.
Интеллектуальный потенциал имеет четкое разделение: потенциал человека, группы и общества. Последние два понятия можно определить как системы разного уровня общности, объединяющие людей информационными связями, благодаря которым им становятся доступны общие знания, общее понимание ситуации. В результате возникает единое видение ситуации, как основа общих решений и действий, и возможность качественной характеристики интеллектуального потенциала, как основной измеряемой единицы.
Как известно, интеллект человека, а соответственно и его интеллектуальный потенциал имеет био-психо-социальную природу. Биологический и психологический аспект этих понятий выступают необходимой, но недостаточной основой для полноценного формирования разумной личности. Именно социальная составляющая природы интеллекта и интеллектуального потенциала позволяет усваивать индивиду опыт предыдущих поколений, аккумулировать и использовать социальную память, не повторять ошибок, выступать носителем общественного сознания, менталитета, накапливать, преобразовывать и использовать знания с целью развития4.
Информация о работе Развитие интеллектуального потенциала молодежи средствами PR