Развитие интеллектуального потенциала молодежи средствами PR

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является анализ развития интеллектуального потенциала российской молодежи и разработка рекомендаций по содействию эффективному развитию интеллектуального потенциала молодежи средствами PR. Задачами работы являются: Анализ теоретических аспектов развития интеллектуального потенциала молодежи;
Анализ основ PR и способов влияния на молодежь; Проведение опроса среди молодых людей об особенностях влияния PR, способствующего развитию их интеллектуального потенциала, подведение итогов, анализ анкет опроса с целью получения достоверных результатов; Анализ особенностей влияния PR на молодежь с целью формирования и развития интеллектуального потенциала;

Оглавление

Содержание 2
Введение 3
1.1 Понятие и структура интеллектуального потенциала молодежи, способы его развития 9
1.2 Современная ситуация развития интеллектуального потенциала в России 21
Глава 2. Принципы и технологии развития интеллектуального потенциала молодежи 33
2.1 Сущность PR и его особенности влияния на молодежь 33
2.2 Значимость влияния PR на современную молодежь и ее интеллектуально развитие 47
Глава 3. Практика вовлечения молодежи в интеллектуальную деятельность в рамках коммерческой организации 54
3.1 Особенности работы с молодежью в рамках коммерческой организации 54
3.2 Методические рекомендации по развитию интеллектуального потенциала молодежи средствами PR 55
Заключение 60
Глоссарий 63
Литература 64

Файлы: 1 файл

Диплом Фадеевой А. fin.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

Проблема развития и  измерения человеческого потенциала приобрела международное значение вследствие обострения глобальных противоречий. Между ведущими державами и их крупными региональными объединениями, а также между развитыми странами «золотого миллиарда» и остальным человечеством в условиях глобализации экономической и культурной жизни. Возрастающее соперничество между основными мировыми центрами силы в политике, экономике, военной мощи, культурно-информационном влиянии, осуществляемом главным образом через электронные СМИ, предполагает ускоренное наращивание человеческого, прежде всего интеллектуального потенциала.

К условиям развития интеллектуального  потенциала относятся:

  • Социально-экономические условия жизнедеятельности интеллектуальной элиты, и возможности достижения этих уровней жизни;
  • Востребованность и социальная справедливость в отношении интеллектуальной элиты как фактор потребности достижения высокого интеллектуального уровня;
  • Создание возможностей и организационное обеспечение реализации творческого потенциала, как одной из составляющих интеллектуального потенциала человека;
  • Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей развития интеллектуального потенциала на различных уровнях и общественных институтах5.

Долгое время две  сферы жизни наука и образование  не были достаточно связаны. Самые высокие  достижения науки в России XIX в. - неэвклидова геометрия Лобачевского, периодическая система химических элементов Менделеева и т.д. - были достигнуты при неграмотности подавляющего большинства населения страны. Наука могла бы достичь высот гораздо раньше, продемонстрировать миру великие достижения при наличии хотя бы нескольких университетских центров и поддержки государством нескольких сотен ученых. Но этого не случилось в виду ряда обстоятельств. И только к концу XIX в. технический прогресс потребовал грамотных рабочих, достаточного количества технических кадров, солидных вложений в создание лабораторий и систему образования. По этому поводу Ф. Энгельс заметил, что «если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов».

В конце XX в. выигрыш в  экономическом, а поэтому и политическом соревновании определяется не только уровнем развития фундаментальной (ее результаты в известной мере отражены в международной литературе и нередко определяются хорошо организованным «притоком» мозгов), и не только уровнем прикладной науки, но в не меньшей степени уровнем образованности населения. Не случайно в Японии и США в настоящее время осуществляется всеобщее полное (12 лет) среднее образование, после получения которого, 60-80% молодых людей продолжают обучение в Высшей школе. Презрительное отношение к проблемам образования и образованности, время от времени демонстрируемое на страницах некоторых наших газет и журналов, свидетельствует о полном непонимании пружин современного общественного прогресса»6.

Действительно, люди отличаются по интеллекту, и при том же уровне образования в науке верх берут  не количеством, а качеством. Но констатация неравенства способностей, необходимости отбора одаренных людей в науку, важности светлых голов для ее прогресса и т.п. нисколько не снимают необходимости овладения новейшей техникой и связанного с этим развитием творческих приемов и навыков мышления у массы населения. Сегодня прогресс в производстве, технике, бытовых условиях, в ведении боевых действий определяется не только уровнем развития науки и ее воплощения в технических устройствах, но также уровнем овладения научно-техническими знаниями и умениями всего населения. Причем эта область интеллектуальной деятельности не отделена от интеллектуальной деятельности в целом, т.е. от общего уровня образованности и культурности народа, а тем самым - от гуманитарного образования и гражданского сознания.

Интегральный показатель развития интеллектуального потенциала нации, страны, общества имеет право на введение в интеллектуальный оборот. Он нужен, во-первых, для сравнения с путями и темпами интеллектуального развития других народов, во-вторых, для выяснения тенденций развития интеллектуального потенциала в собственной стране.

Согласно мнению ряда авторов психолого-педагогических публикаций можно перечислить следующие составляющие интеллектуального потенциала, как гармонично развивающейся системы:

  • способность решать сиюминутные задачи;
  • способность осуществлять процесс переработки информации;
  • способность усваивать и самостоятельно добывать знания;
  • способность регулировать свою деятельность и отвечать за ее последствия;
  • способность обеспечивать мыслительный процесс человека.

Интеллектуальный потенциал  характеризуется: эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства; способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию. В том числе, способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире: вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью. В том числе и различными видами мышления, а именно: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Одним их важнейших составляющих интеллектуального потенциала в  целом, является интеллектуальный потенциал молодежи в частности. Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.

М.А. Холодная7 считает, что основная задача системы работы с молодежью – помочь каждому молодому человеку выстроить свой собственный интеллектуальный мир, но без интеллектуального насилия. Для этого необходимо формировать базовые интеллектуальные качества личности: любознательность, критичность, чувствительность к противоречию, креативность (способность к творчеству), умение генерировать необычные идеи, дисциплинированность ума (умение работать по плану), самоконтроль, диалогичность, развитие метакогнитивной осведомленности (представление человека о своих интеллектуальных возможностях).

Своеобразие молодежи как  социальной группы состоит в том, что она постоянно находится  в состоянии перехода от преимущественного  свойства быть объектом общественного  воздействия к преимущественному свойству быть субъектом социально-преобразующей деятельности.

Социальные индикаторы, определяющие степень участия молодежи в общественной жизни, тесно связаны  с динамикой развития общества и  должны в полной мере отражать эту  динамику. В то же время не все общественные процессы могут быть оценены количественно, а роль молодежи в них не может быть измерена из-за отсутствия инструментов, которыми можно было бы сделать такое измерение.

Социальный статус молодежи во всех обществах и во все времена был и остается одинаковым – молодежь одновременно является как объектом, так и субъектом социализации. Данная группа общества по законам преемственности (по закону отрицания отрицания) осваивает наследуемые общественные отношения, духовные и материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства. Будет это простое или расширенное воспроизводство – зависит от уровня социального развития молодежи, продукта самого общества. А этот уровень, в свою очередь, в решающей степени зависит от взгляда общества на молодежь: что такое она в его глазах – только объект воздействия, прежде всего объект и отчасти субъект, прежде всего субъект и затем объект и т.п.

Молодежь вступает в  трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование, которое имеет под собой единую образовательную систему, но субъективно различно. Значительные различия зависят от социальных факторов. Система получения образования становится одним из показателей социальной дифференциации.

Именно образование  дает молодым людям тот стартовый  капитал, который они смогут использовать в будущем, как в семейной жизни, так и в профессиональной сфере. Образование – это основа гармоничного развития личности. И те знания, которые молодой человек приобретет до того момента, как он выйдет во взрослую жизнь, обусловят интенсивность и направленность его развития в последующие годы. И в зависимости от личностных, интеллектуальных, профессиональных качеств, молодой человек сделает выбор: дальнейшее накопление знаний и умений, или использование уже имеющегося интеллектуального капитала.

Один из вариантов  развития интеллектуального потенциала молодых людей: профессиональное образование  – важный этап в гражданском становлении  личности, в ее гармоничном развитии.

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения  и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. При этом существует тенденция среди поступающих  в ВУЗы – получать образование «ради корочки», что негативно влияет на формирование и развитие интеллектуального потенциала. Учеба в ВУЗе, при этом, является существенным средовым фактором. Уровень влияния обучения в ВУЗе на развитие интеллектуального потенциала молодежи во многом определяется тем, как на практике реализуется принцип индивидуального подхода к каждому субъекту процесса.

Исходя из этого, индивидуально  направленные формы обучения относятся  к факторам «различающейся среды» и потенциально могут оказывать существенное влияние на развитие интеллектуального потенциала человека.

Альтернативные пути, связанные с определением интеллектуального  развития, очевидны – либо необходимо развивать механизм «селекции» наследственных интеллектуалов, либо создавать образовательную среду, доступную для широких масс потребителей образования. Поэтому очевидно, что решение проблемы интеллектуального развития личности имеет четкую практическую значимость – оно позволяет определить оптимальный вектор обновления системы образования по укреплению интеллектуального потенциала молодежи8.

Основные функции интеллектуального  потенциала, которые обеспечивают гармоничное  развитие личности, накопление знаний и культурных ценностей:

  • Передача и формирование базового знания, от которого отталкиваются дальнейшие интеллектуальные достижения;
  • Создание нового знания;
  • Поддержание уровня эффективности труда, достигнутого предыдущими поколениями;
  • Передача наиболее эффективного способа решения проблем;
  • Сохранение того знания, которое в силу каких-либо причин не было усвоено, использовано во время своего возникновения, а в будущем, возможно, получит развитие;
  • Поддержание и развитие личностного и общественного культурного уровня;
  • Ускорение обмена, хранения и использования информации в общественных структурах9.

Как писалось выше, интеллектуальный потенциал – совокупность психологических  характеристик, обеспечивающих успешное решение возникающих проблем, эффективное  осуществление той или иной деятельности, адекватное приспособление к окружающей действительности, которая может быть использована системой для самосохранения и развития.

Тем самым, цель развития интеллектуального потенциала –  это создание условий для гармоничного развития человека, в нашем случае молодого, с условиями самосохранения: хорошего физического, психо-эмоционального состояния. Для того, чтобы успешно реализовывать функцию интеллектуального развития, необходимо для начала рассмотреть средства самосохранения, как составляющей системы всестороннего развития молодежи.

Сохранение удовлетворительного физического состояния гарантируется поддержанием здорового образа жизни молодого человека: правильное питание, умеренная физическая нагрузка, соблюдаемый режим – основные условия для этого. Естественно, в этот перечень входит ограничение употребления алкоголя, табака и наркотических веществ. Тем самым, выполняя основные требования по поддержания здорового образа жизни, молодой человек создает себе благоприятные условия для возможности развития интеллектуального потенциала.

Еще одной важной составляющей является сохранение адекватного психо-эмоционального состояния, как одного из средств развития интеллектуального потенциала. При столкновении с проблемами, которые касаются либо психического, либо эмоционального состояния, необходимо более просто относиться к проблемам, которые могут встречаться в жизни. Основной способ - переосмысление. Необходимо изменить постановку вопроса или немного подкорректировать поставленную цель. Тем самым избавить себя от возможных эмоциональных проблем. Одним из эффективных способов, который помогает легче отнестись к трудностям, является обсуждение вопроса или проблемы с другими людьми, и не обязательно с теми, с кем вы регулярно советуетесь.

Важной составляющей сохранения психо-эмоционального состояния  является принесение себе положительных эмоций: например, расслабляющий душ, который помогает мозгу «очиститься» и «заполниться» новыми идеями и возможностями для саморазвития.

Тем самым, первоочередными  средствами для развития интеллектуального  потенциала, являются сохранение удовлетворительного физического состояния, обеспечиваемого поддержанием основных составляющих ЗОБ и эмоционального состояния, обеспечиваемого сохранением адекватного восприятия действительности. Имея основные характеристики для развития интеллекта, молодой человек сможет наращивать свой потенциал для личного и общественного блага.

Развитие интеллектуального  потенциала имеет ряд особенностей, которые нужно учитывать при  указании способов формирования интеллектуального  потенциала:

  • Отдача от использования интеллектуального потенциала прямо зависит от временного промежутка трудоспособности человека;
  • С годами интеллектуальный потенциал накапливается и приумножается;
  • Существует предел использования интеллектуального потенциала, после которого качество и количество производимой информации или продукции снижается;
  • Определение пользы от вложения в развитие интеллектуального потенциала отследить очень сложно, и процесс, который приведет к окупаемости, обычно характеризуется большим временным интервалом10.

Информация о работе Развитие интеллектуального потенциала молодежи средствами PR