Интеллектуальный потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:01, реферат

Краткое описание

Индекс развития интеллектуального потенциала общества является важнейшим компонентом более общего показателя, получившего наименование индекса развития человеческого потенциала - ИРЧП. По инициативе ООН с 1990 г. ИРЧП исчисляется практически для всех стран мира. Результаты измерений систематически публикуются в научной печати и справочных изданиях.

Оглавление

1. Введение
2. Российские тенденции
3. Методика измерения
4. Прогнозирование
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Интеллектуальный потенциал.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионально образования

 «Санкт-Петербургский  государственный 

инженерно - экономический университет » 

ФАКУЛЬТЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономики и менеджмента недвижимости 

Реферат

на  тему:

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА » 
 
 
 
 
 

Выполнила: Курдогло Светлана Ивановна

Факультет региональной экономики и управления

3 курса группа  № 7291

Научный руководитель: Евстафьева И.Ю., к.э.н., доцент 
 
 
 
 
 

Санкт –  Петербург

2011 год 
 

Содержание: 

  1. Введение
  2. Российские тенденции
  3. Методика измерения
  4. Прогнозирование
  5. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Индекс развития интеллектуального потенциала общества является важнейшим компонентом более общего показателя, получившего наименование индекса развития человеческого потенциала - ИРЧП. По инициативе ООН с 1990 г. ИРЧП исчисляется практически для всех стран мира. Результаты измерений систематически публикуются в научной печати и справочных изданиях. Считается, что страны, у которых ИРЧП равен 80 пунктам и выше, обладают высоким уровнем человеческого развития, от 50 до 79 - средним, ниже 50 - низким. Начиная с 1991 г., т.е. момента начала неолиберальных реформ, этот показатель в Российской Федерации последовательно снижается: с 52 места в мире в 1992 г. Россия откатилась на 67 место в 2005 г.

Важно знать  и понимать, почему происходят эти  процессы. Сделать это можно, в  том числе, и через исчисление индекса интеллектуального потенциала, динамика которого находится в корреляционной зависимости с двумя из четырех показателей ИРЧП: уровня грамотности населения (% в возрасте от 15 лет и старше) и совокупного коэффициента охвата населения средним и высшим образованием. В конкретном случае мировой рейтинг России резко уходит вниз под воздействием значения показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении (65 лет). Показатели уровня грамотности взрослого населения - 99,4%, охвата населения средним и высшим образованием - 88,9%. Социальные характеристики, относящиеся к фундаментальным сторонам жизнедеятельности человека и общества (смертность, рождаемость, продолжительность жизни и т.п.), не столь динамично изменчивы на коротких временных промежутках, как экономические показатели. Поэтому даже при резком возрастании ВВП не стоит ожидать быстрого приращения человеческого потенциала. Его динамика во многом будет зависеть от адекватного распределения ВВП среди всех граждан, т.е. соблюдения принципа социальной справедливости, социальной эффективности

проводимой государством политики. Для того чтобы выглядеть  достойно в глобальном рейтинге человеческого  потенциала необходимо обратить внимание в первую очередь на причины смертности (работа здравоохранения, образ и  качество жизни населения) и состояние умов в обществе (факторы интеллектуальной культуры). Выживание и дальнейшее устойчивое развитие современного российского общества и государства сегодня напрямую зависит от интеллектуального состояния социума.

Главная особенность  высокоразвитых стран состоит в том, что наука к концу XX века уже стала важнейшей производительной силой. Экономическая, финансовая, военная, политическая мощь развитых государств ныне непосредственно зависит от состояния фундаментальной и прикладной науки, развития НИОКР и know-how, удельного веса наукоемкой продукции в общем объеме промышленного производства и валового национального продукта. Рост интеллектуального потенциала определяется возможностями двоякого рода. С одной стороны, возможностями обеспечивать науку современными, весьма капитале- и ресурсоемкими приборами, аппаратами и установками (космические станции, синхрофазотроны, радиотелескопы, суперкомпьютеры и др.), которые сами по себе являются воплощением новейших достижений научной и технической мысли, а также дорогими материалами высокой степени чистоты. С другой стороны, возможностями подготовки достаточного количества квалифицированных кадров ученых, инженеров, техников, управленцев высокого уровня. Исходя из вышесказанного, под интеллектуальным потенциалом общества мы понимаем совокупность человеческих, материальных и финансовых ресурсов, которые задействованы в двух тесно связанных между собой ключевых областях духовной жизни общества - науке и образовании, и измеренная величина которых показывает созданную и накопленную в обществе способность к творческому созданию новых знаний, технологий, продуктов.

В известной  мере с минимальными затратами или  практически бесплатно удается  использовать достижения мировой науки (как это было в Японии на первой стадии послевоенной модернизации), либо широко привлекать подготовленные в других странах кадры специалистов (как это было в США при создании атомного оружия в годы мировой войны и продолжается в настоящее время, в том числе, за счет "утечки умов" из России). Но и тот, и другой путь могут обеспечить рост интеллектуального потенциала лишь в определенных историческими обстоятельствами границах. Прочно войти в число передовых развитых стран и удержаться в лидерах мирового прогресса, в конечном счете, можно только при создании и наращивании собственного мощного научного потенциала и системы подготовки научных и технических кадров высокой квалификации.

Существует еще  одна фундаментальная причина - социально-политического  характера, которая заставляет обратиться к понятию и показателю интеллектуального потенциала - динамично меняющаяся социальная структура современного общества развитых стран и, в частности, изменение места и роли больших социальных слоев и групп, их главных социально-классовых функций. Тех слоев и групп, которые в своей совокупности составляют сегодня средний класс - т.е. работники, в основном занятые умственным трудом. Именно по критерию характера труда (умственного или физического) большинство исследователей выделяли средний класс во всех типах общества во всех эпохах.

Что происходит с современным средним классом? Со времен "Политики" Аристотеля он считался социальной основой одной  из трех "правильных" конституций (установлений, построений) общества - политии, наряду с монархией и  аристократией. Три другие "неправильные" конституции - тирания, олигархия, демократия в разных пропорциях тоже содержат средний класс и проявляются в разной степени в характере политических и социальных отношений современного общества.

Общепринятая  точка зрения о том, что средний класс стабилизирует, цементирует социальную структуру общества, делает государство устойчивым, начала уже в какой раз под напором реальных фактов подвергаться сомнению в конце XX века. В 2007 г. Министерство обороны Великобритании совместно со своими аффилированными научными аналитическими структурами опубликовали очередной доклад о глобальных тенденциях развития1. В разделе стратегических угроз (shocks) социальной сферы обозначена и новая угроза, которая, по мнению ученых, в силу нелинейного характера развития современного общества, может внезапно возникнуть в будущем - появление нового революционного класса - пролетариата среднего класса (the middle class proletariat). Глобализация мировых рынков труда и свертывание масштабных национальных социальных программ и программ борьбы с безработицей приводит к глобальной мобильности рабочей силы и созданию в развитых странах социальных противоречий нового типа. В развитых странах Запада, и в том числе, в России возникли и углубляются две социальные пропасти: между средним классом и новыми сверхбогатыми и средним классом и новыми бедными - выходцами из развивающихся и бедных стран. Современный средний класс ускоренно пополняется и изменяет свою структуру за счет нового пролетариата цифровой эпохи, который включает в себя работников сферы духовного производства: науки и НИОКР, сферы образования, СМИ и коммуникаций, в том числе, информационных сетей и услуг, маркетинга, рекламы, шоу-бизнеса, кинематографа, индустрии развлечений (soultariat). "Цифровой" пролетариат включает операторов и программистов ЭВМ, специалистов обработки и анализа информации (cybertariat). Весь этот многочисленный класс образованных и квалифицированных работников, значительная часть которого изначально структурирована и организована информационными сетями, разочаровался в практике современной меритократии. Он осознает, что политика, в т.ч. и социальная, проводимая от лица сверхбогачей, оказалась социально неэффективной и приводит к деградации и неустойчивому режиму развития общества. Средний класс раздражен вызывающей роскошью сверхбогачей, массовым упадком нравов и видит в этих явлениях угрозу своему будущему. Сделанное британскими военными аналитиками заключение никак нельзя отнести к разряду двусмысленных. Подобные предположения в разных формах высказывались в научных экспертных кругах и раньше. По всей вероятности по мере развития общества знания, проявления его социальных контуров и принципиальных характеристик, концепция интеллектуального пролетариата стала приобретать черты неизбежной реальности.

Американские  исследователи приводят примечательные факты, характеризующие процессы зарождения нового авангардного класса, показывают размеры и последствия материального  расслоения общества в США. В начале XX века Д. П. Морган - крупнейший американский предприниматель, создатель первой финансовой империи в США, основатель шести индустриальных гигантов установил на своих предприятиях правило, в соответствии с которым заработная плата высшего менеджера не должна превышать более чем в 20 раз заработную плату низкооплачиваемого рабочего. В 2000 г. в США средний заработок исполнительного директора корпорации превышал средний заработок американского рабочего в 458 раз3.

Нежелание политической элиты проводить сбалансированную политику в области заработной платы привело к возникновению растущих социальных противоречий между средним классом и остальными слоями общества. Развивающаяся экономика знаний, во многом выстроенная на принципах и технологиях открытых информационных систем и равных доступов и возможностей для всех пользователей, вошла в противоречие с сдерживающими ее социополитическими традициями и институтами, выходящей из глубины веков "сакральной" экономики ренты и сословной демократией неравных возможностей.  
 
 

Список  литературы: 
 

1) Потенциал интеллектуального развития: тестовая методика психологической диагностики. Учебно-методическое пособие. 
Вассерман Л.И.
 

2) Интеллектуальная собственность в социуме. Барякин В.Н. 

3) http://www.kon-ferenc.ru/konferenc34_05_10.html 

4) http://www.future4you.ru/ 

5) http://ktovobrnauke.ru/2010/1/buduschee-otechestva-mdash-intellektualnyy-potencial-obschestva.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Очевидно, что  потенциал среднего класса коррелирует с интеллектуальным потенциалом общества, уровень которого в современных развитых странах указывает на степень зрелости и готовности к изменению социально-политических отношений. Здесь уместно вспомнить максиму В. И. Ленина: "Неграмотный человек стоит вне политики". Грамотный депривированный гражданин в условиях распространения массовых информационных коммуникаций очень быстро становится homo politicus. Появление армии хакеров в различных странах, в разных секторах интернета сигнализирует о том, что луддиты - техноинтеллектуалы 21 века уже взялись за работу. Сегодня они являются высококлассными специалистами и непрерывно самообучаются, с тем, чтобы соответствовать развитию и возможностям глобальных коммуникационных технологий. Вопрос времени, когда они сумеют организоваться в Сети и вне ее, для того, чтобы войти в практическую политику с вечными по форме, но новыми по сути требованиями свободы, демократии и социальной справедливости цифровой эпохи.

Российские  тенденции 

Россия стремительно через перестройку и радикальные неолиберальные реформы вышла из "развитого социализма" в новое социально-политическое и социально-экономическое качество. Необходимо подчеркнуть, что многие нынешние экстремумы социального развития являются результатом сложных процессов интеграции достижений и провалов советского периода и действий, либеральных младореформаторов и реформаторов-государственников. Современная Россия унаследовала советскую систему образования и организации НИОКР. В целом, имея системно отстроенное и неплохо, с точки зрения современных стандартов научного знания, поставленное среднее и высшее образование, Советский Союз в последние годы своего существования заметно отставал от западных развитых стран в темпах научно-технического прогресса, разработке и внедрении новейшей техники и технологий. К такому положению привел целый комплекс причин, рассмотрение которых находится за границами обозначенных в этой статье проблем.

Анализируя процессы интеллектуального развития общества, важно подчеркнуть, что в Советском Союзе в лице интеллигенции и высокооплачиваемых специалистов был создан многомиллионный средний класс. К началу либеральных реформ 1990-х гг. численность работников, занятых преимущественно умственным трудом в экономике, составляла приблизительно 50 млн. человек (30% экономически активного населения). В 2006 г. численность занятых в экономике России составила 69 189 тыс. человек. Из них умственным трудом в соответствии с Общероссийским классификатором занятий было занято 28 495 тыс. человек (41%). В развитых западных странах умственным трудом занято уже свыше 50% экономически активного населения. Динамика структуры занятости показывает, что Россия, несомненно, стоит на пути развития общества информационного типа, общества знаний. Но это будет общество знаний, выросшее в российских условиях, несущее неповторимые черты российской реальности. Некоторые из них можно рассмотреть с помощью социологических измерений.

График  1

Самоидентификация классовой принадлежности респондентов (РФ, % от числа опрошенных)

шему, среднему или высшему классам. К какому классу вы себя относите?" (см. график 1). Как видно из представленных данных, число респондентов, идентифицирующих себя со средним классом, непрерывно росло на протяжении реформ и достигло в 2008 г. 50%. В российском обществе сформировался весомый массив граждан, которые сознательно относят себя к среднему классу, исходя из своих представлений о месте и роли среднего класса в современном обществе.

Информация о работе Интеллектуальный потенциал