Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:01, реферат
Индекс развития интеллектуального потенциала общества является важнейшим компонентом более общего показателя, получившего наименование индекса развития человеческого потенциала - ИРЧП. По инициативе ООН с 1990 г. ИРЧП исчисляется практически для всех стран мира. Результаты измерений систематически публикуются в научной печати и справочных изданиях.
1. Введение
2. Российские тенденции
3. Методика измерения
4. Прогнозирование
5. Список литературы
Таблица 4
Динамика индексов, характеризующих интеллектуальный потенциал в СССР и РФ
|
Снижение в 1990-х годах образовательного уровня молодого поколения сказалось на общей образованности взрослого населения. Однако тенденция уменьшения численности студентов сменилась на тенденцию возрастания числа обучающихся в вузах всех категорий - государственных и негосударственных. Поэтому сводный индекс образовательного потенциала продолжал возрастать. Нетрудно заметить, что индекс образования тянет интеллектуальный потенциал вверх, а индекс науки опускает его вниз. Отметим, что количество студентов и денег в системе высшего образования растет в основном за счет негосударственных источников финансирования.
Выстраивая прогноз
на ближайшие годы, нужно исходить
из того, что динамика IP будет испытывать
воздействие обеих его
1. Негативный
эффект от снижения
2. Численность студентов на 10 000 населения вряд ли существенно изменится и будет по-прежнему достаточно высокой. В ближайшие годы сокращение возможностей бесплатного обучения в вузах для молодежи из мало- и среднеобеспеченных слоев будет перекрыто ростом удельного веса платных мест. Мотивация получения высшего образования в российском обществе традиционно очень высокая.
3. Расходы государства
на образование по мере
4. Затраты государства на науку, по всей вероятности, остановятся на уровне 1%, надежды на масштабное финансирование науки из частного сектора экономики вряд ли сбудутся.
5. Численность занятых в сфере науки и научного обслуживания будет сокращаться и далее, кадры науки будут стареть и выбывать по возрасту, отток в другие сферы занятости, где доходы выше, а также за границу будет продолжаться.
Исходя из всего
этого, можно предположить, что значение
индекса интеллектуального
В целом в России сложилась противоречивая тенденция развития интеллектуального потенциала. С одной стороны, растет массив граждан, желающих получить и получающих высшее образование. При всех издержках качества современной системы высшего образования в стране она продолжает в широких масштабах, больше, чем где-либо в мире (в расчете на 10000 чел.) готовить специалистов высшей квалификации. Многие из них пополняют ряды современной интеллигенции и интеллектуалов. Уже до половины экономически активного населения относит себя к современному среднему классу, признаками которого являются не только высшее образование, высокая квалификация, но и высокая заработная плата, достойное качество жизни и активность в политической жизни страны. Последние три признака в нашей стране явно отстают в темпах развития от уровня грамотности и образованности. В группе молодых и образованных граждан продолжают проявляться и накапливаться социальные напряжения. С другой стороны, продолжается падение престижа и роли науки в обществе. Источником социальных напряжений, тормозящих устойчивое развитие российского общества знаний, остается дискриминация государством сектора НИОКР, явно депривированное положение основной массы ученых и исследователей. В этой своей части российский пролетариат среднего класса раздражен не только уровнем сверхдоходов новых богатых, но и своим дискриминированным положением внутри среднего класса. В сложившихся условиях складываются неблагоприятные тренды развития фундаментальной и прикладной науки и в целом интеллектуального потенциала, что лишает общество и государство надежных перспектив развития.