Интеллектуальный потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:01, реферат

Краткое описание

Индекс развития интеллектуального потенциала общества является важнейшим компонентом более общего показателя, получившего наименование индекса развития человеческого потенциала - ИРЧП. По инициативе ООН с 1990 г. ИРЧП исчисляется практически для всех стран мира. Результаты измерений систематически публикуются в научной печати и справочных изданиях.

Оглавление

1. Введение
2. Российские тенденции
3. Методика измерения
4. Прогнозирование
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Интеллектуальный потенциал.doc

— 305.50 Кб (Скачать)
 

Таблица 4

Динамика  индексов, характеризующих  интеллектуальный потенциал  в СССР и РФ

Динамика  индексов, характеризующих  интеллектуальный потенциал  в СССР и РФ Индексы 1960 СССР  1970 СССР 1980 СССР  1989 СССР  1997 РФ  2002 РФ  2006 РФ  2010 РФ 
e1 индекс  общей образованности 0,28 0,40 0,57 0,71 0,77 0,85 0,9 0,91
e2 индекс  численности студентов  0,35 0,59 0,64 0,59 0,62 0,93 0,92 0,92
е3 индекс  расходов на образование 0,17 0,22 0,20 0,23 0,38 0,48 0,49 0,51
Е индекс  потенциала образования  0,27 0,40 0,47 0,51 0,59 0,75 0,77 0,78
s1 индекс  занятых в науке  0,42 0,60 0,59 0,54 0,44 0,23 0,24 0,2
s2 индекс  расходов на науку  0,21 0,27 0,46 1,19 0,25 0,26 0,15 0,26
S индекс  потенциала науки  0,31 0,43 0,59 0,96 0,35 0,25 0,2 0,23
IP индекс  интеллектуального  потенциала 0,29 0,41 0,53 0,71 0,47 0,5 0,48 0,5
 

Снижение в 1990-х  годах образовательного уровня молодого поколения сказалось на общей образованности взрослого населения. Однако тенденция уменьшения численности студентов сменилась на тенденцию возрастания числа обучающихся в вузах всех категорий - государственных и негосударственных. Поэтому сводный индекс образовательного потенциала продолжал возрастать. Нетрудно заметить, что индекс образования тянет интеллектуальный потенциал вверх, а индекс науки опускает его вниз. Отметим, что количество студентов и денег в системе высшего образования растет в основном за счет негосударственных источников финансирования.

Выстраивая прогноз  на ближайшие годы, нужно исходить из того, что динамика IP будет испытывать воздействие обеих его составляющих: образования и науки. Принимая во внимание всю совокупность обстоятельств последнего времени, ситуация будет, вероятно, следующей:

1. Негативный  эффект от снижения образовательного  уровня населения старше 20 лет  будет отчасти преодолен введением  всеобщего среднего образования.  Вступление в жизнь недоучившейся  в 1990-е годы молодежи компенсируется уходом из жизни лиц старших возрастов с более низким уровнем образования. Поэтому средний уровень образования, учитывая возросшее число студентов, стабилизируется где-то на уровне 11 - 12 лет обучения.

2. Численность  студентов на 10 000 населения вряд ли существенно изменится и будет по-прежнему достаточно высокой. В ближайшие годы сокращение возможностей бесплатного обучения в вузах для молодежи из мало- и среднеобеспеченных слоев будет перекрыто ростом удельного веса платных мест. Мотивация получения высшего образования в российском обществе традиционно очень высокая.

3. Расходы государства  на образование по мере осознания  руководством страны отставания  в этой сфере от развитых  стран будут расти. 

4. Затраты государства  на науку, по всей вероятности, остановятся на уровне 1%, надежды на масштабное финансирование науки из частного сектора экономики вряд ли сбудутся.

5. Численность  занятых в сфере науки и  научного обслуживания будет  сокращаться и далее, кадры  науки будут стареть и выбывать по возрасту, отток в другие сферы занятости, где доходы выше, а также за границу будет продолжаться.

Исходя из всего  этого, можно предположить, что значение индекса интеллектуального потенциала стабилизируется и будет в  ближайшие годы находиться на уровне 0,5. Если государство предпримет масштабные инвестиции, то значение ИРЧП будет расти увеличивающимися из года в год темпами.

В целом в  России сложилась противоречивая тенденция  развития интеллектуального потенциала. С одной стороны, растет массив граждан, желающих получить и получающих высшее образование. При всех издержках качества современной системы высшего образования в стране она продолжает в широких масштабах, больше, чем где-либо в мире (в расчете на 10000 чел.) готовить специалистов высшей квалификации. Многие из них пополняют ряды современной интеллигенции и интеллектуалов. Уже до половины экономически активного населения относит себя к современному среднему классу, признаками которого являются не только высшее образование, высокая квалификация, но и высокая заработная плата, достойное качество жизни и активность в политической жизни страны. Последние три признака в нашей стране явно отстают в темпах развития от уровня грамотности и образованности. В группе молодых и образованных граждан продолжают проявляться и накапливаться социальные напряжения. С другой стороны, продолжается падение престижа и роли науки в обществе. Источником социальных напряжений, тормозящих устойчивое развитие российского общества знаний, остается дискриминация государством сектора НИОКР, явно депривированное положение основной массы ученых и исследователей. В этой своей части российский пролетариат среднего класса раздражен не только уровнем сверхдоходов новых богатых, но и своим дискриминированным положением внутри среднего класса. В сложившихся условиях складываются неблагоприятные тренды развития фундаментальной и прикладной науки и в целом интеллектуального потенциала, что лишает общество и государство надежных перспектив развития.

Информация о работе Интеллектуальный потенциал