Интеллектуальный потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:01, реферат

Краткое описание

Индекс развития интеллектуального потенциала общества является важнейшим компонентом более общего показателя, получившего наименование индекса развития человеческого потенциала - ИРЧП. По инициативе ООН с 1990 г. ИРЧП исчисляется практически для всех стран мира. Результаты измерений систематически публикуются в научной печати и справочных изданиях.

Оглавление

1. Введение
2. Российские тенденции
3. Методика измерения
4. Прогнозирование
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Интеллектуальный потенциал.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

Однако, если несколько  уточнить вопрос и ввести в него принципиальные характеристики социального статуса (образование, квалификация, выполняемая работа, профессия, качество жизни, размер заработной платы, участие в политической жизни), то картина ответов получается несколько иная (см. табл. 1). Граждане России достаточно высоко оценивают свое место в обществе по признакам квалификации (5,9 баллов), выполняемой работы (5,8), образованию (5,7), профессии (5,6) и заметно ниже по качеству жизни (4,3), размеру зарплаты (4,0) и участию в политической жизни страны (3,1). Очевидно, что сегодня в России сложилось явное противоречие между базовыми жизненными запросами граждан и существующими условиями реализации этих запросов. Несомненно, эта проблема находится сегодня в центре интеллектуальной жизни общества. Важно, чтобы она оказалась в центре внимания государства, была вовремя распознана и решена адекватными политическими способами. Тем более что анализ

Таблица 1

Социальная  самоидентификация  респондентов (РФ, средний балл) "Как вы считаете, какое место в нашем обществе вы занимаете по своему образованию, профессии, другим сторонам жизни? Отметьте, пожалуйста, по шкале место, исходя из того, что 10 - это высшая, а 1 - низшая ступень в обществе" 2002 2006, июнь  2007, январь  2008, февраль 
по  квалификации 5,9 5,8 6,0 5,9
по  выполняемой работе 5,3 5,5 5,7 5,8
по  образованию  5,4 5,7 5,8 5,7
по  профессии  5,5 5,4 5,7 5,6
по  качеству жизни  3,7 4,0 4,4 4,3
по  размеру зарплаты 3,4 3,5 3,8 4,0
по  участию в политической жизни  страны 2,5 2,3 2,8 3,1
Место в обществе в целом  4,5 4,6 4,9 4,9
 
 

Таблица 2

Самооценка  денежных доходов  населения (РФ, % от числа опрошенных) "Какая из ниже приведенных оценок наиболее точно характеризует Ваши доходы?" 1993, ноябрь 1998, декабрь 2000, май  2005, сентябрь  2008, февраль 
Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать ("богатые") 1 1 3 2 3
Покупка большинства товаров длительного  пользования (холодильник, телевизор) не вызывает у нас трудностей ("обеспеченные") 3 4 9 16 18
Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды ("ограниченные в средствах") 34 29 35 45 46
Денег хватает только на приобретение продуктов  питания ("бедные") 46 40 38 29 26
Денег не хватает даже на приобретение продуктов  питания ("нищие") 16 26 15 9 7
 
 

структуры самооценки денежных доходов населения показывает сохраняющийся социально-имущественный  разлом общества (см. табл. 2). Большая  часть общества (до 80 - 90%) явно испытывает нехватку денежных средств и попадает в группы "ограниченные в средствах", "бедные", "нищие". Социальную основу среднего класса составляет группа "обеспеченных" граждан, но и она достигает в сегодняшнем российском обществе всего 18%.

Таким образом, российское общество переживает сложный  этап своего развития, в котором  наблюдаются противоречивые тенденции как постиндустриальной модернизации, так и индустриальной деградации, но в целом страна пытается выйти на траекторию развития общества знания. Ситуация зеркально напоминает развитие России в начале XX века. Тогда не самая развитая в капиталистическом отношении страна в силу неадекватности политического курса в считанные годы "добежала" до социалистической революции. Сумеет ли нынешнее руководство страны вовремя увидеть болезни роста социальной структуры, избежать ловушек и в конечном итоге катастрофы, создать условия для устойчивого развития интеллектуального и материального потенциала общества?

Без обоснованных методик и точных социальных измерений  интеллектуального потенциала общества и условий его развития в этих усилиях не обойтись. 

Методика  измерения 

При операционализации  и квантификации понятия "интеллектуальный потенциал" важно стараться придерживаться системного подхода и ясной логики5. Методически, как было показано выше, представляется корректным исходить из соображения, что в обществе и экономике знаний две сферы жизнедеятельности, наука и образование, приобретают ключевое значение и становятся ведущими производительными силами. Важно подчеркнуть, что социально масштабную производительную функцию приобретает не только наука, но и образование, которое становится непрерывным и осуществляет профессиональную подготовку и переподготовку интеллектуальных работников на протяжении всего экономически активного периода жизни граждан.

Измерительная система интеллектуального потенциала общества, несмотря на громоздкость, должна легко проверяться и наполняться доступной достоверной социологической и статистической информацией. Для измерения выделяются две главных характеристики: наука и образование, которые прямо или косвенно отражают этот уровень.

Измерение роли образовательного потенциала предлагается осуществлять на основании трех индексов. Первый (e1) должен отразить уровень общей образованности "взрослого" населения, то есть, в основной своей массе уже завершившего обучение в учебных заведениях и составляющего основу занятого населения. Второй индекс (е2) -это удельный вес студенчества, в структуре населения студенчества, то есть той части молодежи, которая является резервом пополнения специалистов умственного труда во всех сферах жизни общества. В этих целях в качестве индекса предлагается ввести численность (в пересчете на 10 000 населения) студентов высших учебных заведений. Третий индекс (е3) - доля расходов на образование в ВВП.  

Для измерения  роли науки в создании и росте  интеллектуального потенциала предлагается использовать два индекса. Первый (sj) - удельный вес персонала, занятого в сфере науки и научного обслуживания, в общей численности (экономически активного) населения. Второй (s2) - удельный вес затрат на науку в процентах к ВНП. Для подсчета индекса ej (а также остальных) можно принять способ, используемый при определении ИРЧП.  

 

Для исчисления индекса ЕР, отражающего потенциал  сферы образования в общем  индексе IP, с известным приближением примем, что индексы el5 e2 и е3 равноценны. Тогда образовательный потенциал ЕР может быть исчислен как среднее арифметическое:

Более общий  индекс SP, характеризующий научный  потенциал страны, мы берем как  среднее арифметическое между Sj и s2. Для СССР в 1970 он будет исчислен следующим образом:

Сведенная в  блок-схему методика измерения интеллектуального  потенциала общества выглядит следующим  образом (см. блок-схему). Эти формулы  имеют общий характер и пригодны для международных сравнений. Ограничимся  задачей выяснения динамики интеллектуального потенциала в России XX и XXI века. Поэтому за исходные значения приняты показатели России в 1913 г. - последнего мирного года страны в начале XX века. Тогда средний уровень образования населения старше 20 лет составлял 2 класса, число студентов ВУЗов на 10000 человек - 8, уровень затрат на образование (% от ВВП) - 1,15. Удельный вес занятых в сфере науки и научного обслуживания (% от занятого населения) в России 1913 г. составлял 0,07%, расходы на науку из госбюджета и других источников (% от ВВП) - 0,3%. За максимальные будем принимать те значения, которых достигли наиболее развитые страны мира в конце XX века. Средний уровень образования населения старше 20 лет ограничим 12 годами. Это значение в недалеком будущем будет возрастать, так как страны-технологические лидеры обновляют стандарты обязательного образования. Совсем в близком будущем речь пойдет об обязательном высшем образовании как массовом стандарте образования в развитых странах. Число студентов ВУЗов на 10 000 человек в его максимальном значении примем за 700. Сегодня такое рекордное количество студентов обучается в ВУЗах России. Максимальный объем затрат на образование из различных источников в развитых странах достигает порядка 10% ВВП. Максимальные значения показателя удельного веса населения, занятого в науке, примем за 5%, расходы на науку из всех источников - 4% от ВВП. Значения последних двух показателей также будут возрастать по мере развития общества знания и экономики знания. Исходные значения показателей для исчисления индексов представлены в таблице 3.  

Блок-схема  Методика измерения интеллектуального потенциала общества

 

Динамика индексов, характеризующих интеллектуальный потенциал в СССР и РФ

В 1990-е годы в  России изменился вектор научно-технического развития. Произошло обвальное снижение государственных расходов на фундаментальную и прикладную науку. В силу радикальной перестройки социально-экономического уклада страны, которая во многом на первых этапах складывалась стихийно, произошло изменение системы доминирующих в обществе и государстве политических и экономических интересов и зависящих от них финансовых потоков. Деньги потекли в первую очередь в ту сторону, где они быстро и беспроблемно умножались. По мере того, как изменилась макроэкономическая конъюнктура, и государственная казна вновь стала наполняться, встал вопрос о масштабах и режиме финансирования НИОКР, изменения приоритетов в сторону развития экономики и общества знания. По сути дела, речь идет о выборе стратегического курса социально-экономической политики государства. От того, насколько тесно он будет коррелировать с суммой субъективных и объективных факторов будущих периодов, зависит жизнь страны ее граждан.

В России в первой декаде XXI века начали складываться благоприятные  предпосылки для наращивания темпов устойчивого развития. Несмотря на массовую тотальную пропаганду ценностей потребительского общества, молодые возрастные когорты российских граждан по-прежнему в числе базовых ценностных ориентации имеют стремление к получению высшего образования. Общество нацелено на получение профессиональных знаний и рациональный образ жизни, готово добиваться их вопреки неблагоприятным обстоятельствам, рассматривая знания как условие благополучного будущего. Нельзя при этом не видеть, что для многих студентов платная учеба в ВУЗе стала легальной формой откупа от службы в армии.

Таблица 3

Характеристика  интеллектуального  потенциала в СССР и РФ

Показатели  1960 СССР  1970 СССР  1980 СССР  1989 СССР  1997 РФ  2002 РФ  2006 РФ  2010 РФ  min Россия, 1913 Max Россия, США, Япония, Израиль
Средний уровень образования населения  старше 20 лет  4,84 6,02 7,74 9,11 9,67 10,47 11 11,1 2 12
Число студентов вузов на 10000 человек  111 180 196 179 190 650 700 700 8 700
Уровень затрат на образование (% от ВВП) 1,65 3,09 2,92 3,16 4,5 5,5 5,5 5,5 1,15 10
Удельный  вес занятых в сфере науки  и научного обслуживания (% от занятого населения) 2,14 3,03 3,48 3,23 2,24 1,24 1,2 1,0 0,07 5
Расходы на науку из госбюджета и других источников (% от ВВП) 1,08 1,82 1,99 4,72 1,23 1,32 1 1,2 0,3 4

Информация о работе Интеллектуальный потенциал