Разработка программы. Определение проблемы, объекта и предмета

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:01, контрольная работа

Краткое описание

Определение цели социологического исследования
Цель конкретного социологического исследования — общая его направленность, проект действия, определяющие характер и системную упорядоченность различных актов и операций.
Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию (теоретическую или прикладную), от которой зависит вся логика его осуществления, реализация. Теоретическое исследование направлено на получение новых знаний о структуре, функциях, закономерностях развития объекта, а также разработку новых методик исследования и на обоснование его процедур.

Файлы: 1 файл

Контрольная по Социологии.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

В методологическом отношении  социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. В соответствии с ней социолог, взявший на вооружение данный метод, должен, прежде всего, выделить значимые детерминирующие и детерминируемые факторы изучаемого явления. Эти факторы (их называют переменными) представляют собой категории экспериментального анализа, а потому должны быть системно представлены (прооперационализированы) в исследовательской программе.

В системе переменных вычленяется экспериментальный  фактор, иначе обозначаемый независимой переменной. Он характеризуется тремя признаками.

Во-первых, экспериментальный  фактор определяется социологом непроизвольно, а в полном соответствии с исследовательской программой, в том числе, гипотезой, выносимой на экспериментальную проверку.

Во-вторых, независимая  переменная должна быть управляемой  экспериментатором (только от него должны зависеть направление и интенсивность действия этой переменной).

В-третьих, направление  и интенсивность ее действия должны поддаваться контролю экспериментатора и социологическим замерам.

Наряду с экспериментальным  фактором (независимой переменной) определяются зависимая(ые) переменная(ые), т.е. факторы, которые предположительно (гипотетически) будут меняться под воздействием независимой переменной.

Установление связи  между независимой и зависимыми переменными входит в предмет  любого социологического эксперимента, даже самого примитивного. Эксперименты более совершенного характера включает в свой предмет, кроме сказанного, изучение связей между системой переменных, с одной стороны, и не отраженными в этой системе свойствами познаваемого объекта - с другой.

Объектом социологического эксперимента может быть отдельная  личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, социальный институт, все  общество. Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает. Объект эксперимента конкретизируется понятиями "экспериментальная группа" и "контрольная группа". В первом случае подразумевается та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной (экспериментальным фактором). Во втором - аналогичная экспериментальной (по определенным исследователем параметрам) группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора. Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента, так как создает возможность для обнаружения действенности факторов, случайных для данного эксперимента.

Осмысливая экспериментальный  метод, важно учесть, что конкретные определения его объекта, предмета, категорий анализа (системы переменных), экспериментальной ситуации (места, времени и других условий эксперимента) зависят от содержания общей исследовательской программы. Если эксперимент играет роль дополнительного метода в исследовании (а основным, скажем, выступает анкетирование), то наряду с общей программой исследования разрабатывается специальная программа эксперимента. При этом последняя исходит из первой, конкретизируя все компоненты ее теоретико-методологической части. Если же эксперимент используется в качестве единственного метода, что бывает крайне редко, то его программа совпадает с общей программой исследования. Чаще встречается третий вариант, когда эксперимент применяется в качестве одного из основных методов (в сочетании либо с наблюдением, либо каким-либо опросом). В таком случае, как правило, специальной программой эксперимента не делают. Вместо нее в общей исследовательской программе особо выделяется та (те) гипотеза(ы), которая(ые) будет проверяться экспериментальным путем, и описываются процедуры ее проверки (система переменных, экспериментальный фактор, ситуация (условия) эксперимента, экспериментальная и контрольная группы, инструментарий эксперимента).

Качество экспериментального метода во многом зависит от контрольных процедур, четкости регистрации переменных и их состояний, а также поддержания заданных условий эксперимента. Отсюда вытекает повышенная требовательность к инструментам его организации, проведения и обработки полученных данных.

Некоторые социологи, зная о том, что в инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения, не видят его отличий  от инструментов наблюдения. В этой связи нужно отметить: во-первых, возможность включения в инструментарий эксперимента многих других методических документов: анкет, интервью, тестов и т.п.; во-вторых, чисто формальное сходство и принципиальное отличие целевых установок и реального содержания одинаково называющихся инструментов разных методов эмпирической социологии.

Отличительной особенностью всех инструментов экспериментального метода, в том числе инструкции наблюдателям, является их доминирующая ориентированность на проблему обеспечения чистоты эксперимента. Основная трудность разработки документов данного метода заключена в сложности, порой невозможности пилотажа. В связи с этим возрастает значимость их апробации иными способами (консультации коллег, заимствование их опыта, мозговая атака, фокус-групповое обсуждение и т.п.).

 

3. Обработка  и анализ полученных данных

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

1) Редактирование и  кодирование информации. Основное  назначение этого шага состоит  в унификации и формализации  той информации, которая была  получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная  на основании анкет информация  в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных.

В ходе статистического  анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определённые обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.

Основное направление  в обработке первичной социологической  информации состоит в его обобщении, наиболее простой формой обобщения  первичной социологической информации является группировка – объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. Процедуре группировки, как правило, предшествует тщательный логический анализ изучаемой проблемы. В ходе этого анализа определяется основание группировки, т.е. основные признаки, смысловые единицы и т.д., по которым происходит разбивка изучаемой совокупности на однородные группы. Выделенные группы можно легко сопоставлять, сравнивать, а значит, возможно глубже проанализировать то или иное социальное явление.

Научная обоснованность группировки зависит и от соблюдения основных принципов группировки в процессе её осуществления: расчленения разнородных явлений на однородные; нахождение общих и однотипных явлений; определение признаков, по которым следует разграничивать типы; определения интервала перехода от одного типа к другому.

В социологическом исследовании применяются и самые разные виды группировки:

группировка при помощи простого суммирования однородных признаков, благодаря чему определяются абсолютные

  • группировка при помощи простого суммирования однородных признаков, благодаря чему определяются абсолютные числа их проявления в изучаемой совокупности;
  • ранжирование, т.е. группировки изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака;
  • шкалирование, т.е. группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы, каждый интервал которой выражает уровень или степень проявления изучаемого признака;

• табулирование, т.е. построение статистических таблиц.

Группировка социологической информации может  быть:

• по номинальному признаку (род занятий, национальность);

по признакам, соответствующим  ранговым шкалам, т.е. по возрастающей или по убывающей значимости того или иного признака (например, сложность труда: ручной труд, работа с механизмами, наладчик станков, оператор ЭВМ, разработчик программ и т.д.);

• по количественному  признаку (например, группировка по возрастным интервалам 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет или по уровню доходов 300-500 руб., 500-800 руб., 800-1000 руб. и т.д.

Самый простой способ группировки основан на простом  суммировании однородным признаков. Несколько более сложная группировка, построенная с помощью ранжирования. Ранжирование – это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг – это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Ранг 1 присваивается объекту, получившему наименьшую сумму. Самый высший ранг присваивается объекту с наивысшей суммой. Результат группировки единиц наблюдения по одному какому-либо признаку называется статистическим рядом. Распределение частот признака в совокупности называется вариационным рядом.

Если единицы наблюдения необходимо сгруппировать по двум и  более признакам (например, по полу, возрасту и образованию) тогда речь может идти о перекрёстной или комбинированной группировки.

Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации, с помощью которых выводятся среднеарифметические, проценты, индексы, строятся таблицы, графики и т.д.

Результаты социологических  исследований отражаются в итоговом документе, который чаще всего носит характер отчёта о научно-исследовательской работе. Отчёт должен содержать ряд обязательных разделов: титульный лист, список исполнителей, реферат, содержание, перечень условных обозначений и символов, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение.

 

4. Список использованной  литературы

  1. Воронов Ю.М. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.
  2. Латышева В.В., Основы социологии, М: Дрофа, 2003;
  3. Филатова О.Г., Социология, М: Издательство, 2003
  4. Социология: наука об обществе / Под ред. Андрущенко В.П., - Х: Рубикон, 2001.
  5. Социология.: Словарь-справочник, т.1-4. Под ред.Г.В. Осипова. М., 1990- 1991.

 


Информация о работе Разработка программы. Определение проблемы, объекта и предмета