Разработка программы. Определение проблемы, объекта и предмета

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:01, контрольная работа

Краткое описание

Определение цели социологического исследования
Цель конкретного социологического исследования — общая его направленность, проект действия, определяющие характер и системную упорядоченность различных актов и операций.
Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию (теоретическую или прикладную), от которой зависит вся логика его осуществления, реализация. Теоретическое исследование направлено на получение новых знаний о структуре, функциях, закономерностях развития объекта, а также разработку новых методик исследования и на обоснование его процедур.

Файлы: 1 файл

Контрольная по Социологии.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Описательные и аналитические  социологические исследования, как  правило, включают несколько основных задач, решение каждой из которых  предполагает реализацию определенного  числа связанных с ними дополнительных задач. Так, например, при анализе  отношений собственности и особенностей их функционирования в качестве дополнительных задач может быть поставлено изучение: а) оценок всех существующих, в том числе формирующихся, форм собственности; б) предпочтений и приоритетов по отношению к ним; в) степени эффективности способов и методов хозяйствования как специфического проявления жизни собственности.

При характеристике обязательных требований к программе социологического исследования необходимо обратить особое внимание на интерпретацию и операционализацию  основных понятий.

Как бы ни осуществлялась трактовка основных понятий, этот процесс  непременно носит логико-познавательный характер, т. е. они всегда получают какую-то интерпретацию.

Основные понятия как  бы задают ход исследованию, диктуют  логику изучения проблемы и потому нуждаются в исчерпывающей интерпретации. Однако дать ее не всегда легко. Одна из причин недостаточно строгой научной интерпретации того или иного понятия - широко распространенное и прижившееся в массовом сознании обыденное представление, не раскрывающее полностью его содержания. Поэтому если социолог изберет это обыденное представление в качестве единственного ориентира, то он столкнется с немалыми трудностями.

Все выявленные на стадии интерпретации конкретизирующие понятия  также требуют своего объяснения, «своей интерпретации». Осуществляется она в форме поиска тех частных понятий, которые и характеризуют составляющие основного понятия. На этом этапе логического анализа интерпретация уступает место другой процедуре уточнения предмета исследования.

Эта процедура, кратко именуемая  операционализацией, продолжает, а  точнее, детализирует интерпретацию  основных понятий. Такая детализация  заключается в расчленении составляющих основного понятия на элементы (семантически - на однозначно понимаемые термины). Получаемые при этом еще более простые понятия принято называть операциональными.

Таким образом, весь процесс  логического анализа основного  понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов:

1. Выявление главных  сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно выражает его сущность.

2. Выявление совокупности  операциональных понятий, на которые  «раскладывается» основное понятие.

 

2. Основные методы сбора  первичной социологической информации. Понятие выборки

Наряду с теоретическим, большое значение в исследовании имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования.

Центральное место в  этом разделе занимает определение  обследуемой совокупности. Социолог должен решить, исследовать ли весь изучаемый массив или его часть. В первом случае исследование будет сплошным, во втором – выборочным. Если объект исследования небольшой (например, 200-500 человек), то его изучение может быть сплошным. Но если объект исследования достаточно велик (более 500 человек), то чаще всего применяется выборочное исследование. Оно базируется на определении необходимой части изучаемой совокупности, которая называется выборочной совокупностью или выборкой. В этом случае весь объект будет называться генеральной совокупностью.

Выборочная совокупность как бы представляет весь объект в  целом и выступает его своеобразной моделью. Социолог производит отбор (формирует выборочную совокупность) и на основании законов статистики экстраполирует результаты и выводы её исследования на всю генеральную совокупность. Правомочность такой экстраполяции становится возможной при решении двух проблем: проблемы обоснованности выборки и проблемы репрезентативности. Решение первой проблемы предполагает установление адекватности задач исследования выборочной процедуре, включающей в себя: обоснование типа выборки, определение единиц отбора и признаков, которые нужно учесть в отношении каждой обследуемой единицы. Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Следовательно решение второй проблемы связано с тем, в какой мере выборочная совокупность является моделью генеральной совокупности с заданной точностью.

Рассмотрим пример описания выборки. Возьмём исследование эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распространённой. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень отбора – отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определённого "шага отбора". Третья ступень – в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения являются отдельные работники. Следует ещё раз подчеркнуть большое значение правильно проведённой выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и достоверным и его результатам нельзя доверять.

При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:

1) оперативность и  экономичность исследования не  должны обеспечиваться в ущерб  качеству данных; 

2) ни один метод  не является универсальным, но  имеет свои чётко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще "хороших" или "плохих" методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;

3) надёжность метода  обеспечивается не только его  обоснованностью, но и соблюдением правил его применения. 

Наиболее экономичным  с точки зрения трудозатрат и  финансов является метод анализа документов, которые имеются в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития. Документ – это специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. В социологии под документом подразумевают те или иные источники, фиксирующие информацию в любом виде (рукописном, печатном тексте, на магнитной ленте, фото- или киноплёнке) о социальных фактах, явлениях общественной жизни, тех или иных социальных субъектах.

Существуют самые разнообразные  методы анализа документов. В социологии чаще всего используют два метода: неформализованный (традиционный) и формализованный. Неформализованный метод предполагает использование умственных операций, направленных на выявление сущности и содержания документов. Это метод качественного анализа документов. Неформализованный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования.

Как альтернатива, а может быть, и дополнение способу качественного  анализа документов был разработан формализованный метод количественного анализа, или контент-анализ. Этот метод рассчитан на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов.

Анализ документов позволяет оперативно получить информацию об изучаемом социальном явлении. По форме эта информация носит объективный характер. Однако анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.

В большинстве случаев исследователь  должен прибегать к другим методам  сбора информации: наблюдению, опросу и т.д.

Наблюдение - общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Используя пример с изучением забастовки, скажем, что это исследование невозможно без наблюдения за поведением потенциальных забастовщиков, их лидеров и противодействующих им руководителей предприятия. Не менее очевидно и другое - наблюдение в этом случае (как, кстати, и во всех прочих) должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

Заметим, что не всякое визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта является наблюдением в научном понимании. Чтобы превратить его в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

1. Вычленить в программе исследования  те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.

2. Определить в общей программе  исследования или специальной  программе наблюдения:

•  объект наблюдения (весь коллектив  предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);

•  предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

•  категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

они особенно значимы для решения  определенных в общей программе  исследования задач и гипотез;

выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе;

имеют количественный характер, т.е. могут  быть замерены;

•  наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

•  условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых  наблюдение производить можно (или нельзя);

•  единицы наблюдения, т.е. те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

3. Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.

Наблюдение имеет ряд преимуществ  в сравнении с другими социологическими методами. Главные из них - непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации. Эти достоинства, однако, не исключают ряд недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Характер этих требований зависит, прежде всего, от того, какую разновидность наблюдения они осуществляют. Различают:

•  невключенное и включенное наблюдение, подразделяя последнее на скрытое (наблюдение-инкогнито) и открытое;

•  лабораторное, полевое и лабораторно-полевое  наблюдение;

•  стандартизированное и нестандартизированное  наблюдение;

•  систематические, эпизодические  и случайные наблюдения.

Невключенным называют наблюдение, предназначенное для фиксации актов традиционного (обычного, привычного) и открытого (нескрываемого от других) поведения. Осуществляя его, наблюдатель обязан находиться вне изучаемого объекта, воспринимать этот объект со стороны, никоим образом не вмешиваясь в естественный ход событий, в том числе не задавая наблюдаемым никаких вопросов. Идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление.

Включенное наблюдение зовется так потому, что наблюдатель преднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие в происходящих в нем процессах. Открытому варианту включенного наблюдения свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

Специфические требования к профессиональным знаниям и  умениям, а также личностным качествам  социолога предъявляют и другие разновидности наблюдения. В лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них.

Стандартизированное наблюдение, которому свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, предполагает повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. Нестандартизированное наблюдение, когда заранее не определена большая часть элементов, подлежащих регистрации, требует во многом противоположного - солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации, способности быстро переключать внимание, не зацикливаясь лишь на каком-либо одном проявлении категории наблюдения.

Информация о работе Разработка программы. Определение проблемы, объекта и предмета