Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:01, контрольная работа
Определение цели социологического исследования
Цель конкретного социологического исследования — общая его направленность, проект действия, определяющие характер и системную упорядоченность различных актов и операций.
Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию (теоретическую или прикладную), от которой зависит вся логика его осуществления, реализация. Теоретическое исследование направлено на получение новых знаний о структуре, функциях, закономерностях развития объекта, а также разработку новых методик исследования и на обоснование его процедур.
Содержание
1. Разработка программы. Определение проблемы, объекта и предмета
Определение цели социологического исследования
Цель конкретного
Цель социологического
исследования определяет преимущественную
ориентацию (теоретическую или прикладную)
Важнейшей методологической частью программы — определенные цели и задачи исследования. Задача социологического исследования — совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задача исследования содержит основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу проблемы. Основные задачи исследования определяет поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения проблемы? Может сложиться ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез требует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии и выдвигаются дополнительные задачи. Так, изучение состояния идейного воспитания в трудовом коллективе на ее магистральных направлениях может предполагать решение трех основных и ряда дополнительных задач. Первая основная задача: анализ состояния идейно-политического воспитания в коллективе. Связанные с ней дополнительные задачи могут включать: а) изучение работы системы специального образования; б) оценку эффективности проведения единых политдней; в) анализ участия администрации, инженерно-технических работников в воспитании коллектива и т. д. Вторая основная задача: анализ состояния трудового и экономического воспитания в коллективе. Связанные с ней дополнительные задачи могут предполагать изучение: а) состояния производственной дисциплины; б) деятельности наставников по формированию трудовых навыков и профессионального мастерства молодых рабочих; роли экономической учебы в формировании современного экономического мышления и т. д. Третья основная задача: анализ состояния нравственного воспитания в коллективе. Связанные с ней дополнительные задачи могут быть нацелены на выяснение: а) роли лекционной пропаганды в формировании нравственных идеалов, мотивов, ценностных ориентаций трудящихся; б) влияния межличностных отношений с коллективе на характер морально-психологического климата в нем; в) действенности общественного мнения в борьбе с негативными явлениями и т. д.
Логика социологического исследования
обусловлена содержанием
Определение объекта исследования и предмета исследования
Сформулировав проблему, определив цели, социолог выбирает. Объект исследования. Объект социологического исследования — это явление или процесс. В качестве объекта выступают сфера социальной действительности, деятельность людей и сами люди. Необходимо, чтобы объект содержал проблему, т. е. объект выступает носителем противоречия. Однако, это определение нуждается в некотором уточнении, которое выражается в требованиях, предъявляемых к объекту социологического исследования. Таких требований три.
Объект должен характеризоваться: во-первых, четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая и т. д.); во-вторых, определенной временной ограниченностью; в-третьих, возможностями его количественных измерений.
Реализация требований
на практике оказывает неоценимую услугу социологу. Наличие отраслевых
пределов позволяет сосредоточиться на
наиболее важных и определяющих чертах
функционирования системы. Пространственные
границы конкретизируют объект, с точки
зрения, его производственно-
Выбор объекта социологического
исследования имеет большое значение
для его успешного
При разработке конкретного социологического исследования на этапе определения его объекта и предмета обязательной процедурой выступает предварительный .системный анализ. Его цель — построить гипотетическую (или концептуальную) модель объекта как системы, раскрыв весь комплекс его элементов и связей внутренних и внешних.
Разработка программы социологического исследования
Программа содержит теоретическое
обоснование методологических подходов
и методических приемов изучения
определенного явления или
Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.
Столь емкая структура
программы исследования не плод научной
фантазии социологов. Она выверена
многолетней практикой и
Что касается формулировки и обоснования проблемы исследования, то они возникают в связи с необходимостью получить полное представление о реально существующих противоречиях с расчетом найти оптимальные пути и средства их разрешения.*
Различные противоречивые
ситуации, которые выдвигает перед
нами сама жизнь, принято называть проблемой.
Для инициаторов и
Следует опасаться и другой крайности - выдвижения проблем слишком широкого плана. Если трудно сразу придать формулировке ясность и четкость, то, возможно, это удается сделать в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки остальных частей программы.
Иногда в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем, что происходит, как правило, в тех случаях, когда сама исследовательская программа нацелена на многопроблемный анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, что может снизить качество собираемой информации. Во-вторых, теряется оперативность исследования, что приводит в свою очередь к старению данных, потере их актуальности, а порой и практического смысла исследования в целом.
Определение цели исследования обычно предусматривает решение или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением.
Как уже было отмечено, научная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной проблемы.
Вместе с тем причины
возникновения проблемы могут лежать
и за пределами объекта
Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие). Следовательно, предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.
Логический анализ основных
понятий предусматривает
Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, которые занимают главенствующее место в определении предмета исследования. Логический анализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе определяется соотношение элементов и свойств конкретного явления, последовательное изучение которых дает возможность составить ясное представление о нем.
При исследовании, например, активности той или иной группы логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выделение таких его составляющих, как активность трудовая, общественно-политическая, активность в сфере познания, культуры и т. д. Рассматривая затем каждое из них, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущности различных сторон (элементов) предмета исследования.
Между логическим анализом основных понятий и видом социологического исследования существует тесная зависимость. И чем сложнее его вид, тем более емкой и разветвленной оказывается структура логического анализа основных понятий.
В свою очередь, характер анализа основных понятий оказывает непосредственное воздействие на логику подготовки инструментария сбора первичной социологической информации. Кроме того, как семантическая форма вычленения составных элементов исследуемого явления и установления между ними взаимосвязи, логический анализ основных понятий помогает впоследствии правильно объяснить результаты социологического исследования.
Каждый раз реализация исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов. Набор этих методов, а точнее, общая направленность исследования может быть задана при формулировке гипотез. Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Отсюда понятно, что предварительное выдвижение гипотез может повлиять на внутреннюю логику всего процесса исследования.
Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.
Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль, заранее не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.
Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.
Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.
Информация о работе Разработка программы. Определение проблемы, объекта и предмета