Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:01, доклад
Термин социология образован от сочетания латинского слова societas (общество) и греческого слова lоgos (слово). Слово об обществе.
Данный термин ввел в науку французский ученый философ Огюст Конт (1798-1857). Его зачастую называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада.
Объект и предмет социологии
Термин социология образован от сочетания латинского слова societas (общество) и греческого слова lоgos (слово). Слово об обществе.
Данный термин ввел в науку
французский ученый философ
Историю становления и
Предметом
какой-либо науки именуют совокупность
понятий, при помощи которых она
описывает объективную
Объектом социологии как науки выступает все многообразие реально существующих в обществе социальных явлений, процессов, отношений и взаимодействий, в которых участвуют реальные люди, а также само общество, его сферы, части, подсистемы.
Объектом социологического исследования выступает отдельный фрагмент этой реальности, представленный поведением или отношениями живых людей (в социологии их называют респондентами), а также вещественными продуктами их деятельности, как-то: документы, штатное расписание предприятия, инфраструктура городского района, совокупность кинотеатров и т.д.
Если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога выступали респонденты - живые люди, то при описании предмета (теоретической системы понятий) науки таковыми выступают понятий и категории - мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве.
Итак, объект - это живые люди, которых опрашивают или за которыми наблюдают, здания, документы, памятники культуры и т.п., которые можно видеть, осязать, измерять, пересчитывать. Предмет - это система абстрактных понятий, при помощи которых ученый пытается осмыслить то, что он наблюдал, получил в ходе опроса, измерил или пересчитал. Предмет идет от науки, объект - от жизни.
Предмет социологической науки - очень сложная система категорий, понятий и показателей, которые образуют компактные тематические области, например социологию молодежи или теорию социальной структуры. Каждая такая область представляет достаточно стройное, но до конца незавершенное теоретическое целое. Скажем, в социологии молодежи трудятся у нас в стране и за рубежом не менее 7-10 тыс. человек. Они проводят ежегодно сотни эмпирических исследований, касающихся как общих, так и частных вопросов положения молодежи в современном обществе, доступности для нее среднего и высшего образования, материального и жилищного положения, досуговых предпочтений, занятий спортом, ценностных ориентаций и множества других проблем. По молодежной проблематике проводятся международные и всероссийские конференции, семинары, симпозиумы, публикуются монографии и статьи, выходят журналы и альманахи, действуют исследовательские лаборатории и институты, происходит специализация студентов и аспирантов.
Предмет
исследования предполагает объект, но
не совпадает с ним. Предмет социологического
исследования обусловливается свойствами
объекта и характером проблем, стоящих
перед социологом, уровнем научных
знаний и средств познания, которыми
он располагает. Надо сказать, что один
и тот же социальный объект может
изучаться с целью решения
различных научных проблем, а
предмет исследования обозначает границы,
в пределах которых объект изучается
в конкретном исследовании.
Среди основных понятий социологии следует выделить два главных, которые выполняют функцию первокирпичиков - это статус и роль. Необходимость выделения так называемых первокирпичиков науки диктуется не только исследовательскими, но также педагогическими задачами. Методологи признают, что контекст научного открытия знания и контекст его научного обоснования (он же - контекст изложения научного знания) могут существенно различаться. Когда от первого мы переходим ко второму, то стихийная лабораторная работа систематизируется, пробные варианты и всевозможные ошибки отбрасываются, теоретическое знание принимает строго логический и последовательный вид. В такой форме его легче передать студентам, не искушенным в тонкостях профессиональной социологии.
Когда К.Маркс в середине Х1Х века закончил многотрудную работу по сбору эмпирического материала, проработки теоретических источников и статистического материала, записав его в черновые тетради (кстати, изданные самостоятельными томами в его и Ф.Энгельса собрании сочинений), он приступил к систематизации накопленных знаний, а готовый результат изложил во всемирно известном <Капитале>. Именно здесь, возможно, больше в педагогических целях он выделил исходную клеточку - товар, - из которой впоследствии логически развернул сложнейшую систему категорий политэкономии. Прием оказался весьма удачным, благодаря чему уже долгое время его учение покоряет не только читателей, но и профессиональных ученых.
В чем же специфика социологии как науки? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо уяснить содержание понятия «социальное». В обыденном сознании данное понятие часто отождествляется с понятием «общественное». Это связано с тем, что социология нередко употребляется в широком смысле слова, выступая как синоним всего обществознания. В научном же сознании социология употребляется в узком, строгом смысле слова, как одна из специфических отраслей обществознания.
Социальное появляется там, где фиксируется факт взаимодействия людей, где действия одного являются причиной и следствием действий другого. Человек испытывает на себе принудительную силу со стороны другого человека, группы, института. Он считается с привычками и нормами, традициями и ценностями, существующими в группе (обществе). Выступая как представитель группы (возрастной, половой, этнической, профессиональной и т.д.), человек реализует свою социальную природу. Присмотримся к нашему ежедневному существованию. Утром мы дома, то есть в семье. Вышли за пределы квартиры, и оказались в группе соседей, покинули подъезд – и уже Вы житель двора, микрорайона. На остановке – Вы в кратковременной группе ожидающий автобуса, в автобусе – пассажир. До работы Вы зашли в магазин – Вы покупатель. На работе – Вы член бригады, отдела, фирмы. Во вторую половину дня Вы также не окажитесь вне группы.
Именно в этом смысле можно говорить о социальном (структуре, процессе, отношениях.) Социология отвечает на вопрос, как люди сосуществуют вместе? Как они умудряются поддерживать устройство своей жизни и развиваться, имея различные возможности, преследуя различные цели?