Предмет и объект политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

Данная тема актуальна тем, что и по сей день между учеными-политологами и учеными смежных с ней наук идут споры по поводу определения и предметного содержания политологической науки. Это видно из литературы, где авторы различны в своем мнении.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Объект и предмет политологии………………………………………………...4
2 Методы политологии…………………………………………………………...6
3 Категории и функции политологии…………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемых источников……………………………………………16

Файлы: 1 файл

реферат политология.docx

— 33.40 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Объект и предмет политологии………………………………………………...4

2 Методы политологии…………………………………………………………...6

3 Категории и функции политологии…………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемых источников……………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Представление о политике как искусстве возможно возникло уже в античной политической мысли, равно как и мысль о том, что ее изучение должно подчиняться логике научных понятий и процедур. Взаимосвязь практического освоения политического искусства и более углубленного изучения путем сравнительного научного, теоретического и философского многообразных политических процессов очевидна, поскольку обе данных процедуры имеют универсальный и творческий характер. Характеризуя природу происходящих в истории политических процессов, немецкий политолог Т. Шаберт справедливо отмечал: «Люди - существа творческие и политика является исходным способом их творческой деятельности». Имеются, конечно, и другие стремления, выражающие творческий характер человеческих существ. Художники рисуют картины, композиторы создают мелодии, писатели пользуются словами, архитекторы конструируют здания, рабочие производят товары. В любом из этих процессов они создают нечто материально осязаемое, конечное. Но, занимаясь политикой, человеческие существа бесконечно производят и никогда не создают что-либо ощутимое материально, конечное. Политика - это чистое творчество, она является творческим устремлением, «продукт» которого есть само творчество, к которому стремятся. Из всех видов человеческого творчества музыка наиболее сравнима с политикой. Музыкальная композиция, не будучи озвученной, мертва; в действительности она становится продуктом музыкального только в процессе своего производства, когда она исполняется и воспринимается на слух. Подобным же образом политика не имеет иной реальности, кроме самого политического процесса: она возникает только через саму себя в политическом акте.

 

Политика не знает конечных продуктов: все, к чему она стремится - это движение, движение в потоке творческих усилий. Без политики человеческие существа не смогли бы существовать. Они существуют только посредством «божественного» творчества».

Данная тема актуальна тем, что и по сей день между учеными-политологами и учеными смежных с ней наук идут споры по поводу определения и предметного содержания политологической науки. Это видно из литературы, где авторы различны в своем мнении.

Задачами исследования являются: изучить литературные источники, рассмотреть приводимые взгляды ученых по данной теме, дать определение политологии, раскрыть ее объект и предмет, раскрыть категории, методы и функции политологии как науки, а также рассмотреть вопрос как изучается политология как учебная дисциплина, сделать выводы.

 

1 Объект и предмет политологии

Политология представляет собой  целостную, логически стройную совокупность знаний о политике и организации  политической жизни.

Политика затрагивает  интересы всех людей. Вопрос заключается  в том, насколько сознательно  или бессознательно человек оказывается  субъектом политических отношений, насколько обдуманно он делает свой политический выбор при голосовании  в органы власти, понимает ли он последствия  своего того или иного действия, участия в каких-либо общественных акциях протеста или поддержки. Помочь молодому человеку самоопределиться в  политической жизни, чтобы не стать  объектом манипулирования политических лидеров, партий и движений, средств  массовой информации и коммуникации, призвано изучение политологии.

Политология – термин, образовавшийся из двух греческих слов «politike» и «logos» и буквально означает «политическая наука». Известно, что любая наука как совокупность знаний об объективной реальности имеет:

- предмет исследования (те объективные свойства, связи и отношения, которые включены в процесс познания);

- методы (познавательные приемы и методы), с помощью которых добываются знания о предмете;

- категории (понятия), в которых выражается сознание познанного;

- определенные функции.

Политология - это самостоятельная  наука. Она имеет свой объект и  специфический предмет познания.

Объектом политологии, то есть тем, на что направлено познание, являются политические отношения в обществе. Сфера политических отношений намного шире того, что можно было бы назвать чисто политическим.

Сюда относятся процессы функционирования и развития власти, включение масс в управление; а  также экономические, социальные и  духовные интересы, являющиеся объектом политического воздействия, т. е., сфера политических отношений – это совокупность всех объектов политической деятельности. Поэтому политические отношения являются объектом изучения не только политологии, но и философии, социологии, права, истории и других наук. Но каждая из этих наук имеет свой предмет в изучении данного объекта.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования  в государственно-организованном обществе.

Своеобразие политологии  заключается в том, что все  социальные явления и процессы она  рассматривает относительно политической власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее организации.

Категория «политическая  власть» универсальна и охватывает все политические явления. Например, современная дискуссия о путях  экономической реформы. С точки  зрения экономической науки она  представляет собой споры о методах и принципах перехода к рынку. Но с точки зрения политологии - это теоретическое отражение борьбы различных социальных сил за обладание экономической и политической властью в обществе. Именно борьба за власть придает столь острый характер общественным процессам в стране.

 

2 Методы политологии

Разнообразные методы, применяемые политологией, позволяют глубже и всестороннее познать ее предмет. Они представляют собой приемы, способы изучения политики.

Наиболее важные и часто используемые методы можно подразделить на три группы. Первая – общие методы исследования политики (нередко их называют подходами). Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и либо дают его специфическую интерпретацию (например, системный и деятельностный подходы), либо ориентируют на особый подход к нему (сравнительный и исторический методы).

Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности  политических явлений, в том числе  влияния на политическую систему  экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

В своих крайних, жестко детерминистских  формах социологический подход широко представлен в марксистских трактовках политики как надстройки над экономическим  базисом, как отношений между  классами, нациями и государствами (В. И.Ленин). Этот метод ярко выражен  и в теории заинтересованных групп  А. Бентли, рассматривающей политику как сферу соперничества разнообразных  общественных групп, преследующих собственные интересы.

Политическая мысль базируется на нормативно-ценностном, подходе. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы и других ценностей.

Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и  путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного и  желаемого, из этических ценностей  и норм и в соответствии с ними строить политическое поведение  и институты.

Несмотря на некоторую ограниченность, этот подход необходим для политической науки, поскольку он придает политике этическое, человеческое измерение, вносит в нее нравственное начало.

Функциональный подход требует  изучения зависимостей между политическими  явлениями, обнаруживающихся в опыте, например, взаимосвязей уровня экономического развития и политического строя, степени урбанизации населения  и его политической активности, избирательной  системы и количества партий и  т.п.

Этот метод предполагает абстрагирование  от этической оценки политики и ориентацию лишь на факты и логику.

К функционалистским, позитивистским методам примыкает структурно-функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована ее структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими (людьми, институтами) позициями и выполняемыми ролями (президентов, министров, граждан и т.п.).

Суть системного подхода к политике состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного  организма, как саморегулирующегося  механизма, находящегося в непрерывном  взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы.

Институциональный подход ориентирует  на изучение институтов, с помощью  которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Антропологический подход требует  изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой рода человеческого, присущими каждому  индивиду потребностями (в пище, одежде, жилище, безопасности, общении, духовном развитии и др.).

Сегодня он исходит прежде всего  из таких принципов, как:

1) постоянство, инвариантность  фундаментальных родовых качеств  человека как существа биологического, социального и разумного (духовного), изначально обладающего свободой;

2) универсальность человека, единства  человеческого рода и, независимо  от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий, равноправия всех людей;

3) неотъемлемость естественных, основополагающих  прав человека, их приоритета  по отношению к принципам устройства, законам и деятельности государства.

Применительно к исследованию реальных политических действий антропологический  подход требует не ограничиваться изучением  влияния социальной среды или  разумной, рациональной мотивации, но выявлять и иррациональные, инстинктивные, биологические и другие мотивы политического  поведения, обусловленные человеческой природой и наиболее ярко проявлявшиеся  еще в первобытных обществах.

Психологический подход, в отличие  от антропологизма он имеет в виду не человека вообще как представителя  рода, а конкретного индивидуума, что предполагает, конечно, и учет его родовых качеств, социального  окружения и особенностей индивидуального  развития.

Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также  типичных механизмов психологических  мотиваций.

 

 

Психологический подход не претендует на исключительность и позволяет  выявить один из важнейших аспектов политической жизни. Его специфическим  развитием выступает социально-психологический  метод, ориентирующий на изучение зависимости  политического поведения индивидов  от их включенности в социальные группы и различных параметров последних, а также на исследование психологических  характеристик групп (малых групп, толпы, этносов, классов) и т.д.

Динамическую картину политики дает деятельностный подход. Он предполагает рассмотрение ее как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии, этапы: определение  целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация  ресурсов на их осуществление; регулирование  деятельности; учет и контроль за реализацией  целей; анализ полученных результатов  и постановка новых целей и  задач. Деятельностный подход служит методологической базой теории политических решений.

Рассмотренная под этим углом зрения политика выступает как процесс  подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. С использованием деятельностного  подхода связана и трактовка  политики как специфической формы управления обществом.

Своеобразным развитием и конкретизацией деятельностного метода является критически-диалектический метод. Он ориентирует на критический  анализ политики, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источника  ее самодвижения, движущей силы политических изменений. Критически-диалектический метод является ведущим в такой  важной социологической и политологической дисциплине, как конфликтология.

Информация о работе Предмет и объект политологии