Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:33, доклад
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе не редко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании детей.
Объект и предмет педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе не редко другой раб, только ученый.
Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании детей.
Такое понимание педагогики сохранилось в плоть до середины XXв. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.1
Педагогика – это наука изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогические процессы и педагогическую деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление которых – цель и результат исследования ее объекта и предмета.2
Педагогика - это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляются в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Поэтому в мировом Педагогическом лексиконе всё чаще употребляются новые термины – «андрогогика» ( от греч. «андрос» - мужчина и «аго» вести) и «антрополо́гия» ( от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести) 3
Область внимания и влияния научной педагогики так же связана и с изучением, и с реализацией педагогических явлений и процессов. Возможные разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование – сфера обучения и воспитания, а предметом - закономерности процессов, происходящие в системе отношений, которые формируются в этой сфере.
Задачи и функции педагогики
Педагогическая наука занимается решением следующих задач:
1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности.
2. Определение целей образования и воспитания.
3.Разработка педагогических технологий реализаций целей (содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания)
4.Внедрение результатов педагогических исследований в практику.
Функции педагогики – своего рода производные от её задач: направления, сферы компетенции, необходимые для решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения. То есть, проще говоря, функции педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Функции педагогической науки: теоритическая, технологическая. К теоритической относят-
1.Описальный и
объяснительный – изучение
2.Диагностический – выявление состояния педагогических явлений, успешности деятельности педагога, установление условий и причин, её обеспечивающих.
3.Прогностический – исследование педагогической действительности и построение на её основе модели образования.
К технологической относят:
1. Проективный разработка
методических материалов, определяющих
план педагогической
2.Преобразовательный – внедрение достижений педагогической науки в практику.
3.Рефлексивный и корректировочный- оценка влияния научных исследований на практику обучения с последующей коррекцией научной и практической деятельности.
Предмет педагогики
Предметом педагогики
является образование как целостный
педагогический процесс. В данном случае
педагогика является наукой, которая
изучает сущность, закономерности,
тенденции и перспективы
В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Существуют теоретические и пра
1) определение закономерности процесса обучения, воспитания и образования;
2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности различных школ;
3) разработка и внедрение новых методов, форм, систем обучения и управления образовательными структурами;
4) изучение и внедрение результатов исследований в практику преподавания;
5) постановка целей и планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Теоретические задачи целиком и полностью имеют практическое воплощение в образовательных учреждениях.
К. Д. Ушинский, например, утверждал, что науки вообще только открывают факты и законы и не занимаются разработкой их практической деятельности и приложения. В то время как педагогика отличается в этом отношении. Поэтому задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания».
Основные научные понятия
Каждая наука имеет свой категориальный (понятийный) аппарат - это ряд главных научных понятий, отражающих сущность явлений и процессов, изучаемых данной наукой.
Для педагогической науки центральным понятием считается педагогический процесс (В.А.Сластенин). Процесс вообще означает (1) последовательную смену состояний, ход развития чего-либо и (2) совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Педагогический процесс определяется как направленное и организованное взаимодействие педагогов и обучаемых, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.
Главные характеристики педагогического процесса, как их понимает современная наука, - это целостность, системность, цикличность. Целостность означает единство процессов воспитания, обучения, связь и взаимозависимость деятельности педагога и учащегося в развитии и формировании последнего, а также единство всех компонентов, составных частей педагогического процесса, обеспечивающих главную функцию процесса - образование, воспитание.
Системность
означает, что педагогический процесс
осуществляется в рамках педагогической
системы - совокупности структурных
компонентов, связанных внутренними
функциональными связями и
Структурным
элементам системы
Системный взгляд на педагогический процесс позволяет видеть его компоненты и функциональные связи между ними. Это помогает осознать специфику каждого компонента, их взаимодействие, изменение одного от изменения другого, например: от цели меняется содержание; обученность, подготовленность ученика меняет методы обучения и т.д.
Опираясь на принцип детерминизма, наука выделяет понятие движущие силы педагогического процесса - это противоречие между требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и росту, развитию ребенка, если эти требования соответствуют возрастным особенностям ребенка. Л.С.Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого. Зоной ближайшего развития психолог называл тот уровень, когда ребенок потенциально способен освоить новое с помощью взрослого, при обучении.
Разрыв между
зонами порождает педагогическую ситуацию
- такое состояние
Педагогические процессы обозначены в педагогике такими фундаментальными категориями, как образование, воспитание, обучение, социализация, педагогическое взаимодействие и др.
Образование современной наукой рассматривается как наиболее общая категория и имеет ряд значений. Образование как социальное явление, реализующее функцию подготовки подрастающего поколения к жизни .
Образование
как педагогический процесс формирования
человека, организованный, осуществляемый
педагогами в образовательных
Воспитание -
это целенаправленный и организованный
процесс формирования личности. В
социальном смысле воспитание - совокупность
формирующих воздействий всех общественных
институтов, обеспечивающих передачу
из поколения в поколение
Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и познавательной активности. Обучение включает в себя преподавание - организацию учителем учебного труда обучаемых и учение - управление и контроль учеником собственной учебно-познавательной деятельности. Развитие личности - это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие - изменение, представляющее собой переход от простого к все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Развитие зависит от наследственности, среды и воспитания
Формирование
личности - процесс становления личности
в результате объективного влияния
наследственности, среды, целенаправленного
воспитания и собственной активности
личности. Отличие между развитием
и формированием состоит в
том, что процесс развития затрагивает
морфологические, физиологические, психические
изменения, а формирование относят
более к нравственному, социальному
и духовному становлению
Система педагогических наук
В результате
развития науки, техники и культуры
происходят дифференциация знаний и
специализация наук. В педагогической
науке процесс специализации
и дифференциации проявляется особенно
заметно. Педагогика, зародившаяся в
недрах философии как ее часть, имеет
в настоящее время большое
число ответвлений, которые развиваются
как ее отрасли. Эти отрасли определяются
особенностями объекта
Основные «ветви» древа педагогической науки следующие.
Общая педагогика -- изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.
Дошкольная педагогика -- изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.
Педагогика общеобразовательной школы -- исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.
Специальная педагогика (дефектология) -- наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления: сурдопедагогика -- изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика -- слепых и слабовидящих детей; олиго- и френопедагогика -- умственно отсталых детей; логопедагогика -- разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков.