Объект и предмет педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:33, доклад

Краткое описание

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе не редко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании детей.

Файлы: 1 файл

ЧЯ (1).docx

— 25.00 Кб (Скачать)

Объект и предмет педагогики

 

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе не редко другой раб, только ученый.

Позже слово «педагогика» стало употребляться в более  общем смысле для обозначения  искусства «вести ребенка по жизни  », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании детей.

Такое понимание  педагогики сохранилось в плоть  до середины XXв. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.1

Педагогика –  это наука изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогические процессы и педагогическую деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление которых – цель и результат исследования ее объекта и предмета.2

Педагогика - это  наука о воспитании человека. Понятие  «воспитание» здесь употребляются  в самом широком смысле, включая  образование, обучение, развитие. Поэтому  в мировом Педагогическом лексиконе  всё чаще употребляются новые  термины – «андрогогика» ( от греч. «андрос» - мужчина и «аго» вести) и «антрополо́гия» ( от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести) 3

Область внимания и  влияния научной педагогики так  же связана и с изучением, и  с реализацией педагогических явлений  и процессов. Возможные разные взгляды  на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование – сфера обучения и воспитания, а предметом - закономерности процессов, происходящие в системе отношений, которые формируются в этой сфере.

Задачи и функции педагогики

 

Педагогическая  наука занимается решением следующих  задач:

 

1. Изучение сущности  и закономерностей развития и  формирования личности.

2. Определение целей  образования и воспитания.

3.Разработка педагогических  технологий реализаций целей  (содержания, форм, методов, средств  обучения и воспитания)

4.Внедрение результатов  педагогических исследований в  практику.

Функции педагогики – своего рода производные от её задач: направления, сферы компетенции, необходимые для решения этих задач. В свою очередь функции  задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности  и характер анализа результатов  такого решения. То есть, проще говоря, функции педагогики – познавать  законы воспитания, образования и  обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Функции педагогической науки: теоритическая, технологическая. К теоритической относят-

1.Описальный и  объяснительный – изучение передового  педагогического опыта, его трактовка.

2.Диагностический – выявление состояния педагогических явлений, успешности деятельности педагога, установление условий и причин, её обеспечивающих.

3.Прогностический – исследование педагогической действительности и построение на её основе модели образования.

К технологической  относят:

1. Проективный разработка  методических материалов, определяющих  план педагогической деятельности, её содержание и характер.

2.Преобразовательный – внедрение достижений педагогической науки в практику.

3.Рефлексивный и  корректировочный- оценка влияния научных исследований на практику обучения с последующей коррекцией научной и практической деятельности.

Предмет педагогики

Предметом педагогики является образование как целостный  педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая  изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

В связи с  этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные  виды деятельности учащихся, а также  стратегии и способы их взаимодействия.

Существуют теоретические и практические задачи педагогики, которые следует различать. Педагогика решает некоторые важные теоретические задачи:

1) определение закономерности процесса обучения, воспитания и образования;

2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности различных школ;

3) разработка и внедрение новых методов, форм, систем обучения и управления образовательными структурами;

4) изучение и внедрение результатов исследований в практику преподавания;

5) постановка целей и планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Теоретические задачи целиком и полностью имеют  практическое воплощение в образовательных  учреждениях.

К. Д. Ушинский, например, утверждал, что науки вообще только открывают факты и законы и не занимаются разработкой их практической деятельности и приложения. В то время как педагогика отличается в этом отношении. Поэтому задачу педагогики Ушинский видел в «изучении  человека во всех проявлениях его  природы со специальным приложением  к искусству воспитания».

 

 

 

Основные научные понятия

Каждая наука  имеет свой категориальный (понятийный) аппарат - это ряд главных научных  понятий, отражающих сущность явлений  и процессов, изучаемых данной наукой.

Для педагогической науки центральным понятием считается  педагогический процесс (В.А.Сластенин). Процесс вообще означает (1) последовательную смену состояний, ход развития чего-либо и (2) совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Педагогический процесс определяется как направленное и организованное взаимодействие педагогов и обучаемых, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

Главные характеристики педагогического процесса, как их понимает современная наука, - это  целостность, системность, цикличность. Целостность означает единство процессов  воспитания, обучения, связь и взаимозависимость  деятельности педагога и учащегося  в развитии и формировании последнего, а также единство всех компонентов, составных частей педагогического  процесса, обеспечивающих главную функцию  процесса - образование, воспитание.

Системность означает, что педагогический процесс  осуществляется в рамках педагогической системы - совокупности структурных  компонентов, связанных внутренними  функциональными связями и направленных как единое целое на формирование личности. Наукой выделены такие компоненты педагогической системы: цели и содержание обучения/ воспитания, методы, формы  и средства обучения/воспитания, учитель  и ученик. Педагогический процесс  и педагогическая система составляют единство. Можно сказать, что педагогический процесс - это последовательная смена  состояний педагогической системы.

Структурным элементам системы соответствует  и структура педагогического  процесса. Её компоненты в педагогике описывают так: целевой - определение  целей воспитания, обучения; содержательный - разработка содержания образования; операционно-деятельностный - процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный - проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. В соответствии со структурой педагогического процесса строится и педагогическая деятельность, определяемая как особый вид социальной деятельности, как деятельность педагога по достижению образовательных задач в рамках педагогической системы. В ходе педагогической деятельности разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов. Определение целей требует педагогической диагностики - изучения состояния педагогического процесса, в первую очередь воспитанности и обученности школьников, а также других условий процесса. Этапы педагогического процесса приводят к мысли о цикличности в педагогической деятельности: диагностика, проектирование, реализация, контроль. Учеными выделены такие компоненты педагогической деятельности: проектирование (определение целей), конструирование (разработка содержания), организация (выбор форм, методов, средств), коммуникация (организация взаимодействия учителя и учеников), а также гностическая (информационно-познавательная) деятельность учителя (Н.В.Кузьмина).

Системный взгляд на педагогический процесс позволяет  видеть его компоненты и функциональные связи между ними. Это помогает осознать специфику каждого компонента, их взаимодействие, изменение одного от изменения другого, например: от цели меняется содержание; обученность, подготовленность ученика меняет методы обучения и т.д.

Опираясь на принцип детерминизма, наука выделяет понятие движущие силы педагогического  процесса - это противоречие между  требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными  возможностями, уровнем развития. Это  противоречие становится толчком к  процессу воспитания и росту, развитию ребенка, если эти требования соответствуют  возрастным особенностям ребенка. Л.С.Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого. Зоной ближайшего развития психолог называл тот уровень, когда ребенок потенциально способен освоить новое с помощью взрослого, при обучении.

Разрыв между  зонами порождает педагогическую ситуацию - такое состояние педагогического  процесса, когда имеется расхождение  между желаемым и действительным, достигнутым в формировании личности, то есть обнаруживается некоторая педагогическая задача. Педагогический процесс, по существу, реализуется в цепи, в смене  педагогических ситуаций, в решении  новых педагогических задач. Реализацию педагогического процесса (обучения и воспитания) характеризует такое  понятие, как педагогическая технология - проектирование, детальное описание системы действий педагога, последовательных, однозначно понимаемых и ведущих  к достижению педагогических целей. Педагогическая технология выделяется в настоящее время как научная  отрасль, занимающаяся проектированием  педагогических процессов. Особенное  развитие получают информационно-коммуникативные  образовательные технологии.

Педагогические  процессы обозначены в педагогике такими фундаментальными категориями, как  образование, воспитание, обучение, социализация, педагогическое взаимодействие и др.

Образование современной наукой рассматривается  как наиболее общая категория  и имеет ряд значений. Образование  как социальное явление, реализующее  функцию подготовки подрастающего  поколения к жизни .

Образование как педагогический процесс формирования человека, организованный, осуществляемый педагогами в образовательных организациях, направленный на развитие личности.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В  социальном смысле воспитание - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В широком педагогическом смысле - процесс целенаправленного  формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. В узком педагогическом смысле - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и  отношений человека.

Обучение - это  специально организованный, управляемый  процесс взаимодействия учителей и  учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и познавательной активности. Обучение включает в себя преподавание - организацию учителем учебного труда обучаемых и учение - управление и контроль учеником собственной  учебно-познавательной деятельности. Развитие личности - это процесс  количественных и качественных изменений  в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный  влиянием внешних и внутренних, управляемых  и неуправляемых факторов. Развитие - изменение, представляющее собой переход  от простого к все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Развитие зависит от наследственности, среды и воспитания

Формирование  личности - процесс становления личности в результате объективного влияния  наследственности, среды, целенаправленного  воспитания и собственной активности личности. Отличие между развитием  и формированием состоит в  том, что процесс развития затрагивает  морфологические, физиологические, психические  изменения, а формирование относят  более к нравственному, социальному  и духовному становлению личности.

 

 

 

Система педагогических наук

В результате развития науки, техники и культуры происходят дифференциация знаний и  специализация наук. В педагогической науке процесс специализации  и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в  недрах философии как ее часть, имеет  в настоящее время большое  число ответвлений, которые развиваются  как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими  данными и т.д.

Основные «ветви»  древа педагогической науки следующие.

Общая педагогика -- изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.

Дошкольная  педагогика -- изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогика  общеобразовательной школы -- исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.

Специальная педагогика (дефектология) -- наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления: сурдопедагогика -- изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика -- слепых и слабовидящих детей; олиго- и френопедагогика -- умственно отсталых детей; логопедагогика -- разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков.

Информация о работе Объект и предмет педагогики