Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:33, доклад
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе не редко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании детей.
Педагогика
профессионально-технического и среднего
специального образования - изучает
и разрабатывает вопросы
Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.
Значительное место в системе педагогических знаний занимает история педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов.
В педагогике
как развивающейся науке
Связь педагогики с другими науками
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
Важную методологическую
роль в процессе разработки педагогической
теории выполняет философия, помогая
определить исходные позиции при
исследовании педагогических явлений.
Особенно большое значение для решения
конкретных вопросов обучения и воспитания,
разработки режимов труда и отдыха
имеет психология, и в первую очередь
возрастная и педагогическая психология,
которая изучает закономерности
психических процессов детей
в зависимости от возраста, в условиях
обучения и воспитания. Тесные связи
существуют между педагогикой и
школьной гигиеной, изучающей и. определяющей
санитарно-гигиенические
Педагогика
имеет тесные связи и со многими
другими отраслями научного знания
- анатомией и физиологией
Параллельно
с развитием педагогики и в
тесной связи с ней (особенно с
теорией обучения и образования)
развивались и вычленялись в
отдельную отрасль
Важнейшая задача методики - разработка содержания, форм и методов изучения этих предметов, изучение и обобщение, популяризация передового педагогического опыта работы лучших педагогов, повышение эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся, использование методов, терминов и понятий других наук (например, .математических методов, понятия об обратной связи, заимствованного из кибернетики). Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.
Таким образом,
педагогика - наука о педагогическом
процессе, организованном в условиях
педагогической системы и обеспечивающем
развитие его субъектов. Как любая
наука, педагогика включает в себя фактический
материал, полученный в результате
длительных наблюдений, экспериментов
и опытов в области обучения и
воспитания. На данной основе осуществляются
научные обобщения фактического
материала, выражающиеся в понятиях,
принципах, методах, теориях и закономерностях;
реализуются предположения-