Объект и предмет педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:33, доклад

Краткое описание

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе не редко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании детей.

Файлы: 1 файл

ЧЯ (1).docx

— 25.00 Кб (Скачать)

Педагогика  профессионально-технического и среднего специального образования - изучает  и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных  учебных заведений.

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.

Педагогика  высшей школы разрабатывает вопросы  обучения и воспитания студентов вузов.

Значительное  место в системе педагогических знаний занимает история педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов.

В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие  научного и практического подтверждения. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и  практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного  и профессионального развития, так  как современная система образования  и воспитания касается практически  всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного  учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место  в системах человекознания и гуманитарных наук.

 

 

Связь педагогики с другими науками

Педагогика, являясь  самостоятельной и достаточно научной  дисциплиной, не может развиваться  обособленно от других наук. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая  определить исходные позиции при  исследовании педагогических явлений. Особенно большое значение для решения  конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь  возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей  в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания. Тесные связи  существуют между педагогикой и  школьной гигиеной, изучающей и. определяющей санитарно-гигиенические условия  жизни учащихся. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной  целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для  более рациональной организации  процесса обучения и воспитания.

Педагогика  имеет тесные связи и со многими  другими отраслями научного знания - анатомией и физиологией человека, этнографией, математикой, кибернетикой и др. Формы связи педагогики с  другими науками весьма разнообразны: это заимствование научных идей (например, кибернетической идеи управления), использование данных, полученных другими  науками (данные физиологии о работоспособности  учащихся), и т.п.

Параллельно с развитием педагогики и в  тесной связи с ней (особенно с  теорией обучения и образования) развивались и вычленялись в  отдельную отрасль педагогических знаний методики преподавания отдельных  учебных предметов в общеобразовательной  школе, а в последующем - в средней  специальной и высшей школах.

Важнейшая задача методики - разработка содержания, форм и методов изучения этих предметов, изучение и обобщение, популяризация  передового педагогического опыта  работы лучших педагогов, повышение  эффективности педагогического  процесса и качества знаний учащихся, использование методов, терминов и  понятий других наук (например, .математических методов, понятия об обратной связи, заимствованного из кибернетики). Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.

Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов. Как любая  наука, педагогика включает в себя фактический  материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов  и опытов в области обучения и  воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения  педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций.


Информация о работе Объект и предмет педагогики