Правила ведения переговоров по спорным проблемам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

Конфликт (Щепаньский Ян) – это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действий по отношению к конкретному предмету или ситуации.
Конфликт – поведение лица, группы или организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей.

Файлы: 1 файл

к.р. конфликтология.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

             Федеральное агенство по образованию

 

ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра ГМУиП


 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

на тему:

«Правила ведения переговоров по спорным проблемам»

 

 

 

Выполнил:

Студент з.ф.о.ГМУ10

 Чернова Ю.С.

Шифр: СВ09-55

Проверил:

 

 

 

Тюмень 2013 г

Словарь терминов и персоналий

 

Конфликт (Щепаньский Ян) – это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действий по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Конфликт – поведение лица, группы или организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей.

Стороны конфликта - это объекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта  в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих  сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликтная ситуация – ситуация, в которой имеются несогласованные интересы.

Переговоры - это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Оглавление

 

  1. Введение……………………………………………………………..стр. 4
  2. Общая характеристика переговоров: сущность,

виды и функции………………………………………………….…стр. 5

  1. Динамика переговоров…………………………………………….стр. 8
  2. Психологические условия успеха на переговорах………………стр. 12
  3. Заключение…………………………………………………………...стр. 15
  4. Список используемой литературы………………………………….стр. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переговоры — древнее  и универсальное средство человеческого  общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся. В  историческом плане развитие переговоров шло по трем направлениям: дипломатическому, торговому и разрешению спорных проблем.

Переговоры – это  деловое взаимное общение с целью  достижения совместного решения. На протяжении  всей нашей жизни  мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.

  Переговоры протекают  в виде деловой беседы по  вопросам, представляющим интерес  для обеих сторон, и служат  налаживанию кооперационных связей.

  Переговоры существенно  различаются по своим целям:  заключение договора о поставках,  на проведение научно-исследовательских  или проектных работ, соглашение  о сотрудничестве и координации  деятельности и т. д.

  В процессе переговоров  люди хотят:

-добиться взаимной  договоренности по вопросу, в  котором, как правило, сталкиваются  интересы;

-достойно выдержать  конфронтацию, неизбежно возникающую  из-за противоречивых интересов  не разрушая при этом отношения.

  Чтобы достичь  этого надо уметь:

  1. Решить проблему;
  2. Наладить межличностное взаимодействие;
  3. Управлять эмоциями.

  За столом переговоров  могут сойтись люди, имеющие различный  опыт ведения переговоров. Они  могут иметь различный темперамент  (например, сангвиник и холерик)  и различное специальное образование (например, техническое и экономическое).

  В соответствии  с этим большим разнообразием  отличается и сам ход переговоров.  Они могут протекать легко  или напряженно партнеры могут  договориться между собой без  труда или с большим трудом  или вообще не прийти к какому-либо соглашению

 

Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции

 

Стороны приходят к пониманию  необходимости переговоров тогда, когда конфронтация не дает результатов  или становится невыгодной. Выделяют два вида переговоров: ведущиеся в рамках конфликтных отношений и в условиях сотрудничества. Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться серьезные разногласия и на этой почве возникает конфликт. Возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта, бывшие соперники начинают сотрудничать. Переговоры нужны для принятия совместных решений. Каждый участник переговоров сам решает, соглашаться или нет на то или иное предложение. Совместное решение — это единое решение, которое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации.

Переговоры не нужны, если противоречие можно преодолеть на основе законодательных или иных нормативных актов. Однако многие вопросы  легче, дешевле и быстрее решать не через судебные инстанции, а путем переговоров. В США такие ситуации составляют 90—95% всех гражданских исков.

Существуют различные  подходы к классификации переговоров. Один из них основывается на выделении различных  целей  их  участников.

1. Переговоры о продлении действующих соглашений. Например, временного соглашения о прекращении военных действий.

2. Переговоры о нормализации. Проводятся с целью перевода конфликтных отношений к более конструктивному общению оппонентов. Часто проводятся с участием третьей стороны.

3. Переговоры о перераспределении. Одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой. Эти требования, как правило, сопровождаются угрозами наступающей стороны.

4. Переговоры о создании новых условий. Их целью является формирование новых отношений, заключение новых соглашений.

5. Переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы (демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т.д.).

В зависимости от того, какие цели преследуют участники  переговоров, выделяются различные функции переговоров.

• информационная (стороны  заинтересованы в обмене взглядами, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия);

• коммуникативная (налаживание  новых связей, отношений);

• регуляции и координации  действий;

•    контроля (например, по поводу выполнения соглашений);

• отвлечения внимания (одна из сторон стремится выиграть время  для перегруппировки или наращивания  сил);

• пропаганды (позволяет  одной из сторон показать себя в  выгодном свете в глазах общественности);

• проволочек (одна из сторон идет на переговоры, чтобы вселить надежду у оппонента на решение проблемы, успокоить ее). Существует три типа совместных решений участников переговоров:

• компромиссное, или  «срединное решение»;

• асимметричное решение, относительный компромисс;

• нахождение принципиально  нового решения путем сотрудничества.

    Рассмотрим их подробнее применительно к проблеме переговоров.

Первый тип решения  — компромисс, когда стороны идут на взаимные уступки. Это типичное решение на переговорах. Компромисс реален тогда, когда стороны готовы удовлетворить хотя бы часть интересов друг друга. При этом важно наличие критериев, которые позволили бы определить законность требований или равенство уступок. Еще лучше, если равноценность шагов навстречу друг к другу может быть оценена количественно.

Однако чаще приходится встречаться с ситуациями, когда  критерии нечетки или же стороны  не могут найти ту «середину», по отношению к которой они могут  двигаться, уступая друг другу. В  таких случаях необходимо искать поле интересов. Делая большие уступки по менее значимому для себя вопросу, но более значимому для оппонента, участник переговоров получает больше по другому вопросу, который представляется ему наиболее важным. В результате происходит «размен» уступками на переговорах.

Когда статусы, возможности  власти и контроля, а также интересы сторон не позволяют им найти «серединное» решение, то стороны могут придти к асимметричному решению. Тогда уступки одной стороны значительно превышают уступки другой. Оппонент, получающий явно меньше условной половины, сознательно идет на это, поскольку иначе он понесет еще большие потери. Асимметричность решения наблюдается при закреплении с помощью переговоров поражения одной из сторон. Степень асимметричности может быть различной.

Третий тип решения  состоит в том, что участники  переговоров разрешают противоречия путем нахождения принципиально нового решения, которое делает данное противоречие несущественным. Принципы принятия такого решения разработаны американскими специалистами Р. Фишером и У. Юри, опубликованы в начале 80-х годов. Их труд только в США выдержал 16 изданий и переведен в 30 странах мира. Этот способ основывается на анализе истинного соотношения интересов, что требует кропотливой, открытой и творческой работы обеих сторон.

Выход на новое решение  возможен через изменение системы  ценностей, например, включением данной проблемы в более широкий контекст. Поэтому на переговорах порой, полезно выйти за пределы, поставленные участниками, рассмотреть проблему шире первоначально заданных позиций и тогда от сторон вообще может не потребоваться уступок. Поиск принципиально нового решения более сложен, требует нестандартного подхода. Но он открывает и совершенно иные перспективы. Другими словами, если компромисс и асимметричное решение — это арифметика переговоров, то принципиальный подход — это уже алгебра переговорного процесса.

 

 

                     Динамика переговоров

 

Переговоры как сложный процесс, неоднородный по задачам, состоит из нескольких этапов: подготовки к переговорам, процесса их ведения, анализа результатов, а также выполнения достигнутых договоренностей.

Подготовка к переговорам. Переговоры начинаются задолго до того, как стороны сядут за стол. Фактически они начинаются с того момента, когда одна из сторон (или посредник) выступит инициатором проведения переговоров и участники займутся их подготовкой. От того, как будет проведена подготовка, во многом зависит будущее переговоров и принятых на них решений. Подготовка к переговорам ведется по двум направлениям: организационному и содержательному.

К организационным моментам подготовки относят: формирование делегации, определение места и времени встречи, повестки дня каждого заседания, согласование с заинтересованными организациями касающихся их вопросов. Большое значение имеет формирование делегации, определение ее главы, количественного и персонального состава. Бывает так, что главой делегации на переговорах назначают человека исходя лишь из должностного статуса, не принимая в расчет его компетентность по существу обсуждаемой проблемы. Важно, чтобы делегация представляла собой единую команду, где все работают на успех переговоров, а не на то, чтобы лучше выглядеть в глазах руководства.

Содержательная сторона подготовки к переговорам включает: анализ проблемы и интересов участников; формирование общего подхода к переговорам и собственной позиции на них; определение возможных вариантов решения. Прежде чем стороны начнут готовиться к переговорам, анализируется   проблема, которая будет решаться. В чем ее суть? Есть ли иные пути ее решения, требующие меньших затрат и усилий? Они могут быть обнаружены как в рамках односторонних действий, так и на основе переговоров с оппонентом. Необходимо выработать   общий    подход  к переговорам — их концепцию. В отличие от позиции концепция переговоров — менее изменчивый элемент. При формировании общего подхода к переговорам определяются задачи, которые будут реализовываться на них. Необходимо определить возможные    варианты решения. Производится разработка различных вариантов решения, их оценка, аранжировка в зависимости от степени их приемлемости для обеих сторон.

Участники должны продумать предложения, отвечающие тому или иному варианту решения, а также их аргументацию. Предложения являются ключевыми элементами позиции. Даже хорошая идея, не будучи облеченной в ясную форму предложений, может погибнуть. Формулировка предложений должна быть простой и не допускать двусмысленности. Аргументация всегда должна быть объективной.

Для повышения эффективности подготовки возможны:

• проведение экономической, правовой или иной экспертизы;

• составление балансных  листов (на листе бумаги записывают разные варианты решения, а против каждого  из них — возможные позитивные и негативные последствия его  принятия);

• проведение группового обсуждения отдельных вопросов переговоров по методу «мозгового штурма»;

• экспертный опрос по оценке вариантов решений;

• использование компьютерной техники для имитационного моделирования; выявления степени риска и  неопределенности; выбора норм и процедур для принятия решений; оптимизации процесса принятия решений с использованием компьютера в качестве «третьей стороны».

Информация о работе Правила ведения переговоров по спорным проблемам