Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 13:50, курсовая работа
Исходя из вышеизложенного, целью данной курсовой работы является - описание типологии социальных проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Кратко охарактеризовать сущность социального проектирования и социального проекта;
2. Охарактеризовать основные концепции социального проектирования;
3. Описать основные классификации социальных проектов.
Введение
Социальная жизнь настолько сложна и многообразна, что порой необходимы механизмы для ее структурирования и регулирования, позволяющие успешно решать возникающие проблемы и привлекать все необходимые для этого ресурсы. Одним из таких успешных механизмов является социальное проектирование.
Что такое социальное проектирование, когда оно возникло? Одни исследователи считают, что социальное проектирование было всегда, во всяком случае, уже с античности. Другие утверждают, что о социальном проектировании можно говорить, только начиная с 20-30-х годов нашего столетия, когда сложилась идеология проектирования, в рамках которой была поставлена задача проектирования новых общественных отношений, нового человека, социалистической культуры, т.е. того, что сегодня относят к социальной деятельности. Существует точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку в настоящее время произошло осознание социального проектирования и складываются его образцы, в которых целенаправленно проводятся идеология и методы проектирования, а также социологический подход.
В связи с происходящими переменами в обществе к социальному проектированию все больше и больше возрастает внимание, и, на сегодняшний день, эта тема является актуальной, так как все больше осознается эффективность проектных технологий в управлении социальной жизнью.
При осуществлении того
или иного проекта необходимо
знать четко стратегию его
осуществления и тактику
Исходя из вышеизложенного, целью данной курсовой работы является - описание типологии социальных проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Кратко охарактеризовать сущность социального проектирования и социального проекта;
2. Охарактеризовать основные концепции социального проектирования;
3. Описать основные классификации социальных проектов.
Объект работы - система реализации социального проектирования.
Предмет исследования - частные вопросы системы социального проектирования.
Глава 1. Теоретические основы социального проектирования
1.1 Сущность социального проектирования и социальный проект
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. В самом общем виде социальное проектирование представляет собой конструирование локализованного по месту, времени и ресурсам действия, направленного на достижение социально значимой цели.
Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом такой деятельности является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение.[1,c.360]
А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект - это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения, организации.
Социальный проект - это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде: словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений; графического изображения (чертежей, схем и т.д.); числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Признаки проекта:
Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового;
Установленные сроки начала и завершения;
Определенные ресурсы;
Измеряемый продукт или результат.
Управление проектом - это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.
Управление включает три основных вида деятельности:
1. Планирование:
-Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.
-Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.
-Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.) [2,c.67]
2. Организация: распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.
Если один человек
в проектной команде
3. Управление: включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:
-Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).
-Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.
-Обмен информацией с заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект). [6,c.112]
1.2. Концепции социального проектирования
В рамках раскрытия основных классификаций социальных проектов, полезным будет остановиться на основных концепциях социального проектирования, так как именно исходя из них формулируются те или иные типологии проектов.
Современные концепции социально-проектной деятельности все в большей степени исходят из того, что человеческая детерминанта нововведений есть не некоторая предпосылка проектирования, его хоть и важный, но все же частный аспект, а сама суть социального проекта, его философско-социологическое основание. В этом направлении заметную эволюцию прошло проектирование технических нововведений. Системотехническое проектирование, разумеется, не ушло в прошлое, однако нельзя не видеть, что его все больше оттесняет социотехническое проектирование, концепция которого исходит из того, что «главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам». Гуманитаризация социотехнического проектирования ведет к образованию знаменательной тенденции: «Проектирование само становится источником формирования проектной тематики и вступает тем самым в сферу культурно-исторической деятельности. Социотехническое проектирование -- это проектирование без прототипов, и поэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической и методологической сферах или в культуре в целом.[4,c.19]
Такие характеристики, как представляется, отражают все более определенное смещение ядра (концепции, оценки результативности) социально-проектной деятельности в ценностную сферу. Именно в силу этого обстоятельства возникает возможность с новой точки зрения посмотреть на утвердившиеся у нас подходы к социальному проектированию.
Наиболее распространен объектно-ориентированный подход к социальному проектированию. Социальный проект, с позиций такого подхода, имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося социального объекта. Объектом может быть некоторое сооружение, но также и социальные связи, отношения.
Социальное проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов». Социальное проектирование рассматривается как специфическая плановая деятельность, суть которой - в научно обоснованном определении параметров формирования будущих социальных проектов или процессов с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых или реконструируемых объектов. В силу этого, в частности, диапазон социальных проектов «полностью совпадает с диапазоном социальных прогнозов и социальных нововведений». Специфику объектно-ориентированного подхода составляет представление о закономерном характере проекта, о его научной обоснованности как объективности. Здесь и выявляется слабость концепции. Проблема состоит в толковании объективности и научности в социальной сфере. Детерминация социальных нововведений вариативна. [5,c.45]
С 1986 г. на базе Института социологии РАН Межотраслевой научный коллектив, велась разработка концепции прогнозного социального проектирования, которая основывается на иных теоретико-методологических основаниях, получивших название проблемно-ориентированного (проблемно-целевого, прогнозного) подхода. Прогнозная социально-проектная деятельность представляет из себя специфическую социальную технологию, ориентированную на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации.[7,c.149]
Для проблемно-ориентированного подхода характерны:
1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных;
2) понимание проектирования как
органичного и завершающего
3) упор на обратной связи между
диагностической и
Именно эти обстоятельства позволяют
характеризовать специфику
В таких положениях проглядывают недостатки концепции. Важнейший из них, как представляется, состоит в слабой практической применимости теоретически вполне правомерных тезисов (особенно эколого-гуманитарной ориентации концепции). Избыток теоретизирования соответствует установке на фактический перевод проектной работы в научно-исследовательскую и экспертную. Для разработки конкретного проекта в описаниях прогнозного социального проектирования не хватает собственно технологии. Она как бы остается принадлежностью узкого круга лиц: научное знание превращается в тайное знание. Мы видим здесь следы не слишком частого участия данной группы исследователей в практическом социальном проектировании.
1.3. Классификация социальных проектов
Вследствие разносторонности общественной жизни, многоплановости социальных сфер, существует множество различных классификаций социальных проектов по разным основаниям. С помощью знания типологии проектов на первоначальном этапе можно определить круг задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.
Кроме того, использование классификации позволяет понять отличие разрабатываемого проекта от смежных видов проектов и деятельности.
1. «Нормальный» и «реальный» проект.
В самом общем виде социальные проекты делятся на «нормальные» и «реальные». «Нормальный» проект (идеальный тип социального проекта) - проект, в котором основные признаки (такие, как масштаб, размер проекта, качество ресурсов обеспечения и т.д.) уравновешивают друг друга равноправно. В «реальных проектах» доминирует один из признаков.
2. Прикладные, информационные, ролевые и игровые, исследовательские и поисковые.
-Прикладные - результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике;
-Информационные - предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории;
-Ролевые и игровые - участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации;
-Исследовательские - результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.;
-Поисковые - проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов[16,c.244]
В соответствии с типом деятельности выделяют: образовательные; научно-технические; технологические; космические; экономические; строительные; экологические; культурные.
Информация о работе Практические методы формирования специально спроектированного имиджа предприятия