Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:17, дипломная работа
Важным вектором развития России на современном этапе является формирование гражданского общества. Условием функционирования гражданского общества является наличие людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими силами общества во имя общих целей, интересов, ценностей, а также готовых подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах.
Определяющей стала тенденция объединения региональных и местных общественных организаций в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, "круглых столов". Такие объединения созданы в Республике Адыгея, Архангельской области, Астраханской, Республике Башкортостан, Владимирской, Кировской, Калининградской, Костромской, Калужской областях, Краснодарском крае, Липецкой, Ленинградской, Мурманской, Новосибирской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Ярославской областях, Санкт-Петербурге, Республике Тыва, Удмуртской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе.
Таким образом, этап формирования молодежного и детского общественного движения, основанного на многообразии форм и широте возможностей для выбора молодым человеком своей организации, начавшийся в 90-е годы, в основном завершен. Возврат к модели единого и единственного союза молодежи или детей (каким долгое время были пионерская организация и комсомол) и в обозримой перспективе невозможен: эта идея не популярна среди молодежи и молодежных организаций и противоречит изменившимся общественным условиям.
Характерным признаком современного развития молодежного и детского общественного движения является добровольность вступления в организации. Это должно оставаться безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства молодежи как свобода не выбирать ни одной из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением. Лишь немногие из молодежных объединений предусматривают массовое членство в них молодых людей. Характерно, что из молодежных и детских объединений федерального уровня только 30 являются организациями, предусматривающими фиксированное членство, 27 представляют из себя ассоциации объединений, движения, союзы организаций, не предусматривающие фиксированное членство.
Данные о численности членов организаций нередко преувеличиваются. По экспертным оценкам, зарегистрированными органами юстиции общественными объединениями охвачены от 2-4 % молодых людей. Наиболее слабо объединительные процессы представлены в малых городах и в сельской местности.
В середине 90–х годов началось оформление молодежных консультативно-совещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (общественные молодежные палаты, парламенты, правительства, советы и т.д.), являющихся добровольными, самоуправляемыми формированиями, созданными по инициативе молодых людей, действующих с соблюдением принципов выборности и легитимности.
На начальном этапе двигателем движения была спонтанная инициатива снизу, которая далеко не всегда находила поддержку власти и широких молодежных кругов.
Сегодня
уже в более чем трети
В
ряде российских регионов консультативно-совещательные
структуры имеют реальное право
выступать с позиции всей молодежи,
активно взаимодействуют с
Молодежный парламентаризм активно развивается и на международном уровне.
Так, в Финляндии молодежный парламент практически в каждом муниципальном образовании (коммуне) действует молодежный парламентский институт, относящийся к местным советам.
Существует Молодежный Парламент земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия), Молодежный Парламент Литвы, Молодежный Студенческий Парламент Республики Польша. Молодежные парламенты действуют в Узбекистане, Эстонии, Украине. Известен своей деятельностью Кишиневский молодежный парламент, Детский и молодежный парламент Грузии, Молодежный парламент Кыргызской Республики.
Важным шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это – отражение позиции государства на федеральном уровне по вопросу развития молодежного парламентаризма.
Сегодня молодежное парламентское движение представлено различными формами: молодежное правительство; молодежный парламент, имеющий статус общественного объединения; молодежные парламенты, созданные при органах законодательной власти, имеющие разные статусы: научно – консультативного, совещательно - консультативного, совещательно – исполнительного органа.
Разнообразие форм молодежного парламентского движения демонстрирует, что в каждом регионе, в каждом муниципальном образовании создаваемый представительный молодежный орган получает тот статус, который восполняет ту или иную нишу в общественной составляющей молодежной политики региона, в наибольшей степени отражает специфику молодежного населения по национальному, демографическому, половому признакам, по занятости в различных сферах производства, по месту проживания и т.д.
Важным фактором развития демократических форм управления в системе высшего и среднего профессионального образования и значимым элементом самореализации и волеизъявления студенчества, как наиболее активной части молодёжи, является студенческое самоуправление. Сегодня органы студенческого самоуправления существуют в каждом третьем учреждении высшего и каждом четвертом учреждении среднего профессионального образования.
В практике студенческого самоуправления в качестве органа студенческого самоуправления в образовательном учреждении выступают:
1. Руководящий орган профсоюзной организации студентов
2.
Руководящий орган
3.Орган общественной самодеятельности (студенческий совет) образовательного учреждения.
В тоже время, следует констатировать, что на сегодняшний день не более 10 % молодежи охвачены деятельностью общественных институтов; что в практике развития общественных форм молодежной политики существует ряд проблем. К ним, в частности, относится фрагментарность деятельности общественных формирований молодежи, отсутствие общего стратегического начала, анализ имеющихся и потенциальных проблем и стратегическое планирование по их решению, что ведет к формированию в качестве требующих решений конъюнктурных и сиюминутных проблем. Отсутствует попытка осмысления основополагающих принципов деятельности различных общественных формирований, специфической роли разных форм в реализации молодежной политики, формировании гражданского общества, что, в свою очередь ведет к соперничеству внутри общественного сектора по поводу поддержки со стороны государственных органов.
Финансовая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений (ст.10). Финансирование проектов (программ) молодежных, детских и студенческих общественных объединений осуществляется на конкурсной основе в рамках реализации основных направлений федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)».
Основным направлением финансовой поддержки является поддержка общественных объединений, получивших статус опорных центров по реализации программ по разным направлениям деятельности. Статус опорного центра по состоянию на 2004 год имеют:
Общественным объединениям, входящим в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, оказывается помощь в частичном финансировании мероприятий, которые проводились совместно с органом исполнительной власти и носили общероссийский либо межрегиональный характер (Всероссийский Добровольческий Форум, Всероссийская научно-практическая конференция «Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии», международный лагерь студенческого актива «Славянское содружество», Всероссийский форум обучающихся в учреждениях начального профессионального образования «Арт-Профи Форум», Всероссийская акция «Мы – граждане России» и др.).
В
целом, ежегодно, около ста общественным
объединениям общероссийского, межрегионального
и регионального уровней
Приоритетными является формирование банка данных по содержательной стороне деятельности общественных объединений, прежде всего тех, которые входят в Федеральный реестр детских и молодежных общественных объединений, и оценка интеграции общественных объединений, как на федеральном, так и на межрегиональном уровне по различным направлениям, уровням и подходам.
Общероссийские общественные организации “Молодежное Единство”, “Лига юных журналистов”, агентство “Юнпресс” создали мультивидеопортал “Юнпресс”, наполнение которого возможно не только текстовой информацией, но и видеоматериалами.
Научно-методическая поддержка общественных объединений выражается в следующих формах:
консультирование по вопросам создания и регистрации общественных объединений; программирование деятельности, разработки программ и проектов общественных организаций, включения общественных объединений в Федеральный реестр, пользующихся государственной поддержкой.
подготовка рекомендаций по разработке и принятию региональных концепций взаимодействия государственной власти с общественными объединениями, региональных законов, программ государственной поддержки общественных объединений, других нормативных правовых актов;
разработка
рекомендаций о проведении конкурсов
профессионального мастерства для
лидеров (руководителей) молодежных общественных
объединений в субъектах
подготовка, издание и распространение методических сборников, справочников, иных материалов, в том числе из опыта деятельности общественных объединений.
Кадровая поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений (ст. 6).
Ежегодно в рамках курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью проходит более 10 семинаров для представителей общественных объединений.