Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:58, реферат
В современной России вряд ли найдется педагог, который не понимает исключительную роль, которую играют в социальном становлении подростков детские общественные организации. Однако, даже беглое знакомство с опытом различных регионов России приводит в замешательство: ряд сообществ, позиционирующих себя как общественные организации практически мало чем отличаются от детских объединений учреждений дополнительного образования детей.
В современной России вряд ли найдется педагог, который не понимает исключительную роль, которую играют в социальном становлении подростков детские общественные организации. Однако, даже беглое знакомство с опытом различных регионов России приводит в замешательство: ряд сообществ, позиционирующих себя как общественные организации практически мало чем отличаются от детских объединений учреждений дополнительного образования детей.
Для нас принципиально выделить сущность, общие характерные черты детских общественных организаций (объединений).
Сущность детских общественных организаций целесообразно рассматривать в четырех плоскостях:
— детской (участники организации дети, а, следовательно, детское мировосприятие является основой деятельности),
— социально-педагогической
(здесь реализуется позиция
— общественной
(общественные организации создаются
для решения общественных проблем;
это организации
— организационной (обладающей структурой и корпоративной культурой, которые обеспечивают устойчивость и вопроизводимость данной социальной организации).
Детскость общественных организаций подростков происходит от принадлежности к одному:
— поколению — пережитых значимых атрибутов повседневности (начиная с уровня бытовой техники, заканчивая историческими событиями и т.п.), общих ориентаций, настроений и ожиданий,
— возрасту — период и степень в росте и развитии (актуальные задачи самоосознания).
Важно подчеркнуть, что «Мир детей» рядоположен «Миру взрослых», а в определенной мере противопоставлен. Различие между миром взрослых и детей обычно определяются через разницу в степени социальной зрелости, а также отличий в уровне полноправного участия в системе социальных отношений (возможности включения во взрослую жизнь). Пространством проявления особости детского мира являются культура, право и социальное взаимодействие. Культура взрослых является господствующей, а детская (подростковая) — субкультурой (контркультурой), при этом в специфическом языке, всей символике последней просматривается особое значение игры и романтики как самоценности существования ребенка. В правовом плане: взрослые — дееспособны, а дети — не дееспособны, или ограниченно дееспособны, поэтому детские общественные организации представляют собой объединения дискриминируемой в правовом плане группы населения. Социальные ожидания от взрослого связаны с пользой, которую он приносит обществу, серьезностью, ответственностью, разумностью (взрослостью), в то же время от ребенка ожидается проявление инфантилизма — детскости (несерьезности, безответственности, непредсказуемости, импульсивности), непослушания — послушания. Взрослый — ориентирован в своей деятельности на продуктивность, рационализм, эффективность, а для ребенка наоборот важен процесс, состояния, ощущения. Ребенок имитирует, играет, изображает занятия взрослых. Объективно ребенок не обладает необходимым социальных опытом, поэтому нуждается во взрослом, который обеспечит большую адекватность при решении задач реального социального взаимодействия.
Объективное
социально-педагогическоеназнач
Социально-педагогическая составляющая является существенно ограниченной в детских общественных организациях в смысле права. Соблюдение этого принципа является рамкой отделяющей «организации детей» от «организаций для воспитания детей». Другими словами, весь вопрос — в статусе педагогической деятельности. Если педагогическая деятельность воспринимается как обеспечение функционирования организации, а не в качестве воспитательного воздействия, то проблем не возникает. При этом правовой статус вожатого (взрослого) в детской организации может быть и выше, чем у подростков — участников сообщества, так его положение в данном случае обуславливается не возрастом, а социальной ролью в организации.
Характерной чертой детских общественных организаций является объективная автономность по отношению к государственной системе образования, они не имеют ведомственного подчинения. В общественном аспекте детские общественные организации самодеятельны, то есть минимально зависят от воздействия извне, сами вольны изменять свой состав, идеологию, формы и методы работы, сферы интересов, пока они под давлением обстоятельств могут легко рассыпаться и на новой базе собраться снова. Детские общественные организации являются частным случаем некоммерческих организаций, так как, согласно Гражданскому Кодексу РФ, «не преследуют целей извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют прибыль между своими участниками». Можно сказать также, что детско-подростковые общественные организации являются частью третьего сектора, то есть потенциально могут становиться социальным партнером органов государственной (муниципальной) власти и бизнеса.
В современных условиях детско-подростковые общественные организации вынуждены заниматься «файндрайзингом» — специально организованным поиском материальных средств для осуществления социальных проектов. Так как файндрайзинг — это работа со спонсорами, которыми могут быть как органы государственной власти, местного самоуправления, так и иные общественные организации, коммерческие структуры, то в деятельности по поиску и привлечению средств немаловажную роль играет деловая репутация детско-подростковой общественной организации.
В организационном плане детско-подростковое общественное объединение обладает чертами любой социальной организации, например, управляется при помощи специально создаваемых органов (организационная структура). Важной организационной чертой является наличие совокупности корпоративных ценностей и символики, обеспечивающих регламентацию поведения участников группы. Следует отметить, что детско-подростковая общественная организация развивается как любые социальные системы, проходя стадии (замысла, создания, развития, взросления, старения, смерти), а следовательно, как и любая социальная организация, детско-подростковое общественное объединение порождает задачи сохранения структуры и культуры. Циклы жизни общественных организаций в данном случае еще корректируются таким фактором, как смена поколений участников, которые в качестве активных субъектов находятся всего лишь 3-4 года. Ко всему изложенному, следует добавить, что если учесть что поколения в организации сильно отличаются друг от друга, то жизнедеятельность детско-подросткового общественного объединения представляет собой несимметричную синусоиду. Поэтому руководитель организации вынужден заниматься организационным прогнозированием, проектированием и т.д.
В качестве первой характерной черты общественных организаций детей целесообразно выделить специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Включение в детскую общественную организацию является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Такой принцип комплектования воспитательной организации как добровольность создает необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у учащихся.
Особую роль играют мотивы, возникающие на основе потребности в общении, потребности в приличествующем, на взгляд индивида, социальном статусе, потребности в самореализации и самоутверждении, стремлением чувствовать себя принятым сверстниками и ценимым ими. Не менее важна группа мотивов — стремление принести максимум пользы обществу, в частности, пытаясь воздействовать на него с преобразовательной целью (В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский). Определенную роль на этапе включения в жизнедеятельность детской общественной организации могут играть «желание чему-либо научиться, информационная потребность». Процесс включения подростков в деятельность общественной организации определяется не только начальными мотивами, но возможностью сообщества их поддерживать. Поддержание мотивов обеспечивается деятельностью, общением, отношениями, складывающимися в сообществе. С одной стороны, ребенок сам определяет меру своего участия. С другой — детская общественная организация задает некие писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение подростков и взрослых, касающиеся, среди прочего, и обязательности участия в акциях и мероприятиях. В этом смысле существенным оказывается, насколько, регламентируя поведение участников, организация остается для них референтной. А.В. Мудрик указывает, что «референтность — необходимое условие длительного вхождения человека в организацию».
Вторая характерная черта — назначение детских общественных организаций детей, которое можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в общую организацию; с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставит перед собой взрослое сообщество, создавшее эти организации для детей (А.В. Волохов).
Задачи воспитания
в детских общественных организациях
могут рассматриваться как
— самоорганизацию добровольной совместной деятельности, жизни своего сообщества (реализация отношений «Я — деятельность»);
— преобразование окружающей действительности, решение актуальных проблем жизни (реализация отношений «Я — Окружающая действительность»);
— самосовершенствование в ситуации публичного предъявления результатов саморазвития (реализация отношений «Я — Я»);
— осуществление в социальном взаимодействии нравственных ценностей (реализация отношений «Я — Ценности»).
Отсюда функции воспитания в детских общественных организациях могут формулироваться следующим образом:
аксиологическая — субъективная значимость осуществления собственных убеждений, взглядов, самосовершенствования; присвоение подростками ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, креативности, эффективной организации деятельности, самореализации в социальной группе и организации, ценность «Другого» как равноправного партнера;
ориентационная — уточнение представлений о себе как субъекте преобразования действительности и саморазвития, о себе как участнике актуализирующего взаимодействия, о собственном уровне развития организаторских способностей, о наличном собственном лидерском потенциале;
операционная — освоение и интериоризация социальных установок на субъектную позицию, ответственное и произвольное поведение, на взаимовыгодное сотрудничество, на реализацию собственного лидерского потенциала; освоение и интериоризация умений организации совместной деятельности, гражданское участие в общественно-государственном управлении, для чего нужна позиция субъекта социального мира, опыт самодеятельности.
Третья характерная черта — опосредованность воспитания через коллективную деятельность, систему делового и межличностного взаимодействия, корпоративную культуру детско-подростковой общественной организации. Корпоративная культура в данном случае представляет собой:
— социальную коммуникативную систему, систему ценностей и норм,
— производную
от суммы стихийной детской
В детско-подростковой общественной организации корпоративную культуру, по мнению Р.В. Соколова, отличают: «авторский» характер происхождения, «педагогическая окраска» деятельности лидеров (особенно в официальных документах) на старте, это организация не самих детей, а организация «для детей».
Четвертая характерная черта связана со спецификой субъектов воспитания в детских общественных организациях: с одной стороны субъектом выступает вся организация в лице первичного общественного объединения (ячейки организации), с другой стороны существенную роль играет собственно взрослый — участник детской общественной организации. Своеобразие детских общественных организаций состоит в том, что взрослый является членом общественной организации, чаще всего руководителем. Как показали наши наблюдения, деятельность взрослого — руководителя детской общественной организации функционально может быть представлена такими составляющими:
— общественная деятельность (направленная на позитивное преобразование общества);
— педагогическая деятельность (направленная на воспитание ребенка — участника детской общественной организации);
— политическая деятельность (направленная на участие в политических процессах в данном регионе);
— организационно-техническая деятельность (направленная на поддержание и развитие организации).
Возможность существования детской общественной организации без участия и руководства со стороны взрослого существенно ограничена. Деятельность взрослого — руководителя детской общественной организации нормативно (со стороны государства) мало регламентирована.
Следует отметить,
что многие вожатые детских общественных
организаций зачастую не имеют профессионально-