Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:58, реферат
В современной России вряд ли найдется педагог, который не понимает исключительную роль, которую играют в социальном становлении подростков детские общественные организации. Однако, даже беглое знакомство с опытом различных регионов России приводит в замешательство: ряд сообществ, позиционирующих себя как общественные организации практически мало чем отличаются от детских объединений учреждений дополнительного образования детей.
При этом наиболее существенно, что процесс организации деятельности становится объектом совместного творчества подростков и взрослых. Оптимальная позиция взрослого при таком подходе — готовность идти на утрату качества ради сохранения детского авторства. Оптимальным путем педагогического взрослого участия в деятельности детских общественных организаций видится следующая формула: педагогическое сопровождение общественной самоорганизации (предоставление подросткам в открытом актуализирующем диалоге набора средств для решения актуальных задач). Деятельность вожатых целесообразно ориентировать на коучинг в детских общественных организациях, что означает:
— осуществление консультирования подростков по наиболее эффективному достижению деловых и личных целей;
— использование технологии развития способностей для достижения целей в различных областях жизни;
— отказ взрослого от экспертной позиции;
— задача взрослого — создать условия для принятия подростком решения.
Даже беглый взгляд на литературу, посвященную детским общественным организациям, позволяет заключить, что практически все авторы разделяют идею А.В. Волохова о вариативности детско-подростковых сообществ как необходимом условии социализации подростков.
Вслед за многими
исследователям, которые дают свои
классификации и типологии
В основу наших рассуждений мы положили идею о том, что детские и подростковые сообщества во многом повторяют, если не сказать копируют социальные организации взрослых.
Итак, попытаемся разобраться с многообразием форм детско-подростковых общественных организаций и объединений. Для решения указанной задачи обратимся к программным документами отечественных организаций. Здесь необходимо также оговориться, что такие организации как Ассоциация учащейся молодежи РСМ «Содружество», Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» («СПО — ФДО»), Союз детских организаций «Юная Россия», реализуя в своей деятельности наиболее полно вариативно-программный подход, не могут быть отнесены к какой-то отдельной форме. В то же время отдельные программы вышеназванных организаций вполне подходят под ту или иную форму.
Представим несколько форм детских организаций (объединений), которые представляются наиболее часто встречающимися:
— «общество любителей» (группа, объединяющая людей со сходными интересами, собравшихся для их реализации);
— «отряд» (военизированное формирование, хорошо организованная группа, объединенная романтической игрой-инициацией и идеями испытания и самосовершенствования);
— «группа добровольцев» (группа, ориентированная на служение обществу, объединившаяся для реализации общественных ценностей в непосредственной помощи нуждающимся);
— «коммуна» (объединение, создаваемое для решения собственных актуальных задач по месту постоянного жительства, работы или учебы).
Первая форма детских общественных организаций — условно называется «общество любителей». Ключевым словом для понимания ярда деятельности общества любителей является «хобби» (англ. hobby) — увлечение, любимое занятие для себя, на досуге. У детско-подростковых объединений соответствующих этой форме, есть аналоги среди общественных объединений взрослых — общества филателистов, общества охотников и рыболов и т.д.
Направленность общества любителей отличается сугубо внутренним характером, так как нацелена даже не на группу в целом, а на каждого ее члена. Провозглашаемой миссией такого объединения можно назвать оптимизацию занятий значимой деятельностью, индивидуальным мотивом участия для подростков становится объединение на основе сходного интереса. Общественная организация в этом случае становится условием для наиболее успешных занятий своим любимым делом.
Функции обществ любителей (как разновидности детско-подростковой общественной организации) в воспитании состоят в:
— ориентации на
ценности продуктивного
— содействии в
самоопределении в сфере
— освоении определенного вида досуговой деятельности.
Сферами жизнедеятельности общества любителей могут быть и научное познание, и художественное творчество, коллекционирование и т.п.
Весьма распространены в таких объединениях так называемые «встречи знатоков» — ситуации обмена информацией о предмете хобби. В таких ситуациях для пополнения новыми знаниями, мнениями, оценками организуются обсуждения новинок литературы по профилю, спортивных соревнований, концертов и выставок. Содержание образования в подростковом общественном объединении любителей представляет собой расширение представлений о сфере увлечений, форма обучения — обмен опытом и знаниями друг с другом.
Характер деловых отношений в обществе любителей — либеральные, то есть отличающиеся высокой степенью свободы и независимости, социальная роль взрослого — компетентный специалист.
Рамкой для существования такого объединения (организации) становится изменение характера ситуации: как только любительство начинает приносить доход, а отношение преобразуется от хобби к профессии, общество любителей становится фирмой. Существует немало общественных организаций, находящихся на грани любительства и профессионализма.
Вторая форма детских общественных организаций — «группа добровольцев». Добровольцами или волонтерами называют лиц, добровольно оказывающих помощь той или иной категории нуждающихся. Слово «volontaire» пришло из французского языка, где обозначало человека, который по собственному желанию (на добровольной основе) был причислен к войску, получал содержание, но официально на службу не вступал, то есть мог покинуть воинское расположение, оставаясь вольнослужащим.
В общественных организациях взрослых аналогом групп добровольцев являются общественно-политические объединения (партии, политические блоки, движения). Обращение к словарям дает возможность увидеть интересующие нас характеристики через трактовку понятия «партия». В словарях слову «партия» дается такое толкование: «сторонники, сторона, общество, защитники, одномышленники, соумышленники, собраты, товарищи по мнениям, убежденьям, стремленьям своим; союз одних лиц против других, у коих иные побуждения..» (В.И. Даль), «политическая организация, представляющая социальные и экономические интересы, цели какой-либо социальной группы, обладающая общностью политических идей».
Провозглашаемая миссия и индивидуальная мотивация. Как указывали В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский, члены «группы добровольцев» («миссионеры в терминах авторов) достаточно часто преобладают в заблуждении относительно своих целей. Этому способствуют любые обстоятельства, кроме тех, когда ситуация не предполагает выбора морального свойства. В этом же случае объявленная цель отодвигается на второй план, причем происходит это автоматически, вследствие реализации нравственных установок участников события. Причина существования таких групп, по мнению В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского, состоит в том, что существует немало людей, для которых нравственная характеристика окружения более значима, нежели многие другие моменты. Такая группа очень бдительно следит за нравственным качеством своего состава. Реализуя при этом соответствующие критерии членства, как правило, не объявленные, а принимаемые молчаливо как разумеющиеся. Группа то и дело ставит того или иного участника перед выбором либо соответствия его суждений и поступков неким моральным нормам, либо ухода из группы. Параллельно среди участников группы происходит селекция. Главная задача такой группы — глубоко внутренняя, личностная. Но так как она в реальной, «вещной» деятельности в явном виде не просматривается, а также, поскольку для реализации ее насущно необходимы дела, имеющие внешнюю направленность, можно условно считать такие группы внешненаправленными. За счет сплоченности и чувства ответственности членов группы друг перед другом она достигает порой весьма высоких результатов в сфере объявленных задач. И все же главное в такой группе — ее «дух». «Миссионеры» ценят порядочность, надежность, искренность.
Функции воспитания детей и подростков:
— ориентация на ценности совместной созидательной общественно-полезной деятельности;
— самоопределение
в качестве общественного деятеля,
участника общественно-
— освоение организаторской деятельности, элементов социального творчества.
Событиями в жизни групп добровольцев являются социальные акции. Под социальной акцией следует понимать единичное общественно полезное и рассчитанное на общественный резонанс действие. Образование в группах добровольцев представлено тренингами. Одной из черт группы добровольцев может быть экспериментирование, поиски информации, выдвижение гипотез и проверка их состоятельности. Здесь разрабатываются программы деятельности, проекты, сценарии.
Характерной чертой групп добровольцев, в которых преобладают старшие подростки, является потребность в совместной рефлексии экзистенциальных ценностей. Причем материалом для ценностного диалога о смыслах существования может стать как объединяющая деятельность (спектакль, книга, исторический факт), так и события повседневной жизни, поступки товарищей, газетная статья. Групповая рефлексия носит исповедальный характер. Важным элементом корпоративной культуры группы добровольцев является совокупность взглядов и идей о преобразовании окружающего мира.
Деловые отношения построены на идейном авторитете лидеров — вождей, тех, кто отражает, выражает и защищает идейные ценности группы.
В полной мере данную
форму отражает Общероссийская общественная
детская организация «Лига юных
журналистов». Главную задачу эта
организация видит в «
Примером этой формы может служить также Общероссийская организация «Детские и молодежные инициативы» («ДИМСИ»). «ДИМСИ» является инициатором акций социальной помощи различным категориям нуждающимся, развития волонтерского движения, в основе идеологии организации — добровольческое служение молодежи в гражданском обществе. Данная организация видит свою миссию в том, чтобы содействовать:
— разработке и реализации эффективной государственной молодежной политики, совершенствованию законодательной деятельности по проблемам молодежи;
— усилению роли
молодежи в разработке и реализации
стратегии социально-
— обеспечению прав молодежи на достойное место в жизни страны и достойную жизнь, использованию творческого потенциала российской молодежи в интересах России и мирового сообщества».
Третью форму мы отважились выделить, когда попытались осмыслить деятельность таких общественных организаций как Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности» и Межрегиональная детско-юношеская общественная организация содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация витязей».
Назвали мы эту
разновидность детских
Провозглашаемая миссия и индивидуальный мотив. В таких объединениях цель всего объединения и цели каждого участника существенно расходятся. Для значительного числа подростков приход в отряд — испытание себя, самоутверждение, самореализация в ситуациях преодоления трудностей. А вот общие цели выглядят достаточно педагогизированными, например, «создание организации как воспитательной среды для развития достойного гражданина своей страны на основе скаутских ценностей». Или еще цитата: «С самого начала своей деятельности Российская Скаутская Организация избрала для себя достойным ориентиром общечеловеческие ценности, такие как сознательное служение людям, этическое и духовное совершенствование, забота об окружающей среде, уважение каждого человека в отдельности и самоуважение».
Функции воспитания подростков в общественных организациях (форма «отряд») могут быть названы следующие:
— ориентация на ценности самоутверждения, самосовершенствования, совместного служения, совместного преодоления трудностей, испытаний;
— самоопределение в качестве человека, способного к саморегуляции, способного справляться с трудностями;
— освоение различных
практических умений выживания, регуляции
собственных психологических