Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:58, реферат
В современной России вряд ли найдется педагог, который не понимает исключительную роль, которую играют в социальном становлении подростков детские общественные организации. Однако, даже беглое знакомство с опытом различных регионов России приводит в замешательство: ряд сообществ, позиционирующих себя как общественные организации практически мало чем отличаются от детских объединений учреждений дополнительного образования детей.
Вообще для
этой формы характерны инициации (испытание
и посвящение в новый, более высокий
социальный статус). Ведущим способом
бытия отряда является инициация
— специфическая форма
Правила и этикет в условиях данной формы детской общественной организации определяются военизированной игрой, а социальными ролями взрослых и детей являются командиры и курсанты. Деловые отношения построены на авторитете педагогов, которые выступают в качестве компетентных специалистов, мастеров.
Отношение к обучению достаточно серьезное, нередко занятия связаны с определенным риском: обращение с оружием, преодоление опасностей, отсюда высока регламентированность обучения: четкий учебный план, наличие обязательных занятий, строгое расписание. В содержание обучения может, как уже указывалось, входить допрофессиональная подготовка по военно-прикладным видам спорта. Среди методов обучения доминируют объяснительно-иллюстративный и учебная практика. Специфика просвещения состоит в том, что оно организуется в соответствии с государственными праздниками. Для отрядной формы детско-подростковых общественных объединений важное место занимает самосовершенствование подростков в соответствии с идеалом.
Анализ программных документов многочисленных скаутских организаций «Национальная организация скаутского движения России (НОСД)», «Организация Российских юных разведчиков (ОРЮР)», «Российская ассоциация девочек скаутов (РАДС)», «Российский Союз Скаутов» позволяет отнести их также к третьей форме.
Для четвертой формы детско-подростковой общественной организации такой как «коммуна», характерно, что участниками оно рассматривается в большей степени как способ совместного решения актуальных проблем. Такова провозглашаемая миссия объединения, индивидуальным мотивом становится — участвовать в обустройстве окружающей жизни.
Слово «коммуна» (франц. — commune) на Западе имеет широкое применение в названиях коллективов — от объединения двух семей для совместного проживания до объединения целых районов крупных городов. Аналогами среди общественных объединений взрослых являются профессиональные союзы, территориальные общественные объединения, товарищества собственников и т.п. Так трудящиеся объединяются в профессиональные союзы (профсоюзы) для защиты социально-экономических прав и интересов своих членов. Еще один пример — то, что в России называется ТОСами (территориальное общественное самоуправление), а в Польше — CAL — центры локальной активности. И те и другие представляют собой формы самоорганизации жителей для решения наиболее актуальных проблем определенного района (по месту жительства). Говоря о коммунальной форме детско-подростковых общественных организаций, необходимо подчеркнуть, что характер проблем, решаемых такими сообществами, может быть различен: от организации своего свободного времени до участия в решении важных социальных, экономических, культурных проблем своего микрорайона, улицы, двора.
Функции воспитания в детско-подростковых общественных организациях (форма «коммуна»):
— ориентация подростков на ценности совместного решения актуальных проблем повседневности, совместного преобразования окружающего мира;
— самоопределение участников в качестве субъектов коллективного решения проблем местного сообщества;
— освоение социального проектирования, способов осуществления самодеятельности в условиях локального социума.
Основополагающий элемент жизнедеятельности коммунальных объединений — социальное проектирование: выявление проблемы, поиск способов решения, планирование деятельности, организация, анализ полученного результата. Именно технологии социального проектирования и обучаются подростки — участники общественных организаций соответствующей формы.
В коммунах преобладает
демократический стиль
На первый взгляд может показаться, что в чистом виде формы детских общественных организаций не встречаются, однако это не совсем так, в каждом объединении можно обнаружить доминанты, определяющие ту или иную форму.
Описанные формы
детско-подростковой общественной организации
(объединения) помогут руководителю
сориентироваться в уточнении основных
направлений собственной
1. Текст опубликован:
Куприянов Б.В. Детские общественные организации: попытка целостного анализа // Формирование у подростков опыта обустройства общественной жизни / Сборник материалов научно-практической конференции Кострома — Нерехта 28-29 мая 2006 г. / Под ред. А.Г. Кирпичника / Сост. Т.Ф. Асафова, Б.В. Куприянов. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. — С. 53-73.
Куприянов Б.В. Детские общественные организации: сущность, особенности, формы // Внешкольник: дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей — 2007. — №4 (121). — С. 36—40.
Куприянов Б.В. Детские общественные организации: инвариант и вариативность // Народное образование.— 2007. — № 7. — С. 207—214.
Куприянов Б.В. Детские общественные организации // Дополнительное образование и воспитание. — 2007. — № 11. — С. 3—12. }