Неформальные молодежные объединения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Обоснование особенностей педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и изучение разработок и рекомендаций по осуществлению такой деятельности.
Задачи:
1. изучить историю молодежных неформальных объединений.
2. сформулировать классификацию неформальных молодежных объединений.
3. выявить основные задачи и принципы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями…………………………………………………..5
1.1 История молодежных неформальных объединений……………………….5
1.2 Классификация неформальных объединений……………………….....….11
1.3 Задачи, принципы и особенности педагогической работы с неформальными молодежными объединениями………………………………………………….18
1.4 Методы и направления педагогической работы с неформальными объединениями молодежи…………………………………………………….…22
Выводы по главе 1……………………………………………………………..…28
Глава 2 Индивидуальная работа с подростками из неформальных объединений молодежи……………………………………………………………………….....30
Выводы по главе 2………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы……………………………………………………………....49

Файлы: 1 файл

1.КУРСОВИК.docx

— 89.10 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

 УНИВЕРСИТЕТ 

ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 

НОВАКОВСКАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА 

НЕФОРМАЛЬНЫЕ  МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 

    специальность

    логопедия

    группа  №21                                                                               

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                    Забытова Н.М. 
     
     

    Москва, 2011г.

 

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические основы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями…………………………………………………..5

1.1 История молодежных неформальных объединений……………………….5

1.2 Классификация неформальных объединений……………………….....….11

1.3 Задачи, принципы и особенности педагогической работы с неформальными молодежными объединениями………………………………………………….18

1.4 Методы и направления педагогической работы с неформальными объединениями молодежи…………………………………………………….…22

Выводы по главе 1……………………………………………………………..…28

Глава 2 Индивидуальная работа с подростками из неформальных объединений молодежи……………………………………………………………………….....30

Выводы по главе 2………………………………………………………………..46

Заключение……………………………………………………………………….47

Список литературы……………………………………………………………....49

 

Введение

Актуальность. Неформальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, т.к. «осваивая социальную реальность, в поисках «выхода» в общественную жизнь взрослых, молодежь, стремясь проявить самостоятельность и расширить собственные права, формирует свою среду, принимает участие в различных неформальных объединениях».1 Существует великое множество неформальных объединений и, как правило – это молодежь. Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни, не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами. Неформальные объединения, по сути, целая система, это очень своеобразное социальное образование.

 Участие подростков в неформальных молодежных объединениях может привести к различным последствиям в их дальнейшей жизни. Поэтому очень важно вовремя скорректировать их поведение, для того, чтобы в будущем, выросло социально благополучное поколение России. «Молодежь — это живое время будущего, это будущее, с которым мы можем разговаривать, общаться и влиять на его образ. Воспитывая и обучая молодых сегодня, мы формируем образ будущего нашего общества на относительно длительную перспективу, длиной, по крайней мере, в одну человеческую жизнь», — пишет И. М. Ильинский».2 Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что молодежь является специфической социальной группой, от социализации которой зависит будущее страны.

Объектом исследования являются неформальные молодежные объединения.

Предметом исследования является педагогическая основа взаимодействия с неформальными объединениями.

Цель: Обоснование особенностей педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и изучение разработок и рекомендаций по осуществлению такой деятельности.

Гипотеза: Если эффективно воздействовать на неформальные молодежные объединения, то можно социально адаптировать подростков и предотвратить правонарушения.

Задачи:

  1. изучить историю молодежных неформальных объединений.
  2. сформулировать классификацию неформальных молодежных объединений.
  3. выявить основные задачи и принципы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.
  4. определить методы и направления педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.
  5. описать персональную работу с подростком из неформальных молодежных объединений.
 

Методы  исследования:

  1. Исторический подход – выяснение тенденций исторического развития неформальных молодежных объединений.
  2. Анализ и синтез педагогической работы с неформальными объединениями молодежи.
  3. Теоретическое моделирование педагогической работы с неформальными объединениями молодежи.
 
 

 

Глава 1. Теоретические основы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями 

1.1 История неформальных  молодежных объединений

Впервые упоминание о неформальных объединениях встречаются  еще в Древней Греции, однако число, структура и сущность, как «неформалов», так и уличных группировок  менялись в различные исторические периоды. Движение «неформалов» развивалось волнообразно, то, затихая, то, охватывая территории целых государств. Эти изменения, как правило, совпадали с изменениями социально-экономической, политической, культурной и других сфер и особенно во времена резких социальных потрясений.

Неформальные  объединения - это неюридическое понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес «формальным», то есть официально определенным (зарегистрированным) организациям.

Для того чтобы  понять «трудных» подростков из неформальных молодежных групп, надо знать историю  возникновения и развития этих групп  в мире, их современные виды, причины  возникновения. Только после этого  можно выработать к ним свое отношение  и найти средства воспитательного воздействия.

Возникновение на Западе молодежных неформальных объединений связано с неприятием молодежью сложившихся в их странах общественно - экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования. Этот молодежный протест значительно усилился в период общественных переломов и кризисов.

«В 40-х - 50-х годах – появляются небольшие группы молодежи, стремившиеся обособиться от окружающего общества, противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. Таковыми были, в частности, битники, не имевшие постоянного места жительства, обитавшие в подвалах, носившие примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляли презираемому ими буржуазному комфорту. Они были заняты поисками смысла жизни и не отвергали работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни.

1953-54 гг. — начало  эры рок-н-ролла. С помощью дискотек рок начал формировать новый тип массовой культуры, затрагивая широкий круг проблем — от секса до внешней политики.

В середине 50-х  годов появились во многих европейских  странах «сердитые молодые люди», одетые в кожаные пиджаки. Возраст  их от 14 до 20 лет. Они были выходцами  из бедных рабочих семей, многие из них потеряли в войну отцов  и не имели работы. Стремясь привлечь внимание общественности к своему драматическому положению, они громили витрины магазинов, оформление улиц и мест большого скопления людей. Позднее возникло сходное движение теддов. В слепой ненависти и гневе они выходили на улицы и обрушивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, особенно небелого цвета кожи.

В 1964 году появилась  молодежная группа mods. Возраст участников от 12 до 20 лет. Это выходцы из семей квалифицированных рабочих. Пародируя принятые в обществе манеры поведения, они были подчеркнуто тщательны в одежде и прическах. Трудясь в рабочие дни недели, они бунтовали по выходным в местах публичного отдыха (кафе, дискотеках и т. д.). Выступая, подобно «сердитым молодым людям» и теддам, против окружающих, они делали это в скандальной, кричащей форме.

На смену указанным молодежным группам пришло несравненно более массовое и мощное хип-движение. Своего пика оно достигло в 1967 году. В течение ряда лет хиппи заполняли улицы больших городов Западной Европы и Северной Америки. Особенно нравились им Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лондон. В большинстве своем хиппи вышли из зажиточных мелкобуржуазных семей, некоторые — из «высшего света». В противоположность идеалам и догматам современного западного общества хиппи выдвинули свою, более гуманистическую, как они считали, систему ценностей. «Творите любовь, а не войну» — один из лозунгов хип-движения. Они подчеркивали красоту земного мира, радость и богатство человеческих чувств. В одежде хиппи использовали красочные атрибуты разных национальных культур: буддистские четки, индейские талисманы, амулеты, мокасины, европейские гитары и губные гармошки. Символом хип-движения были цветы. Они означали для них любовь и естественную, не изуродованную условностями человеческую жизнь. Хиппи критиковали поколение отцов за то, что оно опошлило и сделало карикатурным все естественные проявления человеческой сущности: труд, общение, игру, юмор. Они протестовали против приглаженности, серости, однотонности жизни, ее бездушности, подчиненности формальным правилам, подавления индивидуальности.

В 70-е годы возникают  и более «мирные», целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движение «зеленых», группы новой демократии, защиты прав женщин, безработных и  т. д.

В ФРГ все  больше становится нацирокеров. Исповедуя неофашизм, они с ненавистью преследуют всех «левых». Массовое распространение «клубы болельщиков», так называемые «фэн-клубы». Подчас члены этих клубов — не просто спортивные болельщики, а пропагандисты экстремизма и насилия, межнациональной розни.

Еще более крайние  позиции занимают в Великобритании и Западной Германии «бритоголовые» («скинхэдз», «скинз»). Они выходцы из среды люмпен-пролетариев. Тяжелое существование породило у них слепую ненависть к более состоятельным людям и стремление к ничем не прикрытому насилию по отношению к окружающим.

Большую известность  в современном мире получили панки! Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, негодуя, сознательно  стремятся вызвать у членов этого  общества отрицательную реакцию, даже отвращение к себе. «Шокировать и  провоцировать!» — их лозунг. В  особенности сказанное относится  к группам панк-рока. Облик панков - у них гладко выбритые черепа, экстравагантные прически, причудливо расписанные красной или черной краской лица, разодранная одежда (джинсы, кожаные куртки), на шеях ошейники для собак и цепи от унитаза.

Причины возникновения  движения неформалов на Западе в трудностях нахождения молодежью своего места  в жизни, обостренном восприятии социальных несовершенств и несправедливостей, юношеском максимализме, своеобразном сочетании рассудочности с большой  эмоциональностью и т. д. Социальное преломляется через возрастное и индивидуально-личностное. Понятно, что это преломление в сознании и воплощение в поведении далеко не всегда бывает правильным: если бы юность знала, если бы старость могла! Поэтому зрелых людей поражает своеобразие и неожиданность форм молодежного протеста, которые заслоняют от них содержание, смысл его. В то же время нельзя закрывать глаза на то, что некоторые неформальные молодежные группы под влиянием слепой ненависти встают на путь преступления и насилия. Этого любое цивилизованное общество терпеть не должно».3

В СССР в 20-е годы только зарождались неформальные объединения – это были «тимуровские» команды.

После Великой Отечественной войны появились «стиляги», а затем «шестидесятники», которые объединялись по средствам самодеятельности и туристической песни. 

В период перестройки, демократии и гласности количество неформальных молодежных объединений  резко возросло. Изучение их выявляет наличие многих уже знакомых нам форм молодежного движения Запада.

Различные неформальные группы молодежи нередко контактируют и даже взаимодействуют друг с другом! Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга, могут переходить из одного молодежного объединения в другое. В крупном городе существуют обычно эпицентры взаимодействия различных групп неформалов — районные и городские. Районные места сборищ находятся обычно на окраинах. Там собирается много металлистов, небольшие группы панков, брейкеров, байкеров, обычно дружески относящихся друг к другу, и враждующие с ними левые экстремисты.

 Подростки  обычно знакомятся с неформалами  и подключаются к ним в районных  эпицентрах. Затем они могут переходить  в группы городского эпицентра  (где-нибудь на главных улицах).

Информация о работе Неформальные молодежные объединения