Неформальные молодежные объединения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Обоснование особенностей педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и изучение разработок и рекомендаций по осуществлению такой деятельности.
Задачи:
1. изучить историю молодежных неформальных объединений.
2. сформулировать классификацию неформальных молодежных объединений.
3. выявить основные задачи и принципы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями…………………………………………………..5
1.1 История молодежных неформальных объединений……………………….5
1.2 Классификация неформальных объединений……………………….....….11
1.3 Задачи, принципы и особенности педагогической работы с неформальными молодежными объединениями………………………………………………….18
1.4 Методы и направления педагогической работы с неформальными объединениями молодежи…………………………………………………….…22
Выводы по главе 1……………………………………………………………..…28
Глава 2 Индивидуальная работа с подростками из неформальных объединений молодежи……………………………………………………………………….....30
Выводы по главе 2………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы……………………………………………………………....49

Файлы: 1 файл

1.КУРСОВИК.docx

— 89.10 Кб (Скачать)

              « Л. Блниш, говоря о работе с молодежью, и в том числе из неформальных объединений, определил следующие педагогические принципы:

    1. Принцип самоценности, основанный на признании чувства самозначимости и возможности самосозидания. Работа с молодежью, исходя из этого принципа, должна иметь форму взаимодействия;
    2. Групповой принцип, признающий важность неформальных объединений молодежи для осознания ими своей социокультурной самостоятельности;
    3. Социально-пространственный, предусматривающий учет институциональных и социальных условий;
    4. Временной, исходящий из понимания влияния факторов современной жизни на завтрашнее поведение и жизнедеятельность молодых людей, требующий уважительного отношения к ним и предоставление им условий для полноценного развития уже сейчас;
    5. Биографический, согласно которому при работе с молодежью необходимо учитывать различные биографические условия каждого конкретного молодого человека и на основе этого пытаться подобрать оптимальные модели для взаимодействия;
    6. Принцип среды, предполагающий и направленный на формирование, при необходимости, новой среды для молодых людей, с учетом их индивидуальностей.»4

При работе с молодыми людьми, участвующими в  экстремистских объединениях, следует  учитывать следующие педагогические особенности:

  1. Ориентировочные образцы, которым следует молодежь экстремистских объединений, надо рассматривать как трансформацию ими повседневного экономического, политического и социального опыта.
  2. Экстремистская ориентация почти всегда является выражением ощущаемого страха и неуверенности.
  3. Молодежные объединения важны и разнообразны, это необходимые места общения молодежи и их поиска идентичности.
  4. Образование неформальных групп и объединений нужно рассматривать как процесс самоорганизации, с которым не следует бороться, а который необходимо пытаться осуществлять совместно.
  5. При изучении экстремистских форм проявления самоутверждения и самореализации молодых людей следует исходить из понимания, что данные процессы развились и сформировались на основе личного жизненного опыта молодых людей. Изменения возможны лишь в условиях нового положительного личного жизненного опыта.
  6. Работа с молодежью данных объединений возможна при обоюдном доверии, открытости и принятии друг друга (конкретного участника объединения и социального педагога), а не отторжении их обществом.
  7. Для повседневной работы с молодежью экстремистских объединений важны не столько объяснения и убеждения, сколько желание понять, что выбирают молодые люди и почему.
  8. Педагогическая и социально-педагогическая работа должна быть направлена на решение повседневных проблем молодежи, из которых и вырастает их стремление к участию в экстремистских объединениях, готовность к агрессии и насилию.

    И. А. Невский  провел также психолого-педагогический анализ причин участия школьников, в первую очередь подростков, в  неформальных молодежных объединениях.

    Эти причины, по его мнению, следующие:

    1) стремление  учащихся среднего и старшего  школьного возраста к необычному  для них и некритически усваиваемому  современному западному искусству; 

    2) низкая успеваемость  многих таких подростков и  отчуждение от классного коллектива;

     3) отсутствие постоянных содержательных интересов, общественно полезной деятельности, равнодушие к учебе;

    4) потребность  в эмоциональной разрядке, характерной  даже для хороших учеников;

    5) одинаковость  в требованиях ко всем ученикам, а также задержки в умственном  развитии у части таких учащихся;

    6) недостаток  внимания к молодежи в семьях, безнадзорность, вызывающая у школьников  чувство одиночества, заброшенности,  ненужности, беззащитности;

    8) новизна,  своеобразие впечатлений, получаемых  в группах сверстников-неформалов, чувство свободы; 

    9) возможность  заявить протест против собственного  бесправия, консервативных форм  обучения и воспитания в школе,  отрицательных явлений в семье  и т. д. 

    Это стало  особенно явным в последние годы, выявившие многие недостатки нашей  жизни. 
     
     

  

1.4 Методы и направления педагогической работы с  неформальными молодежными объединениями 

               В. С. Овчинский сформулировал ряд методических рекомендаций педагогам, работающим с учащимися среднего и старшего школьного возраста. Так, данный автор справедливо говорит о необходимости дифференцированного подхода к каждой конкретной неформальной группе и к каждому ее участнику. Подход к каждой из подгрупп хиппи должен быть свой, не похожий на другие.

При профилактике отклоняющегося поведения членов неформальных групп в большинстве случаев  рекомендуется основной упор делать не на запретительно-административных действиях, а на открытом, гласном, демократическом  обсуждении интересующих этих молодых  людей проблем. Задача заключается  в том, чтобы не загонять движение неформалов в подполье, тем самым  укрепляя и ужесточая неправильные взгляды и убеждения. Задача в  том, чтобы помочь неопытным и  незрелым подросткам и юношам отделить истинное от заблуждений. Задача также в том, чтобы тактично и квалифицированно показать молодежи действительную ценность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры. Нужно найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодежных групп, их положительные и отрицательные стороны. В дискуссиях с неформалами педагогу следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость.

Профессор Д. И. Фельдштейн считает, что надо не запрещать неформальные группы молодежи, а создавать как можно более благоприятные условия для самовыражения и самореализации подростков и старших школьников. Поэтому требуется приложить как можно больше усилий школе и общественности для создания разветвленной сети подростково-юношеских объединений: клубов, студий, общественных штабов, поисковых отрядов и т. д. Это особенно необходимо в настоящее время, когда все большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы.

               При работе со школьниками-неформалами роль педагога может нередко сводиться в основном к помощи молодым людям наиболее безболезненно пережить период пребывания в группе, «пройти» его в оптимальном для каждого школьника темпе, искусственно не замедляя и чрезвычайно не ускоряя его.

               Однако все сказанное выше относится, естественно, не ко всем неформальным молодежным объединениям и не ко всем формам развития определенных групп. Безусловно, что в ряде случаев следует решительно применять запрет. Ему подлежит пропаганда наркомании, пьянства, насилия, жестокости, порнографии, проституции и особенно неофашизма. Необходимо немедленно реагировать и тогда, когда деятельность определенной неформальной группы начинает принимать противоправный характер.

              В. С. Овчинский рекомендует в таких случаях принимать специальные меры предупреждения.

               К ним относятся:

  1. Разобщение принявших нежелательные формы развития молодежных групп, переориентация их на общественно полезные виды деятельности, нейтрализация отрицательно влияющих лидеров.
  2. Решительное прекращение любого общения с людьми преступного мира.
  3. И, конечно же, всегда следует применять индивидуальный подход к членам даже одной и той же неформальной группы.
 

В.П. Кащенко  в 30-х годах сформулировал свою классификацию методов коррекции  девиантного поведения, которая  также применима и к неформальным объединениям молодежи:

  1. Педагогические методы:
  1. Методы общественного влияния:
  • коррекция активно-волевых дефектов – исправление слабой воли;
  • коррекция страхов;
  • метод игнорирования;
  • метод культуры здорового смеха;
  • коррекция навязчивых мыслей и действий;
  • коррекция бродяжничества;
  • самокоррекция.
 
  1. Специальные или частнопедагогические методы:
  • коррекция недостатков поведения детей;
  • коррекция нервного характера.
 
  1. Метод коррекции через  труд.
  2. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
  1. Психотерапевтические методы:
  1. Внушение и самовнушение.
  2. Гипноз.
  3. Метод убеждения.
  4. Психоанализ.

«Лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание».5 

Взаимодействовать с неформальными молодежными  объединениями можно так же следующими методами:

  • принять человека, принадлежащего к какой-либо группе, таким, какой он есть;
  • по возможности, включить подростка в разнообразную позитивную деятельность коллектива, активно используя его устремления и навыки, полученные в неформальной группе;
  • общаться с ним в логике «диалога культур», работая постепенно над формированием отношения, либо позитивного, либо негативного, к тем ценностям, которые он исповедует;
  • активно поддержать социально ценные инициативы, приобщая к ним учащихся класса, школы.

В современной  практике воспитания появилась должность  социального педагога (в школах и  в микросоциуме), одной из функций  которого является работа с неформальными  объединениями молодежи. Она заключается  в следующем:

  • направление энергии подростковых групп на социально ценные дела (обустройство микрорайона, милосердие, восстановление исторических памятников; физическое, духовное, интеллектуальное совершенствование и т.д.);
  • содействие самоутверждению подростков в позитивном движении, в социально полезных организациях, в учреждениях дополнительного образования, из которых подростки приносят в неформальные группы ростки позитивного отношения к окружающему миру.

В современных  условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с неформальными молодежными  объединениями. Рассматриваемые теоретические  данные дают нам возможность выделить систему средств для оказания поддержки и помощи подросткам из неформальных молодежных объединений.

При изучении характеристик неформальных молодежных объединений следует узнать, выявить:

  • присутствует ли иерархическая лестница;
  • кто является лидером;
  • состав неформальных молодежных объединений;
  • степень влияния лидера на остальных «неформалов»;
  • направленность неформальных молодежных объединений и другое.

Для того чтобы  узнать пути решения той или иной проблемы следует провести систему  диагностических методик. Важное направление в педагогической работе - это работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Некоторые педагоги предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен. При работе с неформальными молодежными объединениями возможны следующие варианты:

  • переориентация лидера (вожака) группы и последующее воздействие через него на всю группу; в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или в спецшколу);
  • включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодежных объединений;
  • приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководством опытного, авторитетного воспитателя.

При профилактике поведения «неформалов» следует  провести работу по организации свободного времени подростка, как со стороны  школы, так и семьи. 
 

 

Выводы  по 1-ой главе:

Таким образом, проведенный анализ сущности неформальных молодежных объединений позволяет  констатировать, что, явление неформальных молодежных объединений - это недовольство чем-либо, попытка изменить что-то в жизни общества, государства, это коллективы, объединения, которые преследовали какие-то свои цели, выгодные только им.

Педагогическая  работа с неформальными молодежными  объединениями носит важный, социально  ценный характер и как всякая другая работа она обусловлена определенными  задачами, которые делают социально-педагогическую работу целенаправленной, точной и  эффективной.

Информация о работе Неформальные молодежные объединения