Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:09, курсовая работа
Цель: Обоснование особенностей педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и изучение разработок и рекомендаций по осуществлению такой деятельности.
Задачи:
1. изучить историю молодежных неформальных объединений.
2. сформулировать классификацию неформальных молодежных объединений.
3. выявить основные задачи и принципы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями…………………………………………………..5
1.1 История молодежных неформальных объединений……………………….5
1.2 Классификация неформальных объединений……………………….....….11
1.3 Задачи, принципы и особенности педагогической работы с неформальными молодежными объединениями………………………………………………….18
1.4 Методы и направления педагогической работы с неформальными объединениями молодежи…………………………………………………….…22
Выводы по главе 1……………………………………………………………..…28
Глава 2 Индивидуальная работа с подростками из неформальных объединений молодежи……………………………………………………………………….....30
Выводы по главе 2………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы……………………………………………………………....49
« Л. Блниш, говоря о работе с молодежью, и в том числе из неформальных объединений, определил следующие педагогические принципы:
При работе
с молодыми людьми, участвующими в
экстремистских объединениях, следует
учитывать следующие
И. А. Невский провел также психолого-педагогический анализ причин участия школьников, в первую очередь подростков, в неформальных молодежных объединениях.
Эти причины, по его мнению, следующие:
1) стремление
учащихся среднего и старшего
школьного возраста к
2) низкая успеваемость
многих таких подростков и
отчуждение от классного
3) отсутствие постоянных содержательных интересов, общественно полезной деятельности, равнодушие к учебе;
4) потребность в эмоциональной разрядке, характерной даже для хороших учеников;
5) одинаковость
в требованиях ко всем
6) недостаток
внимания к молодежи в семьях,
безнадзорность, вызывающая у школьников
чувство одиночества,
8) новизна,
своеобразие впечатлений,
9) возможность
заявить протест против
Это стало
особенно явным в последние годы,
выявившие многие недостатки нашей
жизни.
1.4
Методы и направления
педагогической работы
с неформальными
молодежными объединениями
В. С. Овчинский сформулировал ряд методических рекомендаций педагогам, работающим с учащимися среднего и старшего школьного возраста. Так, данный автор справедливо говорит о необходимости дифференцированного подхода к каждой конкретной неформальной группе и к каждому ее участнику. Подход к каждой из подгрупп хиппи должен быть свой, не похожий на другие.
При профилактике отклоняющегося поведения членов неформальных групп в большинстве случаев рекомендуется основной упор делать не на запретительно-административных действиях, а на открытом, гласном, демократическом обсуждении интересующих этих молодых людей проблем. Задача заключается в том, чтобы не загонять движение неформалов в подполье, тем самым укрепляя и ужесточая неправильные взгляды и убеждения. Задача в том, чтобы помочь неопытным и незрелым подросткам и юношам отделить истинное от заблуждений. Задача также в том, чтобы тактично и квалифицированно показать молодежи действительную ценность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры. Нужно найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодежных групп, их положительные и отрицательные стороны. В дискуссиях с неформалами педагогу следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость.
Профессор Д. И. Фельдштейн считает, что надо не запрещать неформальные группы молодежи, а создавать как можно более благоприятные условия для самовыражения и самореализации подростков и старших школьников. Поэтому требуется приложить как можно больше усилий школе и общественности для создания разветвленной сети подростково-юношеских объединений: клубов, студий, общественных штабов, поисковых отрядов и т. д. Это особенно необходимо в настоящее время, когда все большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы.
При работе со школьниками-неформалами роль педагога может нередко сводиться в основном к помощи молодым людям наиболее безболезненно пережить период пребывания в группе, «пройти» его в оптимальном для каждого школьника темпе, искусственно не замедляя и чрезвычайно не ускоряя его.
Однако все сказанное выше относится, естественно, не ко всем неформальным молодежным объединениям и не ко всем формам развития определенных групп. Безусловно, что в ряде случаев следует решительно применять запрет. Ему подлежит пропаганда наркомании, пьянства, насилия, жестокости, порнографии, проституции и особенно неофашизма. Необходимо немедленно реагировать и тогда, когда деятельность определенной неформальной группы начинает принимать противоправный характер.
В. С. Овчинский рекомендует в таких случаях принимать специальные меры предупреждения.
К ним относятся:
В.П. Кащенко
в 30-х годах сформулировал свою
классификацию методов
«Лишь применение
разнообразных методов может дать объективное
знание».5
Взаимодействовать с неформальными молодежными объединениями можно так же следующими методами:
В современной практике воспитания появилась должность социального педагога (в школах и в микросоциуме), одной из функций которого является работа с неформальными объединениями молодежи. Она заключается в следующем:
В современных условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями. Рассматриваемые теоретические данные дают нам возможность выделить систему средств для оказания поддержки и помощи подросткам из неформальных молодежных объединений.
При изучении характеристик неформальных молодежных объединений следует узнать, выявить:
Для того чтобы узнать пути решения той или иной проблемы следует провести систему диагностических методик. Важное направление в педагогической работе - это работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Некоторые педагоги предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен. При работе с неформальными молодежными объединениями возможны следующие варианты:
При профилактике
поведения «неформалов» следует
провести работу по организации свободного
времени подростка, как со стороны
школы, так и семьи.
Выводы по 1-ой главе:
Таким образом, проведенный анализ сущности неформальных молодежных объединений позволяет констатировать, что, явление неформальных молодежных объединений - это недовольство чем-либо, попытка изменить что-то в жизни общества, государства, это коллективы, объединения, которые преследовали какие-то свои цели, выгодные только им.
Педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями носит важный, социально ценный характер и как всякая другая работа она обусловлена определенными задачами, которые делают социально-педагогическую работу целенаправленной, точной и эффективной.