Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:09, курсовая работа
Цель: Обоснование особенностей педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и изучение разработок и рекомендаций по осуществлению такой деятельности.
Задачи:
1. изучить историю молодежных неформальных объединений.
2. сформулировать классификацию неформальных молодежных объединений.
3. выявить основные задачи и принципы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями…………………………………………………..5
1.1 История молодежных неформальных объединений……………………….5
1.2 Классификация неформальных объединений……………………….....….11
1.3 Задачи, принципы и особенности педагогической работы с неформальными молодежными объединениями………………………………………………….18
1.4 Методы и направления педагогической работы с неформальными объединениями молодежи…………………………………………………….…22
Выводы по главе 1……………………………………………………………..…28
Глава 2 Индивидуальная работа с подростками из неформальных объединений молодежи……………………………………………………………………….....30
Выводы по главе 2………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы……………………………………………………………....49
В зависимости от вида и характера объединения «неформалов» можно выделить три основных направления социально-педагогической работы: с одной стороны это агитация молодежи, если движение просоциально; с другой стороны – это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом; и наконец третье направление - переориентация в первую очередь лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков- «неформалов».
На неформалов можно действовать педагогическими методами и психотерапевтическими методами. Наиболее значимы для нас педагогические методы, которые очень разнообразны: это и коррекция недостатков поведения, и коррекция через труд, и организация детского коллектива и т.д.
Так же важно
подчеркнуть, что силовые, жесткие
методы, малоэффективны, хотя и применяются.
А вот если педагог находит общий язык
с подростками, если «неформалы» видят,
что общество пытается их понять, помочь
им, то подростки идут на контакт, рассказывают
о своих проблемах, об успехах и именно
такая двусторонняя связь, между «неформалом»
и педагогом, и становится основой в профилактической
работе или в коррекции подростка, его
поведения и взглядов.
Глава 2 Индивидуальная работа с подростками из неформальных объединений молодежи
В своей практической части мы основываемся на исследованиях и работах таких авторов как А.А. Козлов, В.А. Канаян, В.П. Кащенко и Невский И.А.
Всеволод Петрович Кащенко, на которого мы ссылались в 1главе, выделил этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:
Девиантное поведение - непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых норм и представлений (поведение части населения в форме правонарушений, алкоголизма, наркомании).
Наиболее сложными этапами (с точки зрения их практического применения) являются третий, четвертый и пятый).
Первые практические шаги педагога:
Принципы
организации и
осуществления
Психокоррекция применяется, если у подростка:
Цель коррекционной
работы - социальная адаптация школьников-неформалов.
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
«Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «КОНТАКТ»» г. Санкт-Петербурга под редакцией доктора социологических наук А.А. Козлова директора ГУ ГЦ и «ЦПБНН «Контакт» В.А. Канаяна разработал рекомендации по индивидуальной работе с подростками из неформальных объединений молодежи, которые относятся к экстремистки настроенным объединениям. Основываясь на их разработках, мы можем четко обозначить индивидуальную работу с подростками из неформальных молодежных объединений.
Здесь работа в основном ведется по контрпропаганде фашизма и предотвращение правонарушений. Исследуя, большое количество антисоциальных экстремистки настроенных неформальных объединений молодежи, они выработали индивидуальные формы контрпропаганды.
Контрпропагандистская деятельность в отношении фашизма строиться по следующим направлениям:
В настоящее
время мировоззрение подростков
кардинально отличается от мировоззрения
старшего поколения. В последнем
случае логика антифашизма строилась
на социалистической идеологии и
истории Великой Отечественной войны.
Однако кардинальная смена идеологии
государства на первобытный капитализм
и сокращение преподавания в школе истории
Великой Отечественной войны сделали
неэффективной ранее отработанную систему
контрпропаганды среди подрастающего
поколения в отношении фашизма. Более
того, у наиболее незащищенных социальных
слоев, выходцами из которых обычно и являются
экстремисты, упоминание об «общечеловеческих
ценностях» вызывает раздражение.
Почти все существующие
программы по толерантности предполагают
воспитание данного качества методом
педагогического насаждения (обязывания).
Этот метод действует только на детей
и только до определенного возраста.
Для подростков, уже состоявшихся
в качестве экстремистов, он неприемлем.
Первоначально, в процессе первичных собеседований (их может оказаться несколько) выясняются следующие вопросы, на основании которых в дальнейшем разрабатываются планы индивидуальной работы:
Наличие ценностных
ориентаций, которые могли бы быть
использованы для переориентации подростка
на менее агрессивные формы
Контрпропаганда - это, прежде всего, длительные беседы с подростком.
К подобным мероприятиям
относятся: профилактические, мотивирующие
беседы, обработка и анализ информации
о социальном окружении и индивидуально-
К профилактическим беседам относятся:
Ресоциализации - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида.
Дискредитация - неуместными действиями или словами вызвать недоверие к чему-либо.
На основании полученной информации составляется индивидуальный план работы с подростком, учитывающий его особенности.
При подготовке
контрпропагандистских бесед