Неформальные молодежные объединения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Обоснование особенностей педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и изучение разработок и рекомендаций по осуществлению такой деятельности.
Задачи:
1. изучить историю молодежных неформальных объединений.
2. сформулировать классификацию неформальных молодежных объединений.
3. выявить основные задачи и принципы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями…………………………………………………..5
1.1 История молодежных неформальных объединений……………………….5
1.2 Классификация неформальных объединений……………………….....….11
1.3 Задачи, принципы и особенности педагогической работы с неформальными молодежными объединениями………………………………………………….18
1.4 Методы и направления педагогической работы с неформальными объединениями молодежи…………………………………………………….…22
Выводы по главе 1……………………………………………………………..…28
Глава 2 Индивидуальная работа с подростками из неформальных объединений молодежи……………………………………………………………………….....30
Выводы по главе 2………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы……………………………………………………………....49

Файлы: 1 файл

1.КУРСОВИК.docx

— 89.10 Кб (Скачать)

В зависимости от вида и характера объединения «неформалов» можно выделить три основных направления социально-педагогической работы: с одной стороны это агитация молодежи, если движение просоциально; с другой стороны – это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом; и наконец третье направление - переориентация в первую очередь лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков- «неформалов».

На неформалов можно действовать  педагогическими  методами и психотерапевтическими  методами. Наиболее значимы для нас  педагогические методы, которые очень  разнообразны: это и коррекция  недостатков поведения, и коррекция  через труд, и организация детского коллектива и т.д.

Так же важно  подчеркнуть, что силовые, жесткие  методы, малоэффективны, хотя и применяются. А вот если педагог находит общий язык с подростками, если «неформалы» видят, что общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах и именно такая двусторонняя  связь, между «неформалом» и педагогом, и становится основой в профилактической работе или в коррекции подростка, его поведения и взглядов. 

 

Глава 2 Индивидуальная работа с подростками  из неформальных объединений  молодежи

В своей практической части мы основываемся на исследованиях и работах таких авторов как А.А. Козлов, В.А. Канаян, В.П. Кащенко и Невский И.А.

Всеволод Петрович Кащенко, на которого мы ссылались в 1главе, выделил этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

  1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.
  2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.

    Девиантное  поведение - непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых норм и представлений (поведение части населения в форме правонарушений, алкоголизма, наркомании).

  1. Диагностический этап.
  2. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
  3. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
  4. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.
  5. Осуществление этой программы.
  6. Контроль за ходом и эффективностью программы.

Наиболее сложными этапами (с точки зрения их практического  применения) являются третий, четвертый  и пятый).

Первые  практические шаги педагога:

  1. выявление причин отклоняющегося поведения подростка - в первую очередь выделить случаи девиантного поведения
  2. особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др.,
  3. определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом:
  • хочет ли самоутвердиться,
  • получить социальную защищенность в группе,
  • реализовать мотивацию дружеского общения,
  • удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.
 
  1. путь, который  привел подростка именно в эту  группу, субъективное отношение подростка  к себе, своему поведению, социальному  окружению (среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается фактор самопознания).
 

Принципы  организации и  осуществления психокоррекционной работы:

  1. единство диагностики и коррекции;
  2. нормативности развития;
  3. системность развития психической деятельности;
  4. деятельностный принцип коррекции;
  5. нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
  6. понимание и сочувствие;
  7. конкретное психолого-педагогическое воздействие;
  8. приоритетность предупреждения социальных проблем, их профилактика;
  9. своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
  10. творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
  11. профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и учителей.

Психокоррекция  применяется, если у подростка:

  • социальная апатия;
  • агрессивность;
  • раздражительность;
  • отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
  • чрезмерная эмоциональность;
  • конфликтность;
  • отсутствие интереса к творчеству и обучению.
 

Цель коррекционной  работы - социальная адаптация школьников-неформалов. 

Приемы  коррекционно-воспитательного  воздействия:

  1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
  2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
  3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
  4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
 

 «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «КОНТАКТ»» г. Санкт-Петербурга под редакцией доктора социологических наук А.А. Козлова директора ГУ ГЦ и «ЦПБНН «Контакт» В.А. Канаяна разработал рекомендации по индивидуальной работе с подростками из неформальных объединений молодежи, которые относятся к экстремистки настроенным объединениям. Основываясь на их разработках, мы можем четко обозначить индивидуальную работу с подростками  из неформальных молодежных объединений.

Здесь работа в  основном ведется по контрпропаганде  фашизма и предотвращение правонарушений. Исследуя, большое количество антисоциальных экстремистки настроенных неформальных объединений молодежи, они выработали индивидуальные формы контрпропаганды.

Контрпропагандистская деятельность в отношении фашизма строиться по следующим направлениям:

  1. Формирование индивидуальной программы контрпропаганды в отношении фашистской идеологии, в зависимости от ценностных ориентаций, этики и морали подростка.
  2. Формирование индивидуальной программы контрпропаганды в плане персональной дискредитации лидеров экстремистских движений.
  3. Формирование индивидуальной антифашистской программы, ориентированной на родителей подростка. В данном случае можно опираться на принципы антифашистской пропаганды, действовавшей в СССР.

В настоящее  время мировоззрение подростков кардинально отличается от мировоззрения  старшего поколения. В последнем  случае логика антифашизма строилась  на социалистической идеологии и  истории Великой Отечественной войны. Однако кардинальная смена идеологии государства на первобытный капитализм и сокращение преподавания в школе истории Великой Отечественной войны сделали неэффективной ранее отработанную систему контрпропаганды среди подрастающего поколения в отношении фашизма. Более того, у наиболее незащищенных социальных слоев, выходцами из которых обычно и являются экстремисты, упоминание об «общечеловеческих ценностях» вызывает раздражение. 

  1. Система замещения  ксенофобии на иную агрессивную мировоззренческую  позицию, предполагающую легальные  формы протеста и отказ от насилия  на улицах.

Почти все существующие программы по толерантности предполагают воспитание данного качества методом  педагогического насаждения (обязывания). Этот метод действует только на детей  и только до определенного возраста. Для подростков, уже состоявшихся в качестве экстремистов, он неприемлем. 

Первоначально, в процессе первичных собеседований (их может оказаться несколько) выясняются следующие вопросы, на основании которых в дальнейшем разрабатываются планы индивидуальной работы:

  1. Особенности экстремистской группы, куда входит подросток:
  1. Полисубкультурная (дворовая) группа с мало идеологизированной обедненной субкультурой.
  1. Моносубкультурная, сильно идеологизированная группа.
  2. Полисубкультурная, сильно идеологизированная WP-группа.
  3. Наличие мистических и оккультных практик (мифов)
  1. Ценностные ориентации, этика и мораль подростка:

Наличие ценностных ориентаций, которые могли бы быть использованы для переориентации подростка  на менее агрессивные формы деятельности.

  1. Особенности восприятия подростком идей неофашизма.
  2. Мотивация участия подростка в неофашистском формировании:
  1. Игровое поведение в дворовой группе, где принято именоваться скином.
  1. Для самоутверждения (все равно, в какой группе).
  2. Участие на идейной почве:
  • В составе полисубкультурной группы со «смазанной» идеологией.
  • В составе оформившейся политической организации.
  1. Протестное поведение.
  1. Как форма легализации криминального поведения.
  1. Отношение родителей к участию ребенка в неофашистском формировании.
  1. Негативное отношение к фашизму, в связи с чем, родители согласны принять деятельное участие в коррекции поведения ребенка.
  2. Негативное отношение к фашизму, но проявляют нейтральный интерес к участию ребенка в неофашистском формировании. Данное отношение может быть изменено путем индивидуальной контрпропагандистской программы (одна или серия бесед).
  3. Позитивное отношение к фашизму, которое вряд ли удастся нейтрализовать.
  1. Наличие иных лиц, значимо влияющих на подростка.
  1. Негативное влияние взрослых лидеров неофашистских группировок.
  2. Наличие взрослых друзей, которые могут оказать помощь в переориентации подростка на неэкстремистские формы деятельности.

Контрпропаганда - это, прежде всего, длительные беседы с подростком.

К подобным мероприятиям относятся: профилактические, мотивирующие беседы, обработка и анализ информации о социальном окружении и индивидуально-психологических особенностях подростка (при участии психолога), психологические консультации.

К профилактическим беседам относятся:

  1. Мотивирующие беседы, направленные на изменение ценностных ориентаций и коррекцию поведения в целях:
  • Декриминализации.
  • Снижения агрессивности.
  • Канализации агрессивной активности в просоциальное русло.
  • Ориентации на просоциальные формы деятельности (для неагрессивных неформальных молодежных объединений).
  • Формирования иммунитета к экстремистской идеологии.
  • Формирования устойчивой динамики ресоциализации, за счет активности самого подростка.

Ресоциализации - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида.

  1. Беседы контрпропагандистской направленности для участников агрессивных неформальных молодежных объединений для:
  • Дискредитации экстремисткой идеологии.

    Дискредитация - неуместными действиями или словами вызвать недоверие к чему-либо.

  • Дискредитации лидеров экстремистских движений.
  • Воспитания толерантного поведения.

На основании  полученной информации составляется индивидуальный план работы с подростком, учитывающий  его особенности.

При подготовке контрпропагандистских бесед необходимо учитывать следующие особенности  составления индивидуальных планов работ:

  1. Особенности индивидуальных форм контрпропаганды:
  • Полисубкультурная дворовая группа представляет собой урезанный, обедненный до общих лозунгов вариант субкультуры. В ее составе подросток выполняет только установленные ролевые функции, положенные для роли «фашиста». Идеологическая подоплека отсутствует.

Информация о работе Неформальные молодежные объединения