Неформальные молодежные объединения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Обоснование особенностей педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и изучение разработок и рекомендаций по осуществлению такой деятельности.
Задачи:
1. изучить историю молодежных неформальных объединений.
2. сформулировать классификацию неформальных молодежных объединений.
3. выявить основные задачи и принципы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями…………………………………………………..5
1.1 История молодежных неформальных объединений……………………….5
1.2 Классификация неформальных объединений……………………….....….11
1.3 Задачи, принципы и особенности педагогической работы с неформальными молодежными объединениями………………………………………………….18
1.4 Методы и направления педагогической работы с неформальными объединениями молодежи…………………………………………………….…22
Выводы по главе 1……………………………………………………………..…28
Глава 2 Индивидуальная работа с подростками из неформальных объединений молодежи……………………………………………………………………….....30
Выводы по главе 2………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы……………………………………………………………....49

Файлы: 1 файл

1.КУРСОВИК.docx

— 89.10 Кб (Скачать)

Так же появляются хиппи — это люди со своей философией и своими правилами поведения. Они объединяются в Систему. Это своего рода клуб, войти в который может каждый. Для этого надо систематически участвовать в мероприятиях Системы, («тусоваться») и познакомиться с другими ее членами.

Движение хиппи  возникло у нас во второй половине 60-х годов. Вначале оно было связано с интересом молодежи к джинсам и другой «хипповской» одежде, а затем и к книжной продукции идеологов этого движения. Достигнув апогея в конце 70-х годов, хип-движение стало, затем вытесняться панками, металлистами, брейкерами. Однако во второй половине 80-х годов возникла новая волна интереса молодежи к хиппи!

Распространенной у нас группой являются панки.

Получили известность  у нас группа мажоров: «псевдоамериканцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т. д. Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стране. Имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они называются «реднеки».

Получили распространение  молодежные группы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди  них наиболее известны брейкеры (поклонники брейк-данса), скейтбордисты (езда на специальных досках) и байкеры (всегда с мотоциклами). Так же в России появляются фан-клубы разных исполнителей, металлисты, неофашисты, скинхэды, эмо, готы и т.д.

Сегодня молодежное движение, как и многие общественные движения современности, имеет глобальный характер. Наша молодежь, переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него, перенимая достоинства  и недостатки неформалов других стран. В то же время у наших неформальных молодежных движений имеется и своя специфика. А нередко и свои, особые формы.  
 
 
 
 
 

 

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 

Существует множество  классификаций неформальных групп  молодежи.

По  социальной направленности неформальные группы делятся на три группы:

  1. Просоциальные - демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям.

    К ним относятся:

    • клубы социальной помощи,
    • экологические, этнические, историко-патриотические объединения.
  1. Асоциальные - сторонники серьезных социальных проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях.

    К ним относятся:

    • панки
    • мажоры
    • рокоббили - это поклонники рок-н-ролла
    • байкеры
    • хиппи.
 
  1.  Антисоциальные - авторитарные по структуре, направленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме — правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п.

    К ним относят:

    • пред-криминальные,
    • неустойчиво криминальные
    • собственно криминальные (устойчивые преступные формирования, объединяемые в банды, и т. п.).

По  направленности интересов  и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям:

  1. Группы культурно-досуговой ориентации:
    • современной молодежной музыки ( «фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и др.);
    • спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы - «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики - «фанаты» и т.д.). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе. При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары;
    • технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.).
 
  1. Группы  альтернативного образа жизни:
    • Мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.);
    • все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики и др.) - ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеологию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых» и «экологистов», хиппи постоянные поклонники « Битлз».
 

    3. Группы социальной  инициативы:

    • экологисты (защитники природы, «зеленые»...);
    • глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем);
    • охраны и защиты памятников истории и культуры;
    • фонды социальной инициативы широкого спектра действий;
    • творческие союзы.
 
 

    4. Социально-политические  группы:

    • группы в защиту происходящих изменений в обществе: политических, экономических, культурных и т.д.;
    • народные фронты и движения;
    • политические клубы и объединения.
 

    Разумеется, это  разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, методы работы могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах.

    Так же неформальные молодежные объединения можно разделить  по базовым субкультурам.

    Базовая субкультура - это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных объединений.

    По  базовым субкультурам неформальные молодежные объединения делятся на:

    1. Ролевое сообщество - все движения ролевых игр, сформировавшиеся вокруг социального института ролевой игры, а также ассимилированные движения реконструкторов, анимэшников и др.

Базовый принцип  объединения: эскапизм - (англ. escape — убежать, спастись) —стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий.

    1. Хиппи:
    • группы хиппи
    • индеанисты - люди, занимающиеся изучением культуры индейцев Северной и Южной Америки. Реконструируя их быт и проповедуя индейские нравы, индеанисты продолжают в действительности вести привычный городскому человеку образ жизни.
    • растаманы - называют последователей растафарианства. Обычно их опознают по ряду характерных атрибутов: курению марихуаны, почитанию Боба Марли и бога Джа, использованию комбинации цветов «зелёный-жёлтый-красный» и другим.

    Базовый принцип  объединения: социально ориентированная деятельность.

    1. Панки - (как андеграундные, так и фанаты панк-рока), включая ассимилированные движения «левых» алисоманов, киноманов и кишат.

«Алисоман» - поклонник группы «Алиса».

Киши – поклонники группы «Король и шут».

Базовый принцип  объединения: агрессивное поведение.

  1. Националисты-ксенофобы:
  • бонхеды - неофашистское крыло неформального течения скинхедов, слушают тяжелый металл.
  • неоязычники – последователи древних языческих учений и духовных практик.
  • скино-хулсы – нацисты-хулиганы.

Базовый принцип  объединения: агрессивное поведение. 

    1. Некрофетишисты:
    • металлисты - люди, слушающие тяжёлый и лёгкий рок. Носят одежду с изображением или надписью любимой рок-группы, также носят цепи, напульсники, пирсинг.
    • сатанисты - ученые определяют сатанизм как мистически-религиозную субкультуру, чьи корни уходят в сравнительно отдаленное прошлое; все они носят длинные волосы, короткие бородки, кожаные брюки и куртки, массивную обувь, серебряные или металлические цепи, брелки (часто в форме перевернутой пентаграммы и черепа).
    • готы - представитель готической субкультуры, вдохновлённый эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящий себя к готик-сцене.

Субкультура - совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления, определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Базовый принцип  объединения: чрезмерное увлечение оккультизмом. 

Также неформальные молодежные объединения классифицируют на:

    1. Неэкстремистские неформальные молодежные объединения:
  • Хиппи
  • Готы
  • Эмо - молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Их отличает самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек; во внешнем виде преобладают черно-розовый цвет, рваные челки, множество значков.
  • Ролевое сообщество - моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа.
  • Панки
  • Алисоманы
  • Киноманы
  • Анархисты - борются за уничтожение эксплуатации и угнетения в обществе. Их цель – изменить общество так, чтобы каждому была предоставлена возможность саморазвиваться. Ещё одна черта анархизма – это антигосударственность.
  • Антифашисты
  • Сатанисты
 
    1. Экстремистские неформальные объединения, представляющие наибольшую опасность:
  • White Power ("Белая сила" - главенство белой расы)
  • Национал-большевистская партия -  общественное объединение, позиционирующее себя как революционная, умеренно националистическая, антиправительственная и антибуржуазная партия.
  • Дьяволопоклонники - стихийно возникшие и плохо организованные компании подростков и молодых людей, которые поклоняются дьяволу и совершают ритуальные убийства.
 
 

Итак, приверженность подростков (старшеклассников) к той  или иной группе меняет их жизненную  позицию, ценностные ориентации, мировоззрение  и формы поведения. Они с трудом «вписываются» в логику учебно-воспитательного  процесса школы, класса, порой, не принимая деятельность и образ жизни, организуемый педагогами, а то и вступая в  конфронтацию. 

 

1.3 Задачи, принципы и особенности педагогической работы с неформальными молодежными объединениями 

               Возникновение неформальных молодежных объединений - это объективное явление. Поэтому своевременной является постановка вопроса о профилактике отклоняющегося поведения в неформальных молодежных объединениях. В этих целях, прежде всего, требуется преодоление стереотипов отношения к ним.

Прежде всего, это то, что все члены групп  зачисляются в разряд детей группы риска.

На основе этого  следует выделить задачи педагогической работы с неформальными молодежными объединениями. Прежде всего, главными задачами педагогической работы является предупреждение и профилактика девиантного поведения.

Девиантное поведение - непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых норм и представлений; поведение части населения в форме правонарушений, алкоголизма, наркомании.

Так же к задачам  относятся:

    1. изучение неформальных объединений как самостоятельной группы, т.е. не приравнивать подростка из неформального молодежного объединения к «трудному» подростку, а для этого необходимо знать типы и виды этих объединений.
    2. понять новые требования общества к выходящим в самостоятельную жизнь молодым людям, чтобы помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
    3. лучше овладеть психолого-педагогическими методами изучения и воздействия на личность  учащегося из неформального объединения.

Информация о работе Неформальные молодежные объединения