Молодёжные общественные организации и объединения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование социальной работы с молодёжью в рамках деятельности Ульяновская областная молодежная общественная организация "Молодежный инициативный центр" (далее - "МИЦ")

Задачи курсовой работы:

1. Описать социальный портрет молодёжи;

2. Выделить наиболее острые проблемы молодых людей в современной России;

3. Обозначить социально – правовой статус молодёжных организаций;

4. Проанализировать деятельность молодёжных общественных организаций в рамках социальной работы с молодёжью и проблемы, связанные с ней;

5.Исследовать деятельность «МИЦ» в рамках социальной работы с молодёжью.

Оглавление

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Общая характеристика молодёжи.

1.1. Социальный портрет молодёжи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Социальные проблемы молодёжи в Российской Федерации . . . . . . . .10

Глава 2. Молодёжные общественные организации и объединения.

2.1. Правовые основы деятельности молодёжных общественных организаций и объединений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

2.2. Ульяновская областная молодёжная общественная организация «Молодёжный инициативный центр» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

2.3. Исследование мнения членов «Молодёжного инициативного центра» в отношении социально значимых проблем работы центра . . . . . . . . . . . . . 20

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Файлы: 1 файл

всё (Автосохраненный).docx

— 117.30 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Общая характеристика молодёжи.

1.1. Социальный  портрет молодёжи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Социальные  проблемы молодёжи в Российской Федерации . . . . . . . .10

Глава 2. Молодёжные общественные организации и объединения.

2.1. Правовые  основы деятельности молодёжных  общественных организаций и объединений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . 14

2.2. Ульяновская  областная молодёжная общественная  организация «Молодёжный инициативный  центр» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

2.3. Исследование мнения членов «Молодёжного инициативного центра» в отношении социально значимых проблем работы центра . . . . . . . . . . . . . 20

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Список  используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . .31  

ВВЕДЕНИЕ 

      В своё время создание молодежных общественных объединений стало для молодежи возможностью привлечь внимание к своим интересам и проблемам, а также самостоятельно обеспечить свой досуг и занятость. Именно создание и поддержание молодежных организаций и объединений позволяет выявлять ценностные ориентации молодежи, а также использовать их потенциал и нестандартные подходы к решению как своих проблем, так и проблем общественного характера.

      Современная картина молодёжных  объединений и организаций очень  многообразна: это и студенческие  профсоюзы, и творческие клубы,  и даже предпринимательские организации.  Наиболее активными представителями  молодёжи являются студенты. Рабочая  молодёжь менее участлива, и  ещё меньше объединяется сельская  молодёжь.

      По мере возрастания практики  социальной работы с молодёжью  в нашей стране, растёт интерес  и к изучению молодёжных организаций  и объединений, их организационных,  теоретических и правовых основ  работы.

      Несмотря на активную молодёжную  политику, проводимую государством  в последние годы, положение молодёжи  остаётся неустойчивым. Отсюда у  молодёжи появляется беспокойство  за своё будущее, иногда даже  переходящее в отчаяние, и возмущение  существующим положением. Всё это  проявляется в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, проституции  и оборачивается многими другими  негативными последствиями. 

      Проблема, затронутая в курсовой  работе, была актуальна всегда. Ведь  молодое поколение в любом  обществе является его продолжением, и именно оно займёт в своё  время ведущие позиции в политике, экономике, культуре и других  сферах жизни общества. Активная  социальная работа с молодёжью   может стать решающим фактором  в формировании российского общества.   Таким образом, постановка, изучение и решение наиболее острых проблем молодых людей должно является неотъемлемой частью социальной политики в любые времена. По моему мнению, данная тема никогда не потеряет свою актуальность, а может лишь отойти на второй план ввиду каких – либо неожиданных событий.

      Большинство отечественных исследований  в основном посвящены молодёжным  субкультурам, процессам социализации  и жизненного самоопределения  молодёжи, особенностям молодого  поколения. Но мало кто берётся  за исследование молодёжных общественных  организаций и объединений. Хотя  они, в свою очередь, играют  не меньшую роль, чем субкультура,  являясь существенным фактором  в их социализации. Ведь именно  эти организации и объединения,  не столь большие по своему  составу, представляют всю российскую  молодёжь. С их помощью молодые  люди могут высказывать своё отношение ко всем процессам, происходящим в обществе и отстаивать свои интересы. Общественные организации являются не только связующей ниточкой между государственной властью и молодёжью, но и неплохим подспорьем для начала взрослой жизни.

      К сожалению, российская практика  такова, что молодое население  страны  неохотно обращается в  различные социальные службы, в  том числе и молодёжные организации,  за помощью в решении своих  проблем. Хотя в настоящее время  намечается тенденция роста вступления  молодых людей в молодёжные  организации, объединения или  движения.  Вступая в неё, каждый  может иметь свои личные интересы. Кто – то желает самореализоваться,  кто – то поправить своё  собственное социальное положение,  но в целом вся организация  функционирует, решает поставленные  задачи и достигает намеченных  целей в интересах всего молодого  населения страны, региона или  района.

      Выбранная тема актуальна, так как в её рамках исследуются проблемы молодёжи, которые актуальны во все времена. В то же время, деятельность общественных объединений и организаций привлекает к себе всё больше внимания, являясь «голосом» современной молодёжи.

      Объект курсовой  работы – молодёжь, как особая социальная группа. Предмет – социальная работа с молодёжью в деятельности молодёжных общественных организаций.

      Цель курсовой работы – исследование социальной работы с молодёжью в рамках деятельности Ульяновская областная молодежная общественная организация "Молодежный инициативный центр" (далее - "МИЦ")     

Задачи  курсовой работы:

1. Описать  социальный портрет молодёжи;

2. Выделить  наиболее острые проблемы молодых  людей в современной России;

3. Обозначить  социально – правовой статус  молодёжных организаций;

4. Проанализировать  деятельность молодёжных общественных  организаций в рамках социальной  работы с молодёжью и проблемы, связанные с ней;

5.Исследовать  деятельность «МИЦ» в рамках  социальной работы с молодёжью. 

      Гипотеза  –   Если изучать отношение молодёжи к детельности молодёжных организаций и направлений их работы, то это позволит усовершенствовать молодёжную социальную политику и работу молодёжных объединений в частности.

      Методы исследования: анализ литературных источников и их обобщение, анализ статистических данных, анализ правовых документов, опрос.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МОЛОДЁЖИ

1.1 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ МОЛОДЁЖИ

    Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи  и пути их решения, необходимо  понять сущность этой социальной  группы, и её отличие от других  общественных групп. В этом нам поможет такая наука, как ювенология.

      Ювенология – комплексное междисциплинарное знание о становлении, взрослении и развитии человека как живого организма (физиологический аспект), становлении “Homo sapiens” – живого организма с развитым мышлением (психо – эмоциональный и социально – психологический аспекты), формировании его как полноценного члена общества посредством воспитания, образования, социализации (социальный аспект). [11, с. 15]

      Молодёжь является объектом изучения  не только отдельной, довольно  молодой научной отрасли –  ювенологии (науки о молодёжи), но  и многих других социально  – гуманитарных дисциплин –  демографии, социологии, педагогики, философии,  политики, психологии, семейного права  и многих других. 

      Социология молодёжи – это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодёжи во всём многообразии её проявлений. Предметом социологии молодёжи является изучение роли и места молодёжи в развитии общества. [7, с. 3]

      Длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально – политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества.

      Одно из первых понятий «молодёжь»  было сформулировано в начале 1960 – х годов социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».

      Позднее более полное определение дал И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»

      Исходя из определения молодёжи  как отдельной социально –  демографической группы, можно выделить  некоторые критерии, определяющие  её социальный портрет.

            Первый критерий – это возрастные  границы. В современной социологии  принято относить к молодежи, согласно различным источникам, людей в возрасте 14-29 лет. Молодежь  имеет подвижные границы своего  возраста, они зависят от особенностей  социально-экономического развития  общества, уровня культуры, условий  жизни. Нижняя возрастная граница  определяет, что с 14 лет наступает  физическая зрелость и человек  может заниматься трудовой деятельностью  (период выбора учиться или  работать). Верхняя граница определяется  достижением экономической самостоятельности,  профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). Сюда же относятся демографические  показатели данной группы. Молодежь  характеризуется примерно равным  соотношением полов.

      Второй критерий – специфика  социального статуса, ролевых  функций и социокультурного поведения.  Здесь необходимо рассматривать  ведущие виды деятельности данной  социальной группы, прежде всего  в аспекте социализации, исследовать  общие, характерные для группы  ценностные и социокультурные  ориентации. Существенным критерием  социального статуса молодежи  является оценка этого статуса  со стороны общества.

      Третий критерий – процессы социализации, наиболее характерные именно для данной социальной группы. В ходе социализации совпадает, существует одновременно социальная адаптация молодого человека, прежде всего трудовая и семейная, а также продолжается и оформляется индивидуализация, самоопределение и самоидентификация каждой личности.

      Сознание  молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать  огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.

      Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченной практической деятельностью. Отсюда в поведении молодёжи удивительно сочетаются противоречивые качества и черты: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

      Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств:

      Во – первых, в современных условиях усложнился процесс социализации, следовательно и критерии зрелости изменились. Они определяются не только возрастным показателем, но и завершением образования, вступления в самостоятельную трудовую жизнь, а также наличием реальных гражданских и политических прав. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

      Во – вторых, становление личности  происходит под влиянием многих  факторов: семья, школы, трудового  коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и малых  субкультур. Эта совокупность институтов  не представляет собой чёткой  иерархической системы, а каждый  выполняет свои специфические  функции в развитии личности.

Информация о работе Молодёжные общественные организации и объединения