Введение
Трудно
найти людей в современном
обществе, не принадлежащих ни к
одной организации. Подавляющее
большинство членов общества входят
в одну или несколько организаций.
Эти организации могут быть производственными,
учебными или исследовательскими, государственными
или частными, большими или малыми,
временными или постоянными. Большинство
людей почти всю сознательную
жизнь связаны с теми или иными
организациями, являясь их работниками
или вступая с ними в контакт.
Важно подчеркнуть, что существуют
самые разнообразные организации.
Исследование
Административного – правового
статуса общественных объединений
в свете последних потрясших
Россию лет преобразований является
наиболее важным и актуальным.
Люди
привыкли к свободе слова и
совести, к многопартийности и открытости
границ, к рыночным отношениям и судебной
защите своих прав. В этом смысле Конституция
вошла в жизнь каждого россиянина.
На сегодня
в Российской Федерации зарегистрировано
несколько тысяч общественных объединений,
с помощью которых граждане, выражают
и осуществляют свои законные интересы:
политические, экономические, хозяйственные,
культурные и иные.
Основа
правового статуса общественных
объединений закреплена Конституцией
Российской Федерации , а именно в статьях
13 и 30 (см Приложение 3).
Более
развернутая правовая регламентация общественных
объединений содержится в Федеральном
законе «Об общественных объединениях»,
также существуют специальные законы
об отдельных видах общественных объединений:
«О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности» от 12 января
1996г.; «О политических партиях РФ» от 11
июля 2001г. и другие.
Но, несмотря
на подробную законодательную регламентацию
порядка создания, деятельности, ликвидации,
прав и обязанностей членов общественных
объединений, данные отношения вызывают
не мало сложностей, о чем свидетельствует
многочисленная практика.
Данная тема очень широко и
разносторонне освещена в научной
правовой литературе. Многие известные
авторы: Авакьян С.А., Калинин Н.И., Лапаева
В.В. и другие, - посвятили свои научные
работы исследованию положения и развития
общественных объединений в России, потому
что интерес к данному правовому институту
на протяжении еще многих лет будет
возрастать и оставаться наиболее
значимым.
Стремление
глубже и полнее разобраться в
развивающихся процессах нашего
общества, предопределило выбор темы
моей курсовой работы.
Целью
работы является: Всесторонний анализ
понятия Административно-правового статуса
общественных объединений .
Цель
работы предопределила
следующие задачи:
- изучить
общественные объединения;
- проанализировать
правовое регулирование создания, деятельности,
реорганизации и ликвидации общественных
объединений Российской Федерации
- исследовать
административно-правовой статус
некоммерческих организаций.
Научная
новизна определяется как самой постановкой
проблемы, так и результатами проведенного
исследования. Работа представляет собой
основанное на теоретических положениях
комплексного исследования понятия административно-правового
статуса общественных объединений в Российской
Федерации.
Структура
работы предполагает введение, три главы
и заключение.
ГЛАВА
I. Общественные объединения
1.1 История
развития общественных
объединений в России
Конституция
Российской Федерации, основываясь
на нормах международного права, гласит:
«Каждый имеет право на объединение,
включая право создавать профессиональные
союзы для защиты своих интересов.
Свобода деятельности общественных
объединений гарантируется. Никто
не может быть принужден к вступлению
в какое-либо объединение или
пребыванию в нем» (ст.30 Конституции
РФ).
С началом
реформирования в 90-х годах прошлого
века, когда идея – создание демократического
правового государства, гражданского
общества - начала воплощаться в
жизнь, признание принципа многопартийности
стало необходимо и естественно.
Одним из первых шагов на этом пути
стала отмена ст.6 Конституции СССР,
закреплявшей роль КПСС как ядра политической
системы советского общества. Статьи,
гарантировавшие гражданам СССР
свободу научного, технического и
художественного творчества только
«в соответствии с целями коммунистического
строительства» (ст. 47), а политических
прав и свобод – «в целях укрепления
и развития социалистического строя»
(ст.50) были сохранены. Таким образом,
единственной официально признаваемой
оставалась идеология марксизма, а
без идеологического многообразия
не может быть многообразия политического.
9 октября
1990г. был принят Закон «Об
общественных объединениях». Верховным
Советом РСФСР 18 декабря 1991 г.
было принято постановление «О
регистрации общественных объединений
в РСФСР и регистрационном
сборе». В нем закреплялось, что
законодательство СССР об общественных
объединениях (в том числе о
политических партиях, профессиональных
союзах) применяется в РФ постольку,
поскольку оно не противоречит
ее законодательству и общепризнанным
нормам международного права.
Принятая
в 1993г. Конституция Российской Федерации
закрепила принцип идеологического многообразия
как одну из основ конституционного строя
страны, тем самым исключив возможность
существования в России государственной
или обязательной идеологии и сделав возможным
становление и развитие политической
системы страны.
1.2.Понятие
общественного объединения
Граждане
имеют право создавать по своему
выбору общественные объединения без
предварительного разрешения органов
государственной власти и органов
местного самоуправления, а также
право вступать в такие общественные
объединения на условиях соблюдения
норм их уставов.
Создаваемые
гражданами общественные объединения
могут регистрироваться в порядке,
предусмотренном Законом, и приобретать
права юридического лица либо функционировать
без государственной регистрации
и приобретения прав юридического лица.
В
статье 5 Закона "Об общественных объединениях"
закреплено понятие общественных объединений:
-
под общественным объединением
понимается добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное
по инициативе граждан, объединившихся
на основе общности интересов
для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного
объединения.
Членами
общественного объединения являются
физические лица и юридические лица
- общественные объединения, чья заинтересованность
в совместном решении задач данного
объединения в соответствии с
нормами его устава оформляется
соответствующими индивидуальными
заявлениями или документами, позволяющими
учитывать количество членов общественного
объединения в целях обеспечения
их равноправия как членов данного
объединения.
Участниками
общественного объединения являются
физические лица и юридические лица
- общественные объединения, выразившие
поддержку целям данного объединения
и (или) его конкретным акциям, принимающие
участие в его деятельности без
обязательного оформления условий
своего участия, если иное не предусмотрено
уставом.
Право
на объединение, гарантированное ст.30
Конституции РФ, принадлежит в Российской
Федерации каждому, следовательно, не
только российским гражданам. Статья 19
Федерального закона «Об общественных
объединениях» определяет, что иностранные
граждане и лица без гражданства наравне
с гражданами Российской Федерации могут
быть учредителями, членами и участниками
общественных объединений, за исключением
случаев, установленных федеральными
законами и международными договорами
Российской Федерации.
Ограничение
пользования этим правом может быть
предусмотрено законом в некоторых
случаях и для российских граждан.
Возможность таких ограничений
для лиц, входящих в состав вооруженных
сил, полиции или административных
органов государства, допускается,
например, ч. 2 ст. 22 Международного пакта
о гражданских и политических правах,
ч. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод.
Так,
согласно ст. 9 Закона Российской Федерации
от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих»
они могут состоять лишь в тех объединениях,
которые не преследуют политических целей,
и участвовать в их деятельности, не находясь
при исполнении обязанностей военной
службы.
В
основе выделения вышеуказанных
организационно-правовых форм лежат
цели деятельности, обязательность членства
или отсутствие такового.
В
зависимости от территориальной
сферы деятельности можно говорить
о таких видах общественных объединений
как общероссийские, межрегиональные,
региональные и местные общественные
объединения.
Под
общероссийским общественным объединением
понимается объединение, которое осуществляет
свою деятельность в соответствии с
уставными целями на территориях
более половины субъектов Российской
Федерации и имеет там свои
структурные подразделения - организации,
отделения или филиалы и представительства.
Под
межрегиональным общественным объединением
понимается объединение, которое осуществляет
свою деятельность в соответствии с
уставными целями на территориях
менее половины субъектов Российской
Федерации и имеет там свои
структурные подразделения - организации,
отделения или филиалы и представительства.
Под
региональным общественным объединением
понимается объединение, деятельность
которого в соответствии с его
уставными целями осуществляется в
пределах территории одного субъекта
Российской Федерации.
Под
местным общественным объединением
понимается объединение, деятельность
которого в соответствии с его
уставными целями осуществляется в
пределах территории органа местного
самоуправления.
Общероссийские
общественные объединения могут
использовать в своих названиях
наименования "Россия", "Российская
Федерация" и образованные на их
основе слова и словосочетания без
специального разрешения правомочного
государственного органа (ст. 14 ФЗ «Об
общественных объединениях»).
Особенности
создания, функционирования отдельных
видов общественных объединений
устанавливаются специальными законами.
Согласно
Закону «О политических партиях»1
политическая партия определяется как
общественное объединение, созданное
в целях участия граждан Российской Федерации
в политической жизни общества посредством
формирования и выражения их политической
воли, участия в общественных и политических
акциях, в выборах и референдумах , а также
в целях представления интересов граждан
в органах государственной власти и органах
местного самоуправления.
Немаловажную
роль играют благотворительные организации
фонды, профессиональные союзы, религиозные
организации, а также различные
культурно-просветительские общества,
творческие союзы и землячества.
Они проводят благотворительные
мероприятия, решают проблемы трудоустройства,
обеспечивают пункты первичного приема
и центры временного размещения беженцев
и вынужденных переселенцев материальными
и финансовыми средствами, создают
приюты для наиболее незащищенных лиц
при монастырях , церквях; содействуют
интеграции их в новой среде и быстрейшей
адаптации среди остального населения;
привлекают общественное внимание к бедственному
положению этих лиц в целях оказания им
помощи и поддержки.
«Общественным
объединением является добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование,
созданное по инициативе граждан, объединившихся
на основе общности интересов для
реализации целей, указанных в уставе
общественного объединения», – говорится
в ст. 5 Федерального закона от 19 мая
1995 г., «Об общественных объединениях».2
Этим Законом предусмотрены различные
формы реализации гражданами конституционного
права на объединения. Граждане вправе
объединятся в политические партии, профессиональные
союзы, благотворительные и иные организации.
Деятельность таких объединений регламентируется
не только упомянутым Законом, но и специальным
федеральным законодательством.3