Добровольность
формирования – важнейший признак
общественного объединения. При
этом граждане имеют право создавать
по своему выбору общественные объединения
без предварительного разрешения органов
исполнительной власти и органов
местного самоуправления.
В
случае государственной регистрации
общественной организации ее постоянно
действующий орган осуществляет права
юридического лица от имени общественной
организации, и исполняет ее обязанности
в соответствии с уставом.4
В
случае государственной регистрации
общественного движения его постоянно
действующий орган осуществляет права
юридического лица от имени общественного
движения и исполняет его обязанности
в соответствии с уставом.5
Федеральным
законом от 19 июля 1998 г. № 112 – ФЗ
«О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общественных
объединениях» вводится ст. 12.1, в соответствии
с которой «политическим
общественным объединением» является
общественное объединение, в уставе которого
в числе основных целей должны быть закреплены
участие в политической жизни общества
посредством влияния на формирование
политической воли граждан , участие в
выборах в органы государственной власти
и органы местного самоуправления посредством
выдвижения кандидатов и организации
их предвыборной агитации участие в организации
и деятельности указанных органов».6
1.3.Организационно-правовые
формы и виды общественных
объединений
Под общественным
объединением понимается добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование,
созданное по инициативе граждан, объединившихся
на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных
в уставе общественного объединения.
Различают
следующие виды общественных
объединений:
1.Общественная
организация;
2.Общественный
фонд;
3.Общественное
учреждение;
4.Орган
общественной самодеятельности;
5.Политическая
партия;
Общественная организация
— это основанное на членстве общественное
объединение, созданное на основе совместной
деятельности для защиты общих интересов
и достижения уставных целей объединившихся
граждан.
Членами
общественной организации в соответствии
с ее уставом могут быть физические
лица и юридические лица — общественные
объединения. Высшим руководящим органом
общественной организации является
съезд (конференция) или общее собрание.
Постоянно действующим руководящим
органом общественной организации
является выборный коллегиальный орган,
подотчетный съезду или общему собранию.
Суть
членства заключается в документальном
оформлении участия в организации
(заявления, членские билеты и пр.), наличии
определенных прав (избирать и быть
избранными в руководящие органы),
обязанностей (уплачивать взносы и
т.п.) и ответственности за несоблюдение
устава организации вплоть до исключения
из ее рядов. Этим общественные организации
и партии отличаются от других видов
общественных объединений, основанных
на участии.
Участники
— это физические и юридические
лица (общественные объединения), выражающие
поддержку целям объединения
или его конкретным акциям, принимающие
участие в его деятельности без
обязательного оформления условий
своего участия. Общественное движением
является состоящее из участников и не
имеющее членства массовое общественное
объединение, преследующее социальные,
политические и иные общественное полезные
действия.
Общественной организацией является
основанное на членстве общественное
объединение, созданное на основе совместной
деятельности для защиты общих интересов
и достижения установленных целей объединившихся
граждан.
Общественный
фонд — это один из видов некоммерческих
фондов, представляет собой не имеющее
членства общественное объединение, цель
которого заключается в формировании
имущества на основе добровольных взносов,
иных не запрещенных законом поступлений
и использовании данного имущества на
общественно полезные цели. Учредители
и управляющие имуществом общественного
фонда не вправе использовать указанное
имущество в собственных интересах.
Руководящий
орган общественного фонда формируется
его учредителями и (или) участниками
либо решением учредителей общественного
фонда, принятым в виде рекомендаций
или персональных назначений, либо
путем избрания участниками на съезде
(конференции) или общем собрании.7
Общественное
учреждение — это не имеющее членства
общественное объединение, ставящее своей
целью оказание конкретного вида услуг.
Орган
общественной самодеятельности — это
не имеющее членства общественное объединение,
целью которого является совместное решение
различных социальных проблем, возникающих
у граждан по месту жительства, работы
или учебы, направленное на удовлетворение
потребностей неограниченного круга лиц.
Политическая
партия — это общественное объединение,
созданное в целях участия граждан Российской
Федерации в политической жизни общества
посредством формирования и выражения
их политической воли, участия в общественных
и политических акциях, в выборах и референдумах,
а также в целях представления интересов
граждан в органах государственной власти
и органах местного самоуправления.
Политическим
общественным объединением не может
быть признано: - объединение, зарегистрированное
в соответствии с законодательством Российской
Федерации в качестве профессионального
союза, религиозной, благотворительной
организации, национально-культурной
автономии, а также в качестве общественного
фонда , общественного учреждения, органа
общественной самодеятельности; - объединение,
устав которого допускает членство в нем
или принадлежность к нему в иной форме
иностранных граждан, иностранных или
международных организаций; - объединение,
устав которого предусматривает
Административно-правовые
отношения возникают также в процессе
осуществления контрольных полномочий
органов юстиции за соответствием деятельности
общественных объединений их уставным
целям, а также финансовыми органами –
в соответствии с их компетенцией. В этом
случае предусмотрено лишь право органов,
осуществляющих контроль, запрашивать
распорядительные документы объединений,
однако законом не закреплена обязанность
по их предъявлению, а также ответственность
объединений в связи с отказом в ходатайстве
контрольных органов. Таким образом, содержание
контрольных полномочий государственных
органов весьма неопределенно.
Закон
предусматривает и другой метод
реализации органами юстиции своих
контрольных полномочий. Такие органы
«вправе направлять своих представителей
для участия в проводимых общественными
объединениями мероприятиях».8
В данном случае Закон не уточнил, какие
именно мероприятия имеются в виду. Государственные
органы вправе осуществлять контроль
далеко не во всех сферах деятельности
объединений. К числу неподконтрольных
полномочий относятся творческие мероприятия,
фестивали, научные симпозиумы и тому
подобные акции объединений, действующих
в сфере культуры. Возможны попытки органов
юстиции контролировать и эти мероприятия
будут представлять собой нарушение одного
из основополагающих конституционных
прав граждан – прав на свободу творческой
деятельности.9 Органы юстиции вправе
и обязаны контролировать лишь мероприятия,
осуществляемые руководящими и контрольно-ревизионными
органами объединений.
Законом
предусмотрено два
случая применения органами
юстиции санкций
к общественным объединениям,
допустившим противоправные
действия:
1.Выявление
нарушения законодательства Российской
Федерации;
2.Совершение
действий, противоречащих их уставным
целям.
Таким
образом, органы юстиции вправе осуществлять
функции, свойственные судебным органам.
К ним относятся, прежде всего, толкование
законов и применение санкций, влекущих
те или иные правовые последствия, которые
могут наступить только, когда письменные
предупреждения выносились дважды, причем
объединение не обжаловало их в судебном
порядке (по решению суда деятельность
объединения может быть в этом случае
приостановлена).10
Очевидны
различия в содержании контрольных
и надзорных функций. Надзор за соблюдением
законов общественными объединениями
является исключительной прерогативой
прокуратуры. Понятие «контроль» значительно
уже по содержанию, поскольку осуществление
контрольных функций органами юстиции
призвано подтвердить соответствие
деятельности общественных объединений
их уставным целям.
Контрольные
полномочия органов юстиции не связаны
с фактом регистрации. В соответствии
с Законом об общественных объединениях
принятие решений о создании объединения,
утверждении его устава и о
формировании его руководящих и
контрольно-ревизионных органов, означает,
что объединение несет все
права за исключением прав юридического
лица, и принимает на себя все
обязанности, предусмотренные действующим
законодательством об общественных
объединениях. Следовательно, контрольные
полномочия органов юстиции могут
осуществляться с момента создания
объединения. В этот же день объединение
возлагает на себя следующие обязательства
перед органами юстиции:
-ежегодно
информировать органы юстиции о продолжении
своей деятельности, указывать все изменения
своих реквизитов и изменения в персональном
составе руководящих органов;
-представлять по запросу органа юстиции
решения руководящих органов и должностных
лиц, а также годовые и квартальные отчеты
о своей деятельности в том же порядке
и объеме, в каком они предоставляются
в налоговые органы;
-всемерно содействовать должностным
лицам органов юстиции в осуществлении
их контрольных полномочий, допускать
их на проводимые мероприятия.11
В
случае совершения общественным объединением,
в том числе не зарегистрированным
в органах юстиции, нарушения
законодательства оно несет установленную
законом ответственность. При нарушении
законодательства общественными объединениями,
не зарегистрированными в органах
юстиции, ответственность за совершенные
нарушения несут лица, входящие в
состав руководящих органов этих
объединений. При совершении объединениями
деяний, наказуемых в уголовном порядке,
лица, входящие в руководящие органы
этих объединений, при доказательстве
их вины за организацию указанных
деяний могут по решению суда нести
ответственность как руководители
преступных сообществ. Другие члены
и участники таких объединений
несут ответственность за те преступные
деяния, в подготовке или совершении
которых они участвовали.12
1.4.
Роль общественной организации
в развитии общества
Развитие
любого государства невозможно без
развития общества. Именно общество является
не только основой любого государства,
но и движущей его силой. Состояние
общества всегда отражает уровень развития
государства и поэтому служит главным
критерием для определения высокоразвитого
государства и понятия «современное государство».
Наличие материальных ресурсов и степень обеспеченности
олигархов не может показывать уровень
развития государства, поскольку эти критерии
даже приблизительно не отражают насколько
развито сознание людей в этом государстве,
а значит, и степень их устремления к собственному
развитию и развитию общества .Только
желание большинства людей изменять свою
жизнь и двигаться в направлении совершенства
может отражать уровень развития данного
общества. От этого неизбежно зависит
и благосостояние всех членов общества,
поскольку только развитое общество способно
формировать действенную власть, способную
обеспечить стране процветание и благополучие.
Власть неизбежно порождается обществом,
она является его частью, она руководит
самим обществом и поэтому должна собственным
примером доказывать людям и обществу
в целом преимущество дальнейшего развития.
Но, к
сожалению, так происходит крайне редко,
чаще всего все происходит наоборот.
Власть считает, что общество
развивать не выгодно, что у развитого
общества существенно возрастают запросы
и это приводит к неизбежному увеличению
нагрузки на власть, да и возможности для
легкого обогащения власти уменьшаются.
Поэтому власть и предпочитает отгородиться
от общества, стараясь не замечать того,
что развитие общества за счет этого существенно
замедляется, приводя в итоге к неизбежным
потрясениям: экономическому, а затем
и политическому кризисам. А любой кризис
особенно ярко проявляется во время выборов,
когда в большей степени высвечиваются
реальные темпы развития общества и государства,
когда хорошо заметно плачевное состояние
большей части общества. В этот период
политические силы страны и их руководители
пытаются завуалировать истинное положение,
в котором находится на данный момент
общество. Они хотят одурачить народ и
для этого используют самые изощренные
политтехнологии, пытаясь за счет них
ввести в заблуждение общество, заставив
поверить людей в те сказки, которые для
них приготовили «специалисты по надуванию
народа». При этом сами представители
политических сил абсолютно не хотят понимать
того, что в государстве существенно ничего
не меняется, жалкое существование людей
продолжается, общество деградирует.