Во-первых,
проводится правовая экспертиза их уставов,
по результатам которой из них
исключаются положения, противоречащие
действующему законодательству.
Во-вторых,
Управление юстиции большое внимание
уделяет проверке достоверности
сведений, содержащихся в учредительных
документах. Особенно тщательно проверяются
политические общественные объединения.
Активно используется такой метод,
как получение справок и объяснений
от учредителей общественных объединений,
касающихся фактов создания объединения,
выборов руководящих и контролирующих
органов, наличия необходимого числа
учредителей.
Финансовые
органы осуществляют контроль за источниками
доходов общественных объединений, размерами
получаемых ими средств и уплатой налогов
в соответствии с законодательством Российской
Федерации о налогах.
Надзор
и контроль за выполнением общественными
объединениями существующих норм и
стандартов могут осуществляться экологическими
общественного объединения, деятельность
которого сопряжена с насилием над гражданами
или иным причинением вреда их здоровью
либо с побуждением граждан к отказу от
исполнения гражданских обязанностей
или к совершению иных противоправных
деяний, а равно руководство таким объединением,
а также за участие в деятельности указанного
объединения, а равно пропаганду таких
деяний.
2.3.
Приостановление деятельности
общественных объединений
Деятельность общественных объединений
может быть приостановлена на определенный
срок по решению суда в случае нарушения
Конституции РФ, конституций (уставов)
субъектов Федерации, а также совершения
действий, противоречащих уставным целям.
В случае нарушения общественным объединением
Конституции Российской Федерации, законодательства
Российской Федерации и совершения действий
, противоречащих уставным целям, федеральный
орган государственной регистрации или
его соответствующий территориальный
орган либо Генеральный прокурор Российской
Федерации или подчиненный ему соответствующий
прокурор вносит в руководящий орган данного
объединения представление об указанных
нарушениях и устанавливает срок их устранения.
(в
ред. Федеральных законов от 29.06.2004
N 58-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
В случае, если в установленный срок
эти нарушения не устраняются, орган или
должностное лицо, внесшие соответствующее
представление, вправе своим решением
приостановить деятельность общественного
объединения на срок до шести месяцев.
Решение о приостановлении деятельности
общественного объединения до
рассмотрения судом заявления
о его ликвидации либо запрете
его деятельности может быть
обжаловано в суд.
Деятельность общественного объединения
может быть также приостановлена
в порядке и по основаниям,
предусмотренным Федеральным законом
"О противодействии экстремистской
деятельности".
Порядок
приостановления деятельности общественных
объединений в случае введения чрезвычайного
положения на территории Российской
Федерации определяется федеральным
конституционным законом.
Если в течение установленного
срока приостановления деятельности
общественного объединения оно
устраняет нарушение, послужившее
основанием для приостановления
его деятельности, общественное
объединение возобновляет свою
деятельность по решению органа
или должностного лица, приостановивших
эту деятельность. Если суд не удовлетворит
заявление о ликвидации общественного
объединения либо запрете его деятельности,
оно возобновляет свою деятельность после
вступления решения суда в законную силу.
2.4.
Контроль и надзор за
деятельностью общественных
объединений
Надзор
за соблюдением законов общественными
объединениями осуществляет прокуратура
Российской Федерации.
Орган, принимающий
решения о государственной регистрации
общественных объединений, осуществляет
контроль за соответствием их деятельности
уставным целям. При осуществлении данного
контроля указанный орган вправе:
1.запрашивать у руководящих органов общественных
объединений их распорядительные документы;
2.направлять
своих представителей для участия
в проводимых общественными объединениями
мероприятиях;
3.не чаще одного раза в год
проводить проверки соответствия
деятельности общественных объединений,
в том числе по расходованию
денежных средств и использованию
иного имущества, их уставным
целям в порядке, определяемом
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции
по нормативно-правовому регулированию
в сфере юстиции;
4.запрашивать
и получать информацию о финансово-хозяйственной
деятельности общественных объединений
у органов государственной статистики,
федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного по контролю
и надзору в области налогов
и сборов, и иных органов государственного
надзора и контроля, а также
у кредитных и иных финансовых
организаций;
5.в случае выявления нарушения общественными
объединениями Конституции Российской
Федерации и законодательства Российской
Федерации или совершения ими действий,
противоречащих их уставным целям, органом,
принимающим решения о государственной
регистрации общественных объединений,
может быть вынесено руководящим органам
данных объединений письменное предупреждение
с указанием конкретных оснований вынесения
предупреждения и срока устранения указанного
нарушения, который составляет не менее
одного месяца. Предупреждение, вынесенное
органом, принимающим решения о государственной
регистрации общественных объединений,
может быть обжаловано общественными
объединениями в вышестоящий орган или
в суд.
Федеральные
органы государственного финансового
контроля, федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный по контролю и
надзору в области налогов
и сборов, федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный на осуществление
функции по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма,
устанавливают соответствие расходования
общественными объединениями денежных
средств и использования иного имущества
уставным целям и сообщают о результатах
в орган, принявший решение о государственной
регистрации соответствующего общественного
объединения.
2.5. Правовое
регулирование деятельности
общественных объединений
Исходным
в определении статуса общественных
объединений является запрет на создание
объединений, преследующих незаконные
цели, и осуществление деятельности,
посягающей на здоровье и нравственность
населения, права и законные интересы
граждан.
Законом
определены важнейшие требования к
содержанию устава общественного объединения,
в силу чего он является важным документом,
регламентирующим организацию и деятельность
объединения, а также порядок его реорганизации
и ликвидации.
Государство
не руководит деятельностью
общественных объединений. Действует
принцип взаимного невмешательства:
не допускается вмешательство органов
государственной власти и их должностных
лиц в деятельность общественных объединений,
а последних в деятельность указанных
органов и их должностных лиц.
Государство
проникает во внутреннюю жизнь общественных
объединений в той мере, в какой
определяет требования к содержанию устава,
то есть к тому, что в нем должно быть отражено:
кто может быть их членами и участниками,
объекты их собственности, отношения с
бюджетом, источники их cpедств и т.п.
Их деятельность как юридических лиц регламентируется
гражданским законодательством. На работников
аппаратов общественных объединений,
работающих по найму, распространяется
законодательство Российской Федерации
о труде и социальном страховании.
Во
всех случаях, когда отношения между
общественными объединениями и
государством регулируются правом, они
не носят характера подчинения или
субординации. Формы взаимодействия
между ними – согласование или участие
в обсуждении и решении вопросов.
Так, в
соответствии со ст. 3 Федерального закона
от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»
общественные объединения могут функционировать
без государственной регистрации и приобретения
прав юридического лица. Необходимо сказать,
что наличие или отсутствие регистрации
в определенной степени влияет на объем
прав и обязанностей общественного объединения,
но вовсе не лишает его возможности участвовать
в административных и гражданских правоотношениях.
Правовое
регулирование порядка создания
общественных объединений" выделяются
этапы создания общественных объединений,
исследуется нормативное регулирование
данного вопроса, а также практика
применения этих норм органами юстиции.
В процессе
создания общественного объединения
необходимо выделить два этапа: "обязательный"
и "факультативный". "Обязательный"
этап должно пройти любое общественное
объединение.
"Факультативный"
этап создания общественного
объединения включает в себя
все действия, связанные с его
государственной регистрацией. Данный
этап для общественного объединения
не обязателен, но лишь его
прохождение дает общественному
объединению права юридического
лица.
Общественные
отношения, связанные с государственной
регистрацией общественных объединений
- это административно-правовые отношения.
Общественные объединения вступают
здесь во взаимодействие с органами
юстиции соответствующего уровня.
Но необходимо
также учитывать и то, что для
политических общественных объединений
законодательством установлена
обязательная государственная регистрация.
Значительное
количество общественных объединений
требует пристального внимания со стороны
органов юстиции не только на этапе
государственной регистрации, но и
на протяжении всей их последующей
деятельности.
В ликвидации
общественного объединения необходимо
отличать процедуру прекращения его деятельности
в судебном порядке, закрепленную ч. 7 ст.
29 Федерального закона "Об общественных
объединениях". Основным отличием здесь
является то, что ликвидация означает
запрет деятельности общественного объединения,
а прекращение деятельности влечет только
потерю статуса юридического лица. Таким
образом, после того, как суд признает
общественное объединение прекратившим
свою деятельность в качестве юридического
лица, оно может осуществлять все свои
права и обязанности за исключением прав
юридического лица.
ГЛАВА III.
Административно-правовой
статус некоммерческих
организаций.
Административная
правосубъектность общественных объединений
определена Федеральным законом РФ “Об
общественных объединениях” и включает
в себя комплекс принадлежащих им прав
и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях
с субъектами исполнительной власти и
граждан.
Государство, закрепляя
административную правосубъектность
общественных объединений, тем самым определяет
виды административных отношений, в которых
они могут выступать в качестве субъектов.
Государство
не руководит деятельностью общественных
объединений. Действует принцип
взаимного невмешательства: не
допускается вмешательство органов
государственной власти и их
должностных лиц в деятельность
общественных объединений, а последних
- в деятельность указанных органов
и их должностных лиц.
Но
тем не менее государство контролирует
деятельность общественных объединений
по вопросам членства, собственности,
бюджета, контролирует источники их средств
и т.д.