Общественные
отношения между общественными
объединениями и государством
урегулированы нормами права
и не носят характера подчинения
или субординации.
Вместе
с тем законом закреплены определенные
полномочия по конкретным вопросам
взаимодействия государства и
общественных объединений. Общественные
объединения, например, вправе
учавствовать в выработке решений органов
государственной власти и органов местного
самоуправления; проводить собрания, митинги,
демонстрации, шествия и пикетирование;
представлять и защищать свои права, своих
членов и участников; вносить предложения
в органы государственной власти и т.д.
Общественные
объединения не могут самостоятельно
заниматься правотворчеством, но
в установленных законом случаях
и формах учавствуют в этом процессе.
При этом влияние их может быть весьма
существенным
3.1.Понятие
некоммерческой организации.
Правовое
положение некоммерческой организации
во многом идентично статусу общественного
объединения. В соответствии с Федеральным
законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих
организациях»14 некоммерческими
духовных и иных нематериальных потребностей
граждан. Закон об общественных объединениях
отождествляет понятие некоммерческой
организации и общественного объединения
(ст. 5), - на это указывают идентичные
способы создания и цели организаций и
общественных объединений.
В
то же время имеются и принципиальные
различия между базовым Законом
об общественных объединениях
и Законом о некоммерческих организациях
в правовой регламентации деятельности
некоммерческих объединений. Прежде всего,
Закон о некоммерческих организациях
практически не допускает деятельности
организации без ее государственной регистрации,
а Законом об общественных объединениях
предусмотрена возможность факультативного
режима регистрационных отношений: объединение
самостоятельно решает проблему участия
в административно-правовых отношениях
с органами юстиции, при этом допускается
и альтернативный вариант – общественное
объединение вправе функционировать без
государственной регистрации и не
обладать правомочиями юридического лица.
В данном случае очевидны противоречия
законов. Следовательно, так и не решена
проблема юридической основы регистрации:
подлежат ли некоммерческие организации
регистрации как общественные объединения,
либо они регистрируются на общих для
всех юридических лиц основаниях, в порядке
предусмотренным статьей 51 ГК РФ.15
Некоммерческие
организации вступают в административно-правовые
отношения в процессе создания, реорганизации
или ликвидации. Субъектом таких
отношений являются физические или
юридические лица, ходатайствующие
о создании некоммерческой организации,
либо об изменении ее статуса, и федеральный
орган исполнительной власти, на который
возложены функции регистрации
организации. В отношении религиозных
общественных организаций эти функции
осуществляется федеральным Министерством
юстиции или его территориальными
органами в субъектах Федерации.
Отношения
некоммерческих организаций и органов
государственной власти во многом обусловлены
присущим организациям социально-приоритетным
функциям.
Органы
государственной власти вправе представлять
организациям льготы по уплате налогов,
таможенных и иных сборов и платежей,
полностью или частично освобождать
их от платы за пользование федеральным
и муниципальным имуществом, предоставлять
иные преимущества и льготы.16Формы
осуществления контроля за деятельностью
некоммерческих организаций лишь в самом
общем виде определены Законом. Среди
органов исполнительной власти, которым
организации обязаны представлять информацию
о своей деятельности, специально указаны
лишь органы государственной статистики
и налоговые органы, но очевидно, что их
перечень значительно шире. В частности,
в некоторых случаях контрольные функции
в этой сфере осуществляют органы юстиции,
органы внутренних дел и органы безопасности.
Формы и методы осуществления контрольных
органов, перечень предоставляемой им
информации определены Законом о некоммерческих
организациях. Им урегулированы в основном
имущественные и иные гражданско-правовые
проблемы: взаимоотношения органов государства
и некоммерческих организаций так и не
были должным образом регламентированы.17
являются
организации, не ставящие в качестве
основной цели деятельности извлечение
прибыли и не распределяющие прибыль
между участниками. Это является
важнейшей особенностью любого общественного
объединения.
Другая
особенность статуса некоммерческой
организации заключена в осуществлении
социально-приорететных задач.
3.2.
Административно-правовые
отношения в сфере деятельности
профессиональных союзов.
Среди
общественных объединений важную роль
играют профсоюзы. Они обладают значительным
объемом административной правоспособности.
Профсоюз — добровольное общественное
объединение граждан, связанных
общими производственными, профессиональными
интересами по роду их деятельности, создаваемое
в целях представительства и
защиты их социально-трудовых прав и
интересов. Деятельность профсоюзов регламентируется
Федеральным законом от 12 января
1996 г. «О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности». Профсоюзы
независимы в своей деятельности
от органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления, работодателей,
их объединений (союзов, ассоциаций), политических
партий и других общественных объединений,
им не подотчетны и не подконтрольны.
Профсоюзы
защищают право своих членов на труд,
заключают с администрацией коллективные
договоры и контролируют их выполнение;
контролируют законодательство о труде
и об его охране.
Они
располагают возможностями активно
влиять на правотворчество. Так, проекты
нормативных правовых актов, затрагивающих
социально-трудовые права работников,
рассматриваются и принимаются
органами исполнительной власти, органами
местного самоуправления с учетом мнения
соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы
вправе иметь своих представителей
в коллегиальных органах управления
организацией, а также в создаваемых
в организации комиссиях по приватизации
государственного и муниципального
имущества. Они могут участвовать
в формировании социальных программ,
направленных на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное
развитие человека.
Профсоюзам
принадлежат равные с другими
социальными партнерами права на
паритетное участие в управлении
государственными фондами социального
страхования, занятости, медицинского
страхования, пенсионными и другими
фондами. Они взаимодействуют с
органами государственной власти и
местного самоуправления по развитию
санаторно-курортного лечения, учреждений
отдыха, туризма, массовой физической
культуры и спорта.
Правовое
положение молодежных и детских
объединений определено федеральным
законом от 28 июня 1995 г. «О государственной
поддержке молодежных и детских общественных
объединений», Указом Президента от 16
мая 1996 г. «О мерах государственной поддержки
общественных объединений, ведущих работу
по военно-патриотическому воспитанию
молодежи»* и другими актами. Молодежным
и детским объединениям оказывается государственная
поддержка, выражающаяся в совокупности
мер, принимаемых органами государственной
власти в целях создания и обеспечения
правовых, экономических и организационных
условий, гарантий и стимулов деятельности
таких объединений, направленной на социальное
становление, развитие и самореализацию
детей и молодежи в общественной жизни,
а также в целях охраны и защиты их прав.
3.3.
Административно-правовой
статус благотворительных
организаций
Под благотворительной
деятельностью понимается добровольная
деятельность граждан и юридических
лиц по бескорыстной (безвозмездной
или на льготных условиях) передаче
гражданам или юридическим лицам
имущества, в том числе денежных
средств, бескорыстному выполнению
работ, предоставлению услуг, оказанию
иной поддержки. Федеральный закон
от 11 августа 1995 г. «О благотворительной
деятельности и благотворительныхорганизациях»
устанавливает основы правового регулирования
благотворительной деятельности, определяет
возможные формы ее поддержки органами
государственной власти и органами местного
самоуправления, особенности создания
и деятельности благотворительных организаций
в целях широкого распространения и развития
благотворительной деятельности в России.
Законом
об общественных объединениях предусмотрено,
что деятельность отдельных видов
общественных объединений может
быть урегулирована в специальных
законах. Первым среди них стал Федеральный
закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях».18 Согласно этому
Закону, благотворительная организация
должна соответствовать всем основным
признакам общественного объединения,
определенным Законом об общественных
объединениях. Созданная для осуществления
социально-приоритетных целей, некоммерческая
благотворительная организация должна
обладать важнейшим свойством: ее деятельность
должна носить бескорыстный характер
– безвозмездный или на льготных условиях.
Льготные условия означают предоставление
благотворителям тех или иных льгот и
преимуществ (прежде всего, материального
характера), стимулирующие эту разновидность
социально-приоритетной деятельности.
Однако государственные гарантии – предоставление
налоговых и имущественных льгот – распространяется
лишь на благотворительные организации,
но не на юридических и физических лиц,
являющихся спонсорами благотворительных
организаций (см. ст. 18 Закона о благотворительных
организациях).19
Благотворительные
организации, как и все другие
общественные объединения, не вправе перераспределять
денежные средства, полученные в результате
предпринимательской деятельности, между
своими членами или участниками. В соответствии
со статьей Закона о благотворительной
деятельности, благотворительная организация
не вправе использовать более 20% финансовых
средств, расходуемых за финансовый год,
на оплату труда административно-управленческого
персонала. Тем самым подобная форма противоправного
перераспределения денежных средств невозможна
среди членов или участников благотворительных
организаций.
Основания
возникновения и прекращения
административно-правовых отношений,
субъектов которых являются благотворительные
организации, во многом такие же, как
и у некоммерческих организаций
и профсоюзов. В Законе о благотворительной
деятельности, как и в Законе о
некоммерческих организациях, не указан
орган государственной регистрации
благотворительных организаций. Эта
процедура должна осуществляться «в
порядке, установленном федеральными
законами».
Административно-правовые
отношения возникают в процессе
представления благотворительным
организациям органами исполнительной
власти различных льгот и преимуществ,
например передача в собственность
государственного имущества.
В
Законе о благотворительной организации
более детально урегулированы формы
контроля: орган власти, осуществляющий
регистрацию благотворительной
организации, вправе контролировать ее
финансово-хозяйственную деятельность
«по использованию имущества
и расходованию средств».20
Это
означает, что подконтрольно может
быть вся информация, подтверждающая обязательственно-правовые
отношения организации с любыми юридическими
и физическими лицами. Помимо активных
форм контроля, осуществляемых должностными
лицами регистрирующего органа непосредственно
на месте, предусмотрены и пассивные формы:
благотворительная организация, представляя
регистрирующему или налоговому органу
годовой отчет о своей деятельности, инициирует
и возникновение административно-правовых
отношений.
Помимо
контроля регистрирующего органа за
финансово-хозяйственной деятельностью
благотворительных организаций
важное место отводится контролю
налоговых органов, которые контролируют
источники доходов организаций,
размеры получаемых ими средств
и уплату налогов. В данном случае
контрольная деятельность регистрирующих
и налоговых органов во многом
идентична: ее объектом является все
та же информация об общественно-правовых
отношениях благотворительных организаций.
Очевидно, что все виды финансового
контроля должна осуществляться налоговыми
органами.21
Таким
образом, очевидны различия в правовой
регламентации деятельности общественных
объединений в базовом Законе
об общественных объединениях и в
принятых позднее законах об отдельных
видах общественных объединений. Статус
отдельных видов юридических
лиц, например производственных кооперативов,
весьма напоминает правовое положение
общественных объединений. Однако данная
форма совместной деятельности граждан
преследует основной целью извлечение
прибыли, что совершенно неприемлемо для
статуса некоммерческих объединений.22
Конечно,
могут принимать специальные
законы об отдельных видах объединений,
но их соответствие предписаниям базового
Закона об общественных объединениях
обязательно. Однако фактически этот принцип
не всегда соблюдается.23
3.4.
Государственные и негосударственные
предприятия и учреждения
Участниками
(сторонами) административно-правовых
отношений являются различные по
своему правовому положению организации,
создающие материальные и духовные
ценности. Под организацией понимается
коллектив работников разной численности
(от нескольких человек до десятков
тысяч), возглавляемый своим органом
управления и имеющий в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном
управлении обособленное имущество.