Органом
управления организации является администрация.
Это может быть единоличный руководитель
(директор, генеральный директор) и
его заместители, либо одновременно
единоличный и коллективный (совет
директоров, правление, дирекция) или
другой назначаемый орган, либо орган,
которому коллектив работников делегировал
право по управлению организацией.
Администрация осуществляет управленческие
функции внутри организации в
пределах предоставленных ей полномочий.
Это полномочия по организации работы
трудового коллектива, обеспечению
трудовой и государственной дисциплины.
В отношении коллектива работников
администрация обладает дисциплинарной
властью. Что касается внешнего управления,
то, в отличие от органов исполнительной
власти, она его не осуществляет,
так как не обладает соответствующими
государственно-властными полномочиями.
Во внешние административно-правовые
отношения с органами исполнительной
власти администрация организации
вступает в качестве объекта управления
в связи с осуществлением функций
организации. Она вправе обращаться
к ним с соответствующими ходатайствами,
обжаловать их действия как в административном,
так и в судебном порядке.
Вопросы
деятельности, полномочий организаций
являются в разных аспектах предметом
изучения ряда отраслей российского
права: административного, гражданского,
финансового, трудового и др.
Нормы права, устанавливающие административно-правовой
статус организаций, содержатся в Гражданском
кодексе (ГК), федеральных законах «Об
акционерных обществах», «О производственных
кооперативах», «О некоммерческих организациях»,
«О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан»,
«Об обществах с ограниченной ответственностью»,
«Об общественных объединениях», «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности»,
«О государственной поддержке молодежных
и детских общественных объединений»,
«О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях», «О
свободе совести и религиозных объединениях»
и в иных нормативных правовых актах (положениях,
уставах и т.п.).
Для
правильной и всесторонней характеристики
административно-правового статуса
каждой из организаций в отдельности
важное значение имеет их классификация.
Она проводится по целям их деятельности,
организационно-правовым формам, объему
и характеру полномочий по распоряжению
принадлежащим им имуществом, а также
по подчиненности или подведомственности
.
По
цели своей деятельности организации
подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
Согласно п. 1 ст. 50 ГК, коммерческими считаются
организации, преследующие извлечение
прибыли в качестве основной цели своей
деятельности, а некоммерческими – не
имеющие такой цели и не распределяющие
полученную прибыль между участниками.
Коммерческие
организации могут создаваться
в форме хозяйственных товариществ
и обществ, производственных кооперативов,
государственных и муниципальных
унитарных предприятий; некоммерческие
– в форме потребительских
кооперативов, общественных или религиозных
организаций (объединений), благотворительных
и иных фондов, а также в других
формах, предусмотренных законом. В
целях координации своей предпринимательской
деятельности, а также представления
и защиты имущественных интересов
коммерческие организации могут
по договору между собой создавать
объединения в форме ассоциаций
или союзов, являющихся некоммерческими
организациями. Члены ассоциации (союза)
сохраняют самостоятельность и
обладают правами юридического лица.
Некоммерческие организации могут
осуществлять предпринимательскую деятельность
лишь постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых они созданы,
и соответствует этим целям.
Новой
формой некоммерческих организаций
являются ассоциации, указанные в
наименовании Федерального закона от
17 декабря 1999 г. «Об общих принципах
организации и деятельности ассоциаций
экономического взаимодействия субъектов
Российской Федерации». Они создаются
в целях межрегиональной интеграции и
социально-экономического развития субъектов
Федерации, совершенствования методов
управления хозяйствующими субъектами
в условиях рыночных отношений и повышения
уровня жизни населения.
Породу
деятельности (назначению) различаются
такие разновидности организаций,
как предприятия, учреждения, общественные
объединения граждан и иные организации
(международные, иностранные и т.д.).
По
видам собственности организации подразделяются
на государственные и негосударственные
(муниципальные, частные, общественные
и религиозные).
Разновидностями
организаций являются предприятия
и учреждения. Государственные предприятия
и учреждения по масштабу и значению
своей деятельности могут быть федеральными,
субъектов Федерации и местными
– районного, городского, поселкового
и сельского значения.
Предприятия
могут создаваться в таких
организационно-правовых формах, как:
полное товарищество, общество с ограниченной
ответственностью, акционерное общество,
производственный кооператив, государственные
и муниципальные унитарные предприятия
и др.
Многообразны
виды предприятий по отраслям: промышленные
– заводы, фабрики, шахты, рудники
и др.; сельскохозяйственные – кооперативы,
артели, товарищества и др.; транспортные
– железные дороги, пароходства, аэропорты
и др.; связи – почтамты, телефонные
станции и др.; жилищно-коммунальные, строительные,
торговые и другие предприятия.
Предприятия
могут создаваться государственными
органами, органами местного самоуправления,
учредителями (участниками), собственниками
имущества либо органами, уполномоченными
на то собственниками имущества.
Учредительным
документом государственного и муниципального
предприятия является устав, который
утверждается учредителем предприятия.
Негосударственные предприятия
действуют на основании устава либо
учредительного договора и устава,
либо только учредительного договора.
В учредительных документах должны
содержаться сведения, предусмотренные
законом для юридических лиц
соответствующего вида.
В
соответствии с ГК предприятие подлежит
государственной регистрации в
органах юстиции. Пока не принят соответствующий
закон, она производится на основании
ст. 34 и 35 Закона РСФСР о предприятиях
и предпринимательской деятельности,
а также Положения о порядке государственной
регистрации субъектов предпринимательской
деятельности. Данные государственной
регистрации включаются в единый государственный
реестр юридических лиц, открытый для
всеобщего ознакомления. Предприятие
считается созданным с момента его государственной
регистрации и действует на основе учредительных
документов.
Предприятие
– это хозяйствующий субъект,
созданный для производства продукции,
выполнения работ и оказания услуг
в целях удовлетворения общественных
потребностей и получения прибыли.
Основу этой деятельности составляет
его имущество. Предприятие самостоятельно
осуществляет свою деятельность, распоряжается
выпускаемой продукцией, полученной
прибылью, оставшейся в его распоряжении
после уплаты налогов и других
обязательных платежей.
Законодательство
о предприятиях в равной степени
распространяется на предприятия всех
форм собственности. Это – выражение
юридического равенства всех форм собственности,
установленного ч. 2 ст. 8 Конституции России.
Однако для государственных предприятий
законодательство предусматривает особые
правила. Например, только они могут осуществлять
производство любых видов оружия, боевых
припасов, взрывчатых веществ и других
предметов так называемой разрешительной
системы.
Административная
правосубъектность государственных и
негосударственных предприятий различна.
Государственные
предприятия – это собственность
государства. Поэтому к ведению
государственных органов относится: создание
государственных предприятий; определение
целей их деятельности, а также их размещение;
утверждение устава; управление предприятиями;
назначение на должность и освобождение
от должности их руководителей; доведение
до них в установленных случаях государственных
заказов на продукцию; реорганизация и
ликвидация государственных предприятий.
Например,
к числу крупных государственных
предприятий относятся Федеральное
государственное унитарное предприятие
«Военно-промышленный комплекс «МАПО»,
распоряжением Правительства переименованное
в Федеральное государственное
унитарное предприятие «Российская
самолетостроительная корпорация «МИГ»,
Федеральное агентство по регулированию
продовольственного рынка при Министерстве
сельского хозяйства и продовольствия.
Их правовой статус определен Правительством,
за ними государством закреплено определенное
имущество; контроль и надзор за их деятельностью
осуществляют соответствующие органы
исполнительной власти, которые наделены
и другими полномочиями по управлению
подведомственными предприятиям
Следовательно
к организациям негосударственным относятся
общественные объединения, органы местного
самоуправления, частные организации,
коммерческие, смешанные, кооперативные
организации и др.
Общим
является то, что и та, и другая
группа субъектов – это коллективные
субъекты, организации. Bсe организации
имеют внутреннюю структуру, их внутренние
подразделения слиты в единое целое .
Каждое
общественное объединение – это, прежде
всего субъект публичного права, реализующий
свою правосубъектность в различных сферах
общественной жизни и формах, не противоречащих
конституции государства .
Итак, общим,
что объединяет государственные
и негосударственные организации,
является следующее: это коллективы
индивидов, группы людей; выступают
как единое целое; объединены общей
целью; от их имени и в их интересах
вправе выступать определенные уполномоченные
на то лица.
В настоящее
время деятельность негосударственных
организаций регулируется рядом нормативных
актов. К ним необходимо отнести: Конституцию
Р.Ф, Гражданский кодекс России, Федеральный
закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»
, Федеральный закон от 7 июля 1995 г. «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях»
, Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной
поддержке молодежных и детских общественных
объединений» , Федеральный закон от 12
января 1996 г. «О некоммерческих организациях»
, Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О
профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности» и др. Этой нормативной
базой и необходимо руководствоваться
при выявлении признаков неправительственных
организаций как субъектов административного
права.
Несомненно,
справедливым является мнение о том, что
функции и полномочия, государством, базируются
на государственной собственности и управляются
государством. Организации негосударственные
имеют ту особенность, что они не выполняют
государственных задач и функций.
Во-первых
государственные организации действуют
от имени и по поручению государства, а
негосударственные – от своего имени,
так как охватывают лишь определенную
часть населения;
Во-вторых,
государственные организации выполняют
задачи, функции и полномочия, порученные
им государством; а негосударственные
– собственные задачи и функции,
хотя и могут способствовать решению
задач государственных (как, например,
добровольные народные дружины) или
выполнять отдельные государственные
полномочия, делегированные им государственными
органами (как, например, органы местного
самоуправления);
В-третьих,
государственные организации обладают
государственно-властными полномочиями,
которые отсутствуют у организаций
негосударственных.
Заключение
Главной
задачей настоящей работы - показать
важность выбранной мной темы –
Административно - правового статуса
общественных объединений .
В основе
деятельности общественных организаций
лежит независимая от государства
реализация неполитических и некоммерческих
целей - чаще всего оказание помощи
социально незащищенным слоям населения,
экология, культурно-просветительская
деятельность и т.д.
Практика
последнего десятилетия показала на
сколько необходима развитая система
общественных объединений. С их помощью
люди могут совместно решать общие проблемы,
удовлетворять и защищать свои потребности
и интересы в сфере политики, экономики,
культуры, и во всех областях общественной
жизни. Это независимые от государства
организации, способные влиять на государственные
институты и в то же время ограждать от
их необоснованного вмешательства в общественную
жизнь.
Равенство
общественных объединений перед
законом согласно п.4 ст. 13 Конституции
РФ проявляется в равенстве требований
государства к уставам общественных
объединений, к порядку их регистрации
и прекращения их деятельности. Так,
устав, положение или иной основополагающий
акт общественного объединения
должен указывать цели, задачи, структуру
и территорию деятельности общественного
объединения, условия, порядок приема
новых членов и выхода, права и
обязанности участников, порядок
образования и сроки полномочий
руководящих органов, источники
образования средств и иного
имущества общественного объединения
и его организаций.