Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы формирования и использования пенсионного фонда.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть особенности системы пенсионного обеспечения в России;
2) Рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения;
3) Раскрыть проблемы и основные направления по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в России.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.Особенности системы пенсионного обеспечения населения. 5
1.1. Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование. 5
1.2. Развитие негосударственных пенсионных фондов в России. 17
2. Основные направления по совершенствованию пенсионного обеспечения в России 23
2.1. Обобщение зарубежного опыта организации пенсионного фонда. 23
2.2. Недостатки и пути улучшения пенсионного обеспечения в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
Согласно закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральные государственные служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой
4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным государственным служащим назначается пенсия при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пенсии не может превышать 75% среднего заработка.
Закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы обязательного пенсионного страхования, регулирует финансовые правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно закону бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств пенсионного страхования, добровольных взносов.
Закон "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации" устанавливает
права граждан и порядок
В законе определены виды трудовых пенсий:
1) по старости;
2) по инвалидности;
3) по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из следующих частей:
1) базовой;
2) страховой;
3) накопительной.
Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.
Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.
Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда РФ сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые включаются в лицевой счет застрахованного лица.
Новая функция Пенсионного фонда РФ позволяет улучшить учет и контроль за правильностью отчислений в него страховых взносов предприятиями и организациями.
Начиная с 2002 г. в России проводится
пенсионная реформа. Задача этой реформы
- перейти от распределительной
При планировании пенсионной
реформы возникает
1.2. Развитие негосударственных пенсионных фондов в России
Новая пенсионная система, действующая в России с 2002 года, принципиально изменила порядок формирования пенсии, которая теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть является фиксированной, она устанавливается государством и не зависит от стажа работы и зарплаты застрахованного лица. А еще две части пенсии (страховая и накопительная) уже зависят только от суммы страховых взносов, уплаченных за Вас работодателем. Однако в силу различных причин коэффициент замещения (отношение получаемой пенсии к заработку), который в настоящее время составляет менее 30% от средней заработной платы, в перспективе будет снижаться и, по оценке специалистов, к 2015 году может составить около 15%. При этом, чем выше Ваш доход, тем ниже коэффициент замещения[7].
Нормальный коэффициент замещения, позволяющий человеку сохранить привычный уровень жизни - отдыхать, хорошо одеваться и питаться, рекомендован Международной организацией труда. Он составляет 40-60%. В странах ЕЭС установлены более высокие требования - 70%. Однако такой высокий уровень коэффициента обеспечивается не только за счет государственной пенсионной системы. Довести доходы пенсионеров до такого высокого уровня призваны негосударственные пенсионные фонды.
Некоторые скептики вообще сомневаются в необходимости самостоятельного накопления на дополнительную пенсию, ссылаясь на то, что при средней продолжительности жизни мужчин - 57 лет - потребность в самой пенсии отпадает. Однако следует знать, что средняя продолжительность жизни считается с учетом смертности в детском возрасте, от потребления алкоголя и наркотиков, погибших в авариях, природных и техногенных катастрофах и т.п. При этом, по статистике, средняя продолжительность жизни у мужчин, доживших до 60 лет, составляет 74 года, а у женщин, доживших до такого же возраста, -78 лет.
Сейчас существует несколько инструментов накопления средств: можно пользоваться услугами, предлагаемыми банками, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами.
Если целью является получение гарантированного дохода от вложенных средств по истечении конкретного периода времени, то, несомненно, в этом случае следует воспользоваться услугой банковского вклада.
Если необходимо получить более высокий, нежели банковский, процент и есть готовность рисковать своими вложениями, то подойдет паевой инвестиционный фонд.
Если цель – иметь надежный источник постоянного дохода в течение длительного периода времени после завершения трудовой деятельности, то непременно надо воспользоваться услугой негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Сохранность пенсионных накоплений в НФП обеспечивается через законодательное регулирование их деятельности и действующую жесткую систему контроля со стороны государства.
Создание и развитие пенсионных фондов - новое явление на рынке ссудных капиталов, на рынке ценных бумаг и в целом в кредитной системе государства[8].
Основа пассивных операций пенсионных фондов - ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих и служащих, обычно составляющие 20-30% всех поступлений. Доля взносов существенно колеблется по различным корпорациям, предприятиям и странам. Чем мощнее и богаче корпорация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Капитал пенсионных фондов формируется в основном за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых, как и при страховании жизни, на довольно длительные сроки - 10 и более лет. Пенсионные фонды обладают долгосрочными денежными средствами и вкладывают их в правительственные и частные ценные бумаги. Почти 80% активов пенсионных фондов составляют ценные бумаги частных корпораций. При этом свыше 30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет пенсионным фондам активно влиять на политику корпораций. Кроме того, пенсионные фонды вкладывают денежные средства в акции собственных корпораций, главным образом в обыкновенные акции.
Пенсионные фонды, управляемые банками, широко используются последними для приобретения больших пакетов акций крупных корпораций, за что коммерческие банки получают значительные комиссионные. Это позволяет сконцентрировать в руках нескольких фондов большую часть ценных бумаг, особенно акций.
Развитие частных пенсионных фондов в России началось с принятия Закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992г. № 1077 г. Однако практически фонды ста ли официально действовать лишь с 1994г.
Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ негосударственный пенсионный фонд определяется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Исключительными видами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.
Частный пенсионный фонд согласно закону
образуется как некоммерческая организация,
аккумулирующая пенсионные взносы и
производящая пенсионные выплаты в
соответствии с условиями договора.
Для прироста собранных средств
пенсионный фонд должен передавать их
специальному учреждению (комиссии) по
управлению активами пенсионного фонда
(КУАПФ). За исключением заранее
Успешная стратегия развития негосударственного пенсионного фонда требует правильного выбора регионов, типов предприятий и специфического контингента для индивидуального охвата. В соответствии с этими задачами должна строиться и организационная структура негосударственного пенсионного фонда. Это резко расширяет и одновременно осложняет спектр деятельности. Негосударственные пенсионные фонды России должны выполнять следующие несвойственные им функции:
- приобретение в пользу
клиента фонда акций
- выдача беспроцентных
ссуд на приобретение
- повышение защищенности клиента от безработицы;
- открытие и содержание
специальных магазинов,
В настоящее время в России функционируют 250 негосударственных пенсионных фондов, 100 из них оцениваются как достаточно сильные.
Согласно закону «О пенсионных фондах» (2003 г.) пенсионные резервы инвестируются негосударственными пенсионными фондами исключительно в целях их сохранения и прироста. НПФ обязаны заботиться о безопасности вкладов в интересах участников. Анализ же статистики позволяет говорить о том, что НПФ стабильно показывают высокий процент инвестирования в акции и облигации российских компаний. Суммарный объем инвестирования в акции и облигации российских компаний достигает у некоторых НПФ почти 80% (НПФ «ГАЗФОНД»), что делает портфели этих фондов достаточно рискованными. Несмотря на существующие ограничения на вложения в один вид финансовых активов, утвержденный Инспекцией НПФ особый порядок инвестирования, действующий для достаточно большого количества фондов, позволяет им проводить несбалансированную политику. Серьезные отклонения от норм инвестирования могут наблюдаться у НПФ и по векселям, государственным облигациям федерального уровня. И, тем не менее, негосударственные пенсионные фонды демонстрируют достаточно стабильный рост.
В ближайшее время ожидается значительное увеличение числа негосударственных пенсионных фондов на российском рынке. Статистика говорит об увеличении числа управляющих компаний, ориентированных не на создание паевых инвестиционных фондов, а на работу с пенсионными резервами. Успешное функционирование негосударственных пенсионных фондов позволит России перейти к системе сбалансированного пенсионного обеспечения.
2. Основные направления
по совершенствованию
2.1. Обобщение зарубежного опыта организации пенсионного фонда
Информация о работе Особенности системы пенсионного обеспечения населения