Особенности системы пенсионного обеспечения населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы формирования и использования пенсионного фонда.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть особенности системы пенсионного обеспечения в России;
2) Рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения;
3) Раскрыть проблемы и основные направления по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.Особенности системы пенсионного обеспечения населения. 5
1.1. Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование. 5
1.2. Развитие негосударственных пенсионных фондов в России. 17
2. Основные направления по совершенствованию пенсионного обеспечения в России 23
2.1. Обобщение зарубежного опыта организации пенсионного фонда. 23
2.2. Недостатки и пути улучшения пенсионного обеспечения в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37

Файлы: 1 файл

Пенсионное обеспечение.docx

— 63.28 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.Особенности  системы пенсионного обеспечения  населения. 5

1.1. Пенсионный  фонд РФ, его функции, формирование                                   и использование. 5

1.2. Развитие  негосударственных пенсионных фондов  в России. 17

2. Основные  направления по совершенствованию  пенсионного обеспечения в России  23

2.1. Обобщение  зарубежного опыта организации  пенсионного фонда. 23

2.2. Недостатки  и пути улучшения пенсионного                               обеспечения в России  28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37

 
ВВЕДЕНИЕ 

 

Пенсия – это гарантированная  ежемесячная денежная выплата для  обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца[1].

В нашей стране до начала 90-х годов пенсионное обеспечение осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.

В условиях усиливающегося финансового  кризиса для пенсионного обеспечения объективно необходимо было формирование Пенсионного фонда РФ. Он образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

С 1 января 1991 года средства, предназначенные  для выплаты пенсий и некоторых  государственных пособий, по решению  высших законодательных органов  Российской Федерации были выведены из федерального бюджета. Работа по сбору, учету и целевому распределению  средств была возложена на Пенсионный фонд[2].

Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около ¾ средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

Уровень и качество пенсионного  обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения  страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров[3].

Система пенсионного обеспечения  большинства стран мира предполагает самостоятельное накопление гражданами основной доли своей пенсии. Роль государства заключается в том, чтобы законодательно определить условия, обеспечивающие возможность накопления гражданами будущей пенсии, способной обеспечить сохранение привычного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности. Начиная трудовую деятельность, люди там уже знают, что их будущее материальное благополучие находится в их собственных руках, а чтобы его обеспечить, надо заранее накапливать деньга на свою пенсию.

Пенсионеры этих стран  могут вести активный образ жизни, позволяя себе не только хорошо питаться и одеваться, но и путешествовать по миру, благодаря заботе о себе еще в период трудовой деятельности.

В России понимание необходимости  самостоятельной и заблаговременной заботы о своем материальном благополучии на пенсии только начинает формироваться благодаря начавшейся реформе пенсионной системы.

Таким образом, все вышесказанное  в совокупности и раскрывает актуальность рассматриваемой темы курсовой работы.  

Цель курсовой работы –  рассмотреть проблемы  формирования и использования пенсионного фонда.

Задачи курсовой работы: 1) Рассмотреть особенности системы  пенсионного обеспечения в России; 2) Рассмотреть зарубежный опыт пенсионного  обеспечения; 3) Раскрыть проблемы и  основные направления по совершенствованию  системы пенсионного обеспечения  в России.

Структура курсовой работы состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

1. Особенности системы  пенсионного обеспечения населения

 

1.1. Пенсионный фонд  РФ, его функции, формирование  и использование

 

Пенсионный фонд РФ — это  централизованный фонд пенсионного  обеспечения населения.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. федерального закона от 5 августа 2000 г.).

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого  фонда находятся в государственной  собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет  в регионах Российской Федерации свои отделения.

Пенсионный фонд осуществляет следующие  основные функции[4]:

- получение от плательщиков  страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

- организацию банка данных  по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

- индивидуальный учет  поступающих в Пенсионный фонд  РФ от работающих граждан обязательных  страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

- межгосударственное и  международное сотрудничество РФ  по вопросам, относящимся к компетенции  Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и территориальных бюджетов.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда  и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.

Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его  региональных органов образуется ревизионная комиссия.

В основе пенсионного обеспечения  граждан России лежит пенсионное законодательство, которое включает следующие законы:

1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации".

2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О  трудовых пенсиях в Российской  Федерации".

4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании  средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

В 2006 г. объем получаемых ПФ доходов и выполняемых им пенсионных платежей составил 1,1 трлн. руб. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, ПФ России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тыс. граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тыс. граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

В настоящее время в  системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и  свыше 38 млн. пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей.

Средства ПФ формируются за счет следующих источников[5]:

1) страховых взносов работодателей,  граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью, в том  числе фермеров адвокатов (85-90% всех доходов ПФ);

2) ассигнований из бюджета  на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и  компенсаций (5-6%);

3) добровольных взносов  физических и юридических лиц  (1-2%);

4) доходов от капитализации  средств ПФ и других поступлений  (2-3%);

5) средств, возмещаемых  ПФ Государственным фондом занятости  населения Российской Федерации  в связи с назначение досрочных  пенсий безработным (1%);

6) пеней, штрафов, финансовых  санкций, а также банковских  начислений по остаткам средств  на счетах региональных ПФ (1%).

Бюджет ПФ формируется  в основном за счет страховых взносов  субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

-  работодатели - предприятия, учреждения, организации;

- крестьянские хозяйства;

- родовые семейные общины  малочисленных народов Севера, занимающихся  традиционными отраслями хозяйствования;

-   индивидуальные предприниматели;

-   нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.

За счет средств ПФ осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

2) выплата социальных пенсий  и пособий (1,5% расходов ПФ). Социальные  пенсии - это пенсии людям, не  имеющим заработка (например, инвалиды  с детства), трудовой книжки: пенсии  при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим  и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются  из госбюджета (5% расходов ПФ);

4) содержание аппарата  ПФ (0,7%);

5) расходы по доставке  пенсий (3,6%),

6) выплата пособий на  погребение (0,5%).

ПФ финансирует различные  программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.

В таблице 1 проанализируем размеры  поступлений и расходов средств  Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг. [15].

Таблица 1

Состав и структура  Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг.

 

2005

2006

2007

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

Налоговые доходы

644,96

54,78

559,88

46,64

671,86

46,64

Неналоговые доходы

22,78

1,93

41,41

3,45

49,69

3,45

Безвозмездные поступления

509,63

43,29

599,09

49,91

718,91

49,91

Всего доходов

1177,38

100,00

1200,38

100,00

1440,46

100,00

Расходы Пенсионного фонда  РФ по обязательно-му пенсионному страхованию

959,12

85,23

1010,12

93,40

1212,15

93,40

Выплата пенсий, финан-сируемых за счет средств федерального бюджета

62,21

5,53

68,69

6,35

82,43

6,35

Выплата пенсий, назна-ченных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий

0,84

0,07

0,90

0,08

1,08

0,08 

 

 

Продолжение таблицы 1

 

2005

2006

2007

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

Расходы Пенсионного фонда  РФ на дополнитель-ное пенсионное обеспечение

1,79

0,16

1,76

0,16

2,11

0,16

Расходы на осуществле-ние ежемесячной денеж-ной выплаты отдельным категориям граждан

99,76

8,87

0,00

0,00

0,00

0,00

Расходы на мероприятия, связанные  с праздно-ванием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне

1,58

0,14

0,00

0,00

0,00

0,00

Социальная поддержка  Героев Советского Союза, Героев РФ и  полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистическо-го Труда и полных кавале-ров ордена Трудовой Славы

0,01

100,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего расходов

1125,31

100,00

1081,48

100,00

1297,77

100,00

 

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ подавляющую часть (до 50%) составляют налоговые доходы и безвозмездные поступления (от 43% до 49%). Неналоговые доходы занимают наименьший удельный вес (около 4% всех поступлений).

В расходной части бюджета  Пенсионного фонда РФ наибольший удельный вес занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию  – от 85 до 93% всех расходов.

В 2007 году объем запланированных  расходов бюджета Пенсионного фонда  РФ оказался выше уровня 2005 года на 172,46 млрд. руб., или на 15,32%. Доходы в 2007 году увеличились на 263,08 млрд. руб., или  на 22,34% по сравнению с 2005 годом.

В 2007 году запланировано увеличение размера пенсий, финансируемых за счет средств федерального бюджета  на 14,08 млрд. руб., или на 32,50% по сравнению  с 2005 годом.

На рис. 1 представим динамику изменений бюджета Пенсионного  фонда РФ за 2005-2007 гг.

Рис. 1. Динамика изменений  бюджета Пенсионного фонда РФ  

за 2005-2007 гг. [15].

 

Как видно из рис. 1 доходы бюджета Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг. выше его расходов. В 2005 году наблюдается некоторые повышение расходной части бюджета по сравнению с 2006 годом, что было связано в связи осуществлением расходов на мероприятия, связанные с празднованием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Информация о работе Особенности системы пенсионного обеспечения населения