Основные методы сбора социолгическо информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 07:02, контрольная работа

Краткое описание

Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.

Файлы: 1 файл

контрольная социология готовая.docx

— 44.71 Кб (Скачать)

Также можно выделить основные плюсы и минусы метода - опрос.

Достоинства:

  • в короткие сроки можно получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов;
  • данным методом можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения;

Недостатки:

  • полученная информация не всегда является правдивой и достоверной;
  • при большой группе опрашиваемых, трудность обработки полученных данных.
  •  
    1. Анализ документов

Не  менее важным методом сбора первичной  информации является изучение документов. Так как сбор социологической информации начинается с анализа документов. Метод их изучения в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.

Она делится  по своему статусу на официальную и неофициальную. К официальной относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, к неофициальной - личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.

В зависимости  от формы, в которой фиксируется  информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографические, статистические, фонетические. Среди первых - материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы - это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные документы.

По  источнику информации документы  могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого  наблюдения либо опроса, то это - первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам.

При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа  материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные  методы. Первые предполагают использование  умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что  представляет собой документ, с которым он работает, какова была цель его создания, на какое время он рассчитан, какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем, как можно ее использовать, каков общественный резонанс документа?

При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного  анализа. В документе, изучаемом  социологом, могут быть пропущены  какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу  качественного, традиционного анализа  возник количественный формализованный  метод, получивший название контент-анализа.

Контент-анализ - это метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово «контент» (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство коммуникации. Это пространство может включать в себя книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства.

Контент-анализ используется уже давно, и сфера его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, политические науки, образование, психологию. Так, на первом заседании Германского социологического общества в 1910 г. Макс Вебер предлагал использовать его для анализа газетных текстов. Исследователи применяли контент-анализ для многих целей: изучали темы популярных песенок и религиозную символику, используемую в гимнах; тенденции, отражаемые газетными статьями, и идеологический тон редакционных передовых статей, тендерные стереотипы в учебниках и учебных пособиях, частоту появления людей разных рас в телевизионных рекламных роликах и программах, вражескую пропаганду в годы войны, обложки популярных журналов, личностные особенности, проявляющиеся в предсмертных записках самоубийц, тематику объявлений и тендерные различия в беседе.

Контент-анализ весьма полезен для  исследования проблем трех типов. Во-первых, он плодотворен для проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (например, многолетних подшивок газет) с использованием выборки и сложным  кодированием. Во-вторых, он пригоден в  тех случаях, когда проблема должна быть исследована «на расстоянии», например при изучении исторических документов, мемуаров или радиопередач вражеской радиостанции. Наконец, с  помощью контент-анализа можно  обнаружить в тексте такие сообщения, которые трудно увидеть поверхностным  взглядом.

Таким образом можно сказать, что изучение документов играет не мало важную роль при сборе информации, а также просто необходимо после проведения различных видов опросов. Его основным преимуществом является наглядность первичных материалов, и следствие большая достоверность результатов.

сбор со

 

 

 

 

 

 

 

 

циологический информация интервью

    1. Наблюдение

Одним из самых интересных методов сбора  первичной информации, позволяющий  открыть много нового в поведении  людей считается метод наблюдения. Он означает направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксирование и регистрацию социально значимых фактов, явлений и процессов. Особенность этого метода, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения, состоит в его планомерности и целеполагании. Свидетельство тому - четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В его программе должны также содержаться объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпретация полученной информации.

Виды  наблюдения рассматриваются в зависимости  от положения наблюдателя, регулярности наблюдения, места и т.д. По первому  основанию наблюдения делятся на включенные и невключенные. Первый вид наблюдения иногда еще называют исследованием в «маске». Социолог или психолог действуют под вымышленным именем, скрывают истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито может устроится на завод и в течении нескольких месяцев проходить производственную практику в качестве стажера. Невключенное наблюдение предполагает изучение ситуации со стороны, когда социолог не участвует в жизни исследуемого объекта и не вступает в прямые контакты с членами группы. Примером может служить изучение общественных собраний. С помощью специальных картотек наблюдения социолог фиксирует поведение докладчиков и реакцию аудитории, скажем одобрительные (или неодобрительные) реплики, возгласы, разговоры, вопросы к выступающему и т.д.

И то, и  другое наблюдение может производиться  как явно, открыто, так и неявно, инкогнито. В связи с последним  порой возникают определенные проблемы морального порядка. В частности, такое наблюдение может квалифицироваться как подглядывание, а иногда даже шпионаж. Все зависит от того, каким целям оно подчинено и как ведет себя социолог. Здесь особенно важно не предавать увиденное или услышанное огласке.

В зависимости  от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным. Первое планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода, второе, как правило, проводится без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации.

По  месту проведения различают такие  виды наблюдения, как полевое и лабораторное. Первое, наиболее распространенное, проводится в естественных условиях, второе - в искусственных. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоотношения учащихся, изучая проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как правило, в экспериментальной ситуации, скажем во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся даже не подозревают, что таким образом социолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности.

После рассмотрения данного метода, можно  выделить его достоинства и недостатки.

Достоинства:

  • наблюдение осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях.
  • при широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп.

Недостатки:

  • не все явления и процессы доступны для наблюдения;
  • поскольку социальные ситуации не воспроизводятся, повторное наблюдение становится практически невозможным;
  • наблюдение социальных процессов ограничено во времени;
  • существует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения.

С учетом сказанного нельзя преувеличивать возможности  метода социологического наблюдения, лучше использовать его вместе с  другими способами получения  первичной социологической информации.

 

    1. Эксперимент

Последним из основных методов сбора первичной  информации, является эксперимент.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Эксперименты подразделяются на: 1) истинные эксперименты, 2) квазиэксперименты, 3) натурные (натуральные) эксперименты, 4) натуралистические эксперименты.

Истинный  эксперимент проходит пять стадий.

  1. Создаются две группы: а) экспериментальная (группа, в которую ученый вмешивается, например, предлагает попробовать наркотик), ее еще называют интервенционной или стимульной, б) контрольная группа, в которую никто не вмешивается, никаких наркотиков не предлагается.
  2. В обе группы испытуемые подбираются только на основе случайной выборки, которая и обеспечит их эквивалентность. Чем больше по размеру группы, тем больше их эквивалентность. Группы в 25 человек менее эквивалентны, если качества (религиозность, социальное положение, возраст, материальное благополучие, склонности и т. п.) распределяются в населении более равномерно, чем в группе из 50 человек.
  3. Предварительно обе группы проходят так называемый претесг (pretest), т. е. у них измеряют несколько переменных, которые вы намереваетесь изменять в ходе эксперимента.
  4. Вводятся независимые переменные, т. е. планируемые изменения.
  5. Измеряются зависимые переменные, т. е. последствия нововведений. Это называется посттестом (posttest).

Истинный эксперимент принимает две формы - лабораторного и полевого. Во втором случае этнографы и антропологи выезжают на место поселения первобытных племен, жительства национальных меньшинств или место работы других социальных общностей, ставших объектом изучения.

Р. Миллиман в 1986 г. провел полевой  эксперимент, в ходе которого изучал реакцию посетителей ресторана  на быструю и медленную музыку. По случайной выборке он опросил 227 человек. Определив, как воспринимается темп музыки, ученый по субботам вечером  сам играл медленную, а по пятницам быструю музыку. Затем менял график. Выяснилось: темп музыки влияет на время, какое посетители проводят за столом. При медленной они сидели в  ресторане 56 минут, а при быстрой  управлялись с едой за 45. Причем разница  в 11 минут приносила владельцам выручку  в 30,5 дол. А если учесть выручку бара при ресторане, то выгода медленной  музыки становится еще больше.

Гораздо чаще в социальных науках применяется квазиэксперимент. В  одном из них испытуемыми были школьники начальных классов. Одну группу учили быстрому чтению, а  другую нет. После эксперимента школьников опрашивали, произошли ли у них  улучшения. Этот эксперимент имеет  черты истинного, но в отличие  от последнего не соблюдалось условие  случайного отбора респондентов перед  их распределением на экспериментальную  и контрольную группы.

Натурный (натуральный) эксперимент сильно отличается от истинного и квазиэксперимента. В двух последних случаях любое вмешательство устраивается ученым, в первом оно происходит естественно, по жизни. К натурным относятся такие случаи: а) часть жителей решила уехать из деревни в город, а часть - остаться, б) в некоторые деревни в данном регионе провели электричество, а в другие нет и т. д. Любая из этих ситуаций может стать объектом натурного эксперимента, в ходе которого изучаются детали поведения людей. В таких случаях нельзя провести претест, измерить независимые переменные до начала вмешательства. Ученый теоретически или по вторичным источникам мысленно восстанавливает исходные условия, затем изучает ход эксперимента и последствия. Часто он застает лишь последствия, а остальное приходится реконструировать по опросам респондентов.

В отличие от натурального эксперимента, где стимульный материал не придумывается, в натуралистическом эксперименте (naturalistic experiment) мы искусственно конструируем условия и обстановку, позволяющие собрать необходимую информацию. Такой эксперимент провел С. Мильграм в 1967 г. Он попросил американцев со Среднего Запада послать студентам богословского факультета Гарварда в подарок небольшую книжечку (folder), но только если они с ними знакомы. К подарку прилагалась просьба передать его своим знакомым, а те, как следовало из инструкции, должны были переслать книжечки своим знакомым. В конце концов, многие книжечки вернулись на круги своя, т. е. попали в руки тех, кто их запустил. Таким способом ученый выполнил свою цель: доказал, как узок этот громадный мир. Среднее число переходов, совершенных каждым письмом, равнялось 5. Через стольких людей прошла книжечка прежде, чем вернулась в исходную точку. Таким способом ученые выясняют количество социальных связей между людьми.

Информация о работе Основные методы сбора социолгическо информации