Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:57, реферат
Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то, или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.
Актуальность данной темы такова, что под информацией принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Виды социологических исследований……………………….4
Глава 2. Методы сбора информации………………………….……….7
Заключение…………………………………………………….………..14
Список литературы…………………………………..…………………15
РЕФЕРАТ
Методы сбора социологической информации
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Виды социологических исследований……………………….4
Глава 2. Методы сбора информации………………………….……….7
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………..……………
Введение
Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то, или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.
Актуальность данной темы такова, что под информацией принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.
Цель данной работы в изучении методов сбора социологической информации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- определить виды социологических исследований;
- изучить методы сбора информации.
Работа состоит из введения 2-х глав и заключения.
В первой главе рассмотрены виды социологических исследований, во второй главе речь пойдет о методах сбора информации.
Глава 1. Виды социологических исследований
Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.
Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследование возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.
Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования – поиск причинно-следственных связей.
Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, состоящей из дух разделов – методологического и методического.
В методологический раздел программы входят:
- формулировка и обоснование объекта и предмета социальной проблемы;
- определение объекта и предмета социологического исследования;
- определение задач исследователя и формулировка гипотез.
Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных.
Существенной частью программы любого исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы, под которой следует понимать «социальное противоречие», осознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должностным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей[1].
Важно различать объект и предмет исследования. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме.
Объектом исследования могут любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.
Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.
Анализ любой проблемы можно провести в теоретическом и прикладном направлениях в зависимости от цели исследования. Цель исследования может быть сформулирована как теоретическая. Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам. Объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая работа.
Методы сбора информации
При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют четыре основных метода сбора социологической информации:
1. опрос (анкетирование и интервью);
2. анализ документов;
3. наблюдение;
4. эксперимент;
1. Опрос (анкетирование и интервью).
Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей[2].
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Опросным методом кроме социологов пользуются врачи, журналисты, следователи.
Социологический опрос имеет три отличительные черты:
- Количество опрошенных. Перечисленные выше специалисты, опрашивая одного человека, получают личное мнение. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Он интересуется общественным мнением. Получая и обрабатывая статистические данные, исследователь выявляет социальные типы личности.
- Достоверность и объективность. Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист.
- Цель опроса. С помощью исследований, проводимых социологом, устанавливается научный факт.
Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам[3]. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом.
В подобной же форме строится обращение к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании.
Это введение коротко знакомит опрашиваемого с целью опроса и ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью:
- По содержанию беседы различают документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.
- По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью.
Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования.
Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
- В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.).
- Так называемые ненаправленные интервью носят “терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.
- По способу организации интервью делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе.
2. Анализ документов.
Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации[4].
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.
Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем их многообразии. Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.
По форме фиксации информация делится на:
- письменные документы (сведения изложены в форме текста);
- статистические данные (цифровая форма изложения);
- иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
- фонетические документы.
Существуют самые разнообразные методы анализа документов. Самыми распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований является традиционный (классический) и формализованный (количественный).
Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.
Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.
Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. Развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналатическое исследование.
Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации. Также он используется и при анализе документов: протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров и т.п. Этот метод часто используется спецслужбами.