Организация работы в органах прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:49, реферат

Краткое описание

Происходящие изменения в государственном строительстве, экономике, новые подходы в борьбе с преступностью настоятельно требуют от органов прокуратуры Республики Беларусь совершенствовать прокурорский надзор, повышать его эффективность, действенность, результативность, улучшать стиль и методы руководства и управления, повышать контроль за деятельностью нижестоящих прокуратур и персональную ответственность за порученное дело прокуроров и следователей, постоянно повышать исполнительскую дисциплину.

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ.docx

— 79.20 Кб (Скачать)

     ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОРГАНАХ  ПРОКУРАТУРЫ

     1. совершенствование  прокурорского надзора 

     Происходящие  изменения в государственном  строительстве, экономике, новые подходы  в борьбе с преступностью настоятельно требуют от органов прокуратуры  Республики Беларусь совершенствовать прокурорский надзор, повышать его  эффективность, действенность, результативность, улучшать стиль и методы руководства  и управления, повышать контроль за деятельностью нижестоящих прокуратур и персональную ответственность  за порученное дело прокуроров и следователей, постоянно повышать исполнительскую  дисциплину.

     Повышение эффективности прокурорского надзора  за исполнением законов — это  повседневное, постоянное улучшение  его качественных характеристик  на всех стадиях надзорного процесса и в особенности совершенствование  всех элементов организации работы прокуратуры.

     В первую очередь необходимо создать  эффективные организационные условия  работы в органах прокуратуры, которые  являются основой и содержанием  деятельности прокурора по организации  прокурорского надзора, предварительного следствия, иной предусмотренной законом  деятельности органов прокуратуры.

     К таким обязательным организационным  условиям относятся:

     • информационно-аналитическая работа в прокуратуре (учет и анализ деятельности);

     • прогнозирование и планирование работы прокуратуры;

     • руководство деятельностью органов прокуратуры;

     • стимулирование работы в органах прокуратуры, контроль.

     Успех в работе в решающей степени зависит  от того, как поставлена информационно-аналитическая  работа. Обладание достоверной информацией  позволяет прокурору правильно  сформулировать цели деятельности, выбрать  приоритетные направления надзора, объекты проверки, рационально распределить силы и средства для достижения поставленных целей.

     Оценивая  полученную информацию, прокурор имеет  возможность прогнозировать работу по организации и осуществлению  прокурорского надзора. На основе правильного  прогнозирования можно объективно установить потребности для реализации своих полномочий по выявлению нарушений  закона, реагированию на эти нарушения  и восстановлению нарушенных прав и  интересов государства и граждан.

     Работу  прокуратуры следует оценивать  по состоянию законности и правопорядка на территории и на объектах прокурорского  надзора, входящих в компетенцию  конкретной прокуратуры, и роли прокурорского  надзора этой конкретной прокуратуры  в борьбе с нарушениями законодательства и преступностью, участию прокурора  в судебных заседаниях по уголовным, гражданским, хозяйственным делам, количеству раскрытых и расследованных уголовных дел.

     Совершенствование форм и методов надзорной деятельности влияет на состояние законности на территории прокуратуры района, для  чего необходимо добиться такого положения, чтобы все прокурорские проверки проводились качественно и результативно.

     Главными  направлениями повышения эффективности  прокурорского надзора являются:

  • обеспечение комплексного подхода в борьбе с преступностью и правонарушениями;
  • по линии надзора за исполнением законодательства — комплексное, целенаправленное и активное применение прокурором всех предоставленных в его распоряжение правовых средств;
  • координация надзора в рассматриваемой сфере с другими отраслями прокурорского надзора и всеми участниками деятельности прокуратуры;
  • увязывание надзорной работы с профилактической деятельностью;
  • взаимодействие прокуроров с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными, контролирующими и другими органами, а также с общественными формированиями по вопросам укрепления законности; увязывание надзорных мероприятий с важнейшими социально-экономическими, экологическими и иными задачами, решаемыми в районе, городе, области)

     Необходимо  тесно увязывать надзорную деятельность с предварительным следствием по уголовным делам, в частности, обязательно  проводить прокурорские проверки одновременно с производством предварительного следствия, проводить проверки совместно  с органами контроля и иными органами; прокурору следует активно реализовывать  свое право поручать проведение проверок правоохранительным, контролирующим и  другим органам.

     Прокурору необходимо организовать и возглавить единую, четко скоординированную  работу по борьбе с правонарушениями.

     Повышение эффективности прокурорского надзора  за исполнением законов связано  с совершенствованием планирования. Планирование обеспечивает организационную  упорядоченность, последовательность и согласованность действий, рациональное распределение сил и средств, которыми располагает прокуратура.

     Эффективность прокурорского надзора за исполнением  законодательства повышается за счет совершенствования:

     • управления (руководства) надзорной деятельностью как прокурорами районного звена, так и со стороны вышестоящих прокуратур (улучшение анализа надзорной деятельности и своевременное доведение результатов анализа до нижестоящих прокуроров; своевременное принятие мер по устранению ошибок и упущений в работе, допускаемых нижестоящими прокурорами; улучшение методической помощи нижестоящим прокурорам; подготовка более современных методических пособий, разработок, указаний, писем и обеспечение ими прокуроров; совершенствование деятельности по распространению положительного опыта работы; совершенствование контроля за внедрением в практику работы новейших достижений науки, практики, передовых методов и приемов выявления и устранения правонарушений; развитие инициативы и самостоятельности у нижестоящих прокуроров. Основные усилия должны направляться на оказание действенной помощи прокурорам районов и городов в организации ими на научной основе прокурорского надзора за исполнением законов);

  • тактики и методики выявления нарушений законов и установления обстоятельств, им способствующих: необходимо добиваться повышения качества прокурорских проверок, тщательно готовиться к их проведению, применяя в комплексе различные проверочные действия;
  • применения различных приемов и методов, в том числе и криминалистических; активного привлечения к проверкам специалистов; проведения проверок совместно (одновременно) с другими правоохранительными органами, контролирующими и иными органами; проведения комплексных проверок;
  • практики реагирования прокуроров на нарушения законов. Оно может идти по следующим направлениям: совершенствование порядка внесения актов прокурорского надзора, активное применение всех правовых средств и актов реагирования, повышение остроты прокурорского реагирования; совершенствование структуры и повышение качества актов прокурорского надзора; усиление контроля со стороны прокуроров за реализацией внесенных актов реагирования, систематическое обобщение (анализ) практики реагирования; совершенствование профессиональных навыков прокуроров;
  • законодательства, регулирующего организацию и деятельность прокуратуры.

     В деятельности органов прокуратуры  используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и  предметный принципы. Распределение  обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных  уровней обычно осуществляется в  соответствии с этими принципами.

     Зональный принцип означает такую организацию  работы, когда весь объем работы, возложенный на структурное подразделение, распределяется между оперативными работниками по территориальным  зонам. Применительно к центральному аппарату Генеральной прокуратуры  за прокурорами управления по надзору  за исполнением законов и законностью  правовых актов закреплены определенные прокуратуры области Аналогично этот принцип применяется и в других управлениях центрального аппарата Генеральной и областных прокуратур. Прокурор управления (отдела), за которым закреплена соответствующая зона, в пределах компетенции прокурора области и применительно к определенной отрасли надзора контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора Республики Беларусь, изучает в этих целях состояние законности в регионе и организацию работы органов прокуратуры.

     На  основе анализа он вносит предложения  о направлении городским и  районным прокурорам указаний об устранении недостатков и совершенствовании работы, участвует в проведении проверок работы прокуратур, входящих в зону, и оказывает практическую помощь, изучает положительны й опыт и предлагает его для распространения, контролирует выполнение данных им указаний, принимает участие в работе по повышению квалификации прокуроров и следователей районных (городских) прокуратур, дает им индивидуальные задания; поддерживает постоянные контакты с зональными прокуратурами других подразделений данной прокуратуры.

     Зональный принцип организации работы распространяется также на непосредственное осуществление  прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений и обращений  граждан и организаций, на участие в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответствующих районов, и т.д.) Поэтому зональный прокурор располагает обширной и свежей информацией о состоянии законности в регионе, организации работы в гор(рай)прокуратурах своей зоны. Это позволяет осуществлять квалифицированное руководство нижестоящими органами.

     Предметный  принцип означает такую организацию  работы, когда критериями распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура. Предметный принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом. Применение этого принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнения конкретных законов.

     В органах прокуратуры также применяется  предметно-зональный принцип организации  работы. Сущность этого принципа заключается  в том, что за зональными прокурорами  закрепляются еще и определенные предметы ведения. Предметно-зональный  подход способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений. В отдельных случаях зональному прокурору, кроме зон и приоритетных предметов ведения, могут вменяться в обязанности осуществление надзора и конкретные органы, объекты соответствующего республиканского, областного уровней, надзор за исполнением законов в деятельности которых закреплен за тем или иным прокурором подразделения. 
 
 

     2. планирование работы  и контроль за исполнением

     В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 32 «Об основах организации  надзора и управления в органах  прокуратуры»  всем прокурорам предписано рассматривать планирование работы как эффективное средство руководства  и управления деятельностью органов  прокуратуры, рационального распределения  сил, позволяющее мобилизовать подчиненных  на решение наиболее острых вопросов. Работу следует планировать по полугодиям, добиваться своевременного и качественного  выполнения планируемых мероприятий. Руководителям структурных подразделений  Генеральной прокуратуры, прокуратур областей и приравненных к ним  прокуратур необходимо изучать планы  работы нижестоящих прокуратур, требовать  внесения в них необходимых корректив. Обеспечивать продуманную избирательность  в выборе объектов для проверок и  предметов для изучения и профилактическую направленность прокурорского надзора. Ежегодно анализировать практику планирования работы и контроля за исполнением плановых мероприятий.

     Важнейшими  чертами планирования работы органов  прокуратуры являются его конкретность и рациональность.

     Как правило, в план включаются основные мероприятия:

  • подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период;
  • вобсуждение их на межведомственных совещаниях;
  • прокурорские проверки исполнения законов;
  • обобщение практики прокурорского надзора и его организация;
  • мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации;
  • заседания коллегий и др.

Информация о работе Организация работы в органах прокуратуры