Опыт использования социальной рекламы, направленной на профилактику табакокурения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть возможности социальной рекламы в профилактике табакокурения.
Объект исследования: профилактика табакокурения.
Предмет исследования: возможности социальной рекламы в профилактике табакокурения подростков.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Основные подходы к профилактике табакокурения………..
Понятие профилактики табакокурения…………………………..
Меры профилактики табакокурения среди подростков…………

Глава 2. Опыт использования социальной рекламы, направленной на профилактику табакокурения среди подростков………………………...
2.1. Социальная реклама как средство профилактики табакокурения…
2.2. Опыт использования социальной рекламы в профилактике табакокурения среди подростков…………………………………………

Заключение………………………………………………………………..
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая - Соцреклама и табакокурение.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

В 2002 г. была опубликована «Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР)», в которой дается определение профилактической работы с учащимися в школах как целостной, организуемой в рамках единой государственной программы системы мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами [2].

Профилактическая деятельность в образовательной среде, согласно Концепции КАПР, включает следующие основные принципы:

1. Комплексность согласованное взаимодействие на межведомственном, профессиональном уровне, в системе образования по осуществелнию профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.

2. Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом возраста.

3. Аксиологичность (ценностная ориентация) по формированию у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.

4. Многоаспектность профилактической  деятельности включает:

- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей;

- психологический аспект, направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок;

- образовательный аспект, формирующий  систему представлений и знаний  о последствиях злоупотребления  алкоголя и ПАВ.

5. Последовательность (этапность) предусматривает на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач.

6. Легитимность предусматривает необходимую правовую базу антинаркотической профилактической деятельности.

Основными направлениями и формами профилактики табакокурения с подростками являются:

Первое направление: профилактическая работа с родителями:

- формирование нетерпимого отношения родителей к табакокурению в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.

Формы работы: родительский университет, организация групп родительской поддержки для «проблемных» семей;

- предупреждение внутрисемейного вовлечения детей к раннему табакокурению.

Формы работы: семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи «проблемной» семье;

- оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал принимать алкоголь, курить; уходит из дома; находится на реабилитации и т.д.).

Формы работы: консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов «Как помочь ребенку, который начал курить и употреблять алкоголь».

Второе направление: воспитательно-педагогическая работа с подростками:

- разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предмет - валеология, ОБЖ, физкультура);

- разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления алкоголя и табака (обучение и воспитание через предмет - литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий табакокурения);

- разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся;

- разработка и внедрение общешкольных антиалкогольных и антитабачных мероприятий: тематические «круглые столы», дискуссии и конференции; ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия курению;

- формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимого поведения.

Различают первичную, вторичную и третичную профилактику табакокурения [25, 21].

Первичная профилактика злоупотребления алкоголем включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к табакокурению.

Целями первичной профилактики, по мнению М.В. Русаковой, являются:

- изменение ценностного отношения детей и молодежи к курению, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной среде;

- сдерживание вовлечения детей и молодежи к табакокурению за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антиалкогольных и антитабачных установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Современная концепция первичного, раннего табакокурения детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от курения;

- формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи с ребенком, начавшему курить;

- внедрение в образовательной среде инновационных технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и курения и приема алкоголя и наркотиков;

- развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка [25, 22].

Вторичная и третичная профилактика табакокурения имеют цель максимально сократить продолжительность воздействия никотина на человека, ограничить степень вреда, наносимого табакокурением как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания.

Существуют разные модели профилактической работы.

Образовательная модель профилактики основана на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях табакокурения с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от него.

Медицинская модель профилактики основана на информационно-лекционном методе. Это совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии никотина на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий табакокурения.

Психосоциальная модель профилактики основана на биопсихосоциальном подходе к предупреждению привычки к курению. Это совместная деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противодействии групповому давлению.

Программы по профилактике табакокурения должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях тренингах и т. д.

Программа профилактики должна предусматривать выявление и анализ социальной среды детей и подростков, которое может негативно влиять, приобщить молодых людей к употреблению алкоголя и наркотиков, легальных и нелегальных веществ. В данных случая профилактическая работа возлагается на правоохранительные органы, инспекторов по работе с несовершеннолетними.

Таким образом, профилактика табакокурения в Российской Федерации в первую очередь сориентирована на работу с детьми и подростками, основывается на законодательных требованиях к принятию комплексных мер по предупреждению табакокурения. Относительно взрослых принимаются, в основном, запретительные меры.

 

 

 

1.2. Меры профилактики табакокурения среди подростков

По данным Минздрава РФ более 17% смертей в России связано с табакокурением [12, 11].

Исследователи (В.М. Бенюмов, О.Р. Костенко, 2010) приводят следующие статистические данные:

Курение приводит к снижению устойчивости к инфекционным заболеваниям, к ранней потери трудоспособности, а также к болезни, вызванной никотином, отнимают у курильщиков 7% рабочего времени. По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний раком легких, 75% всех случаев хронических нефритов а также 25% сердечно-сосудистых заболеваний приходится на курильщиков. 40 % заядлых курильщиков умирают прежде, чем достигают 65-ти лет [6, 21].

Особенно тревожные данные статистики в отношении курящих детей и молодежи (рис. 1)

Рис. 1. Количество курящих детей и молодежи (в %)

Как показывают статистические, к курению приобщаются все большее количество молодежи, что требует принятия срочных мер профилактики табакокурения в России.

Антитабачный закон «Об ограничении курения» (2013) сегодня в центре внимания общественности. Он начал действовать 1 июня 2013 года, однако на первых порах нарушителей не штрафовали - прорабатывался механизм взимания денег, начиная с ноября, Закон вступил в полную силу: началось взимание штрафов за курение в общественных местах и за курящих детей

С 15 ноября 2013 года взимаются штраф от 500 до 1500 рублей за курение на рабочих местах, на территориях и в помещениях учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения, в подъездах жилых домов, на вокзалах и в аэропортах.

С 1 июня 2014 года к этим местам добавятся рестораны и бары, общежития, гостиницы, поезда дальнего следования, перроны для ожидания электричек. Прежде всего в защите от табачного дыма нуждаются дети и подростки, поэтому штрафы за продажу им табачных изделий и табачной продукции предполагается повысить до 5 тысяч рублей, а для должностных лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч.

Запрещается курение на детских площадках - штраф от 2 тысяч до 3 тысяч рублей.

Для тех, кто вовлекает несовершеннолетних в процесс курения предусмотрен штраф от 1 до 2 тысяч рублей. Если эти действия совершаются родителями ребенка или его законными представителями, ответственность еще более возрастает - они должны будут заплатить от 2 тысяч до 3 тысяч рублей.

Особенно строгие меры предусмотрены за демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях: для должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Главным нововведением на этом этапе борьбы с курением следует считать не штрафы для рядовых курильщиков, а полный запрет рекламы никотина, а также взыскания с юридических лиц в случае, если они отказываются закрывать курительные помещения на рабочих местах.

Наряду с органами, осуществляющими функции федерального государственного надзора в сферах санитарно-эпидемиологического благополучия, транспорта и пожарного контроля, наделенными полномочиями составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, посягающих на здоровье граждан в связи с потреблением табака, такое право предоставлено и полиции, в случае совершения административных правонарушений в общественных местах.

Совершенно очевидно, что для такой массовой проблемы, какой является курение в нашем обществе, необходимо принимать не только запретительные меры. Для успешного снижения частоты курения среди населения необходимы два условия:

Первое условие: желание курящих отказаться от курения;

Второе условие: наличие эффективных методов, способных помочь курящим это сделать.

Исследования показали, что большинство (75—80%) курящих хотят отказаться от курения, причем '/з из них уже предпринимали, по крайней мере, три серьезные попытки отказа от курения. Эффективных методов и подходов, помогающих курящим бросить курить, разработано достаточно много. Однако большинство из них — клинические методы, применимые на индивидуальном уровне. В то же время опыт многих стран показывает приоритетность массовых популяционных программ. Эффективность этих программ была менее высокой, чем при применении клинических методов по отказу от курения, однако в этих программах были явные преимущества с точки зрения общественного здоровья.

Программы должны обращать внимание всей общественности на проблему курения, охватывали сразу большие группы населения, в результате чего число отказавшихся от курения было большим, не сопоставимым ни с какими другими индивидуальными методами вмешательства [11, 41].

Информация о работе Опыт использования социальной рекламы, направленной на профилактику табакокурения