Опыт использования социальной рекламы, направленной на профилактику табакокурения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть возможности социальной рекламы в профилактике табакокурения.
Объект исследования: профилактика табакокурения.
Предмет исследования: возможности социальной рекламы в профилактике табакокурения подростков.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Основные подходы к профилактике табакокурения………..
Понятие профилактики табакокурения…………………………..
Меры профилактики табакокурения среди подростков…………

Глава 2. Опыт использования социальной рекламы, направленной на профилактику табакокурения среди подростков………………………...
2.1. Социальная реклама как средство профилактики табакокурения…
2.2. Опыт использования социальной рекламы в профилактике табакокурения среди подростков…………………………………………

Заключение………………………………………………………………..
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая - Соцреклама и табакокурение.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

В основу нового подхода заложен позитивный принцип, поддерживающий и стимулирующий людей в их желании отказаться от курения, а также соревновательный и игровой подход. Такой популяционный подход базируется на теориях изменения поведения, на психологических и социальных теориях организации общества, распространения социальных инноваций и социальной поддержки, а также принципах социального маркетинга.

Приоритетность применения такого популяционного подхода в нашей стране обосновывается огромным числом курящих, из которых 32 млн. нуждаются в помощи по отказу от курения.

Глобальная проблема курения не может быть решена усилиями только медицинской службы, а популяционный подход предусматривает партнерство со СМИ, многочисленными немедицинскими структурами.

Другой проблемой является то, что средства на профилактику и программы по отказу от курения ограничены, а такие подходы являются недорогими, в отличие от индивидуальных подходов.

Инновационный подход заключается в ее следующих особенностях:

- возможности помочь сразу большому числу курящих людей, что очень важно при высокой распространенности курения среди населения;

- в соревновательном игровом характере — возможность быть поощренным при успешном отказе от курения; ориентированность на положительные психологические установки;

- в формировании социальной поддержки в отказе от курения со стороны общества путем совместного участия лица, поддерживающего курящего;

- в вовлечении различных медицинских и немедицинских служб и СМИ;

- в использовании ролевых моделей из самих участников программы:

- в формировании в обществе поведения, свободного от табакокурения;

- в мобилизации общества для участия в профилактических программах;

- в использовании влияния СМИ на поведение курящих,

- в образовательном компоненте программы, как для населения, так и для медицинских работников;

- в повышении у населения авторитета медицинских структур и государства в целом, которые формируют здоровый образ жизни и поддерживают в этом население [12, 46].

Хотя число смертей от табака в мире в цепом возрастает, в некоторых местах благодаря противотабачной стратегии все же удалось сократить уровни курения. Миллионы людей в Европейском регионе могли бы избавиться от болезней и опасности преждевременной смерти, если бы государства - члены ВОЗ проводили эффективную противотабачную кампанию.

Основные подходы к борьбе против табака включают следующее:

- повышение цен на табак путем увеличения налогов;

-запрет на рекламирование и пропаганду табачных изделий;

- принятие мер, направленных на ограничение курения;

- проведение образовательно-просветительных кампаний, направленных на потребителей; -проведение курсов терапии, помогающей желающим бросить курить.

Важным направлением борьбы с табакокурением являются массовые акции по профилактике начала курения подростками.

Повышение цен на табачную продукцию является одним из наиболее эффективных способов сокращения курения.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что повышение цен на 10% приводит к уменьшению курения на 2,5-5% в ближайшей перспективе и, возможно, до 10% - в долгосрочной, если повышать цены соразмерно повышению инфляции.

Уровни снижения табакопотребления среди молодежи могут быть в два или три раза больше по сравнению с более старшими по возрасту людьми. Благодаря этому число случаев смерти, связанной с курением, могло бы быть уменьшено на 0,5-2 млн. в странах с высоким уровнем доходов и на 0,6-1,8 млн. в странах Восточной Европы [25, 133].

В ряде стран налоги на табак были повышены до 70-80% от стоимости пачки сигарет, что позволило добиться значительного снижения уровней табакокурения. Однако согласно имеющимся фактическим данным, даже меньшее повышение налогов позволяло добиться значительного успеха.

Противники повышения цен на табачные изделия чаще всего утверждают, что это может привести к снижению государственных доходов и потере рабочих мест в связи с уменьшением потребления табака, что в связи с этим может резко возрасти контрабанда табачными изделиями и что повышение цен может лечь несоразмерно тяжелым бременем на курильщиков, относящихся к категории лиц с более низкими доходами. Однако эти аргументы либо ложны, либо преувеличены, так как экономические выгоды и польза для здоровья населения от повышения цен на табак в цепом перевешивают любые потери такого рода.

Главной рекомендацией для лиц, разрабатывающих и определяющих политику борьбы с табакокурением, является то, что программы борьбы против табака должны быть всеобъемлющими с целью как можно большего сокращения курения и должны включать:

- постоянное увеличение цен, которое должно быть пропорционально росту инфляции;

- введение всеобъемлющих запретов на рекламу и пропаганду табачной продукции; принятие твердых мер для ограничения курения в местах работы и в общественных местах;

- проведение образовательно-просветительных кампаний, противостоящих рекламе табачных фирм; улучшение вида и текста предупреждений о вреде табака, размещаемых на упаковках табачных изделий; улучшение доступа к курсам терапии, предназначенным для желающих бросить курить.

Таким образом, различные меры могут иметь взаимоусиливающее воздействие и, по общему мнению, комплексный подход является наиболее эффективным для сокращения уровней потребления табака и табачных изделий. Можно сделать вывод, что, несмотря на введение запретительных мер, необходимо усиливать профилактическую работу с детьми и молодежью, формируя у них ценности здорового образа жизни.

Список литературы

 

  1. Алоева М.А. Классные часы в 5–7 классах / Под ред. Г.Н. Сибирцевой. –Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 320 с.
  2. Антонова С.Ф. Социальная реклама как средство активизации жизненной позиции подростков // Социальная активность молодежи как условие развития современного общества. –Екатеринбург, 2013.- С. 53-57
  3. Балова Н.В. В помощь классному руководителю: Тематика классных часов по профилактике правонарушений для учащихся средней школы. – Пермь: Радуга, 2012. – 96 с.
  4. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. – М.: Высшая школа, 2006. – 468 с.
  5. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина и наркотиков.– М.: Новый мир, 2010. – 125 с.
  6. Болдырев Н.И. Классный руководитель. - М.: Просвещение, 2011. – 134 с.
  7. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.- М.: Новая школа, 2012.- 301 с.
  8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. – 160 с.
  9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Модэк, 2008. – 240 с.
  10. Дубровский В.И. Валеология: здоровый образ жизни. – М. Просвещение, 2009. – 286 с.
  11. Жирова Т.М. Твоя жизнь - твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни. Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и родителей. - Москва: Глобус, 2012. – 160 с.
  12. Закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3 - ФЗ (2002). - М.: Сфера, 2002. - С. 58.
  13. Закон РФ «О рекламе» от 18.07.1995 № 1408- ФЗ //Новый сборник законов Российской Федерации.-М.: Славянский дом книги, 2006
  14. Казьмин В.Д. Алкоголь и курение, мы и наше потомство. – М.: Новый мир, 2012. – 112 с.
  15. Калмыков С.Б. Система качества социальной рекламы здорового образа жизни/ С. Б. Калмыков //Социология власти .-2013. № 1.- С. 113-119.
  16. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольным воспитании. – М.: Просвещение, 2013. – 98 с.
  17. Кон И.С. Психология ранней юности - М: Просвещение, 2006. – 255 с.
  18. Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования РФ от 28.02.2002. № 619. -М.: 2002.-С. 12.
  19. Крайг Г. Психология развития./Г. Крайг.-СПб.: Питер Бук,2010. – 312 с.
  20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: УРАО, 2008. – 194с.
  21. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. - М.: ВАКО, 2011. – 142 с.
  22. Личко А.Е. Психология подросткового возраста. – М.: Высшая школа, 2005. – 346 с.
  23. Москаленко В.Д. Модели взаимодействия с детьми группы риска. – М.: Новая школа, 2012. - 184 с.
  24. Мирошниченко Л.Д. Социальная дезадаптация детей и подростков в современном мире: Основные направления профилактической помощи. – М.: Академия, 2013. – 288 с.
  25. Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 г. № 1237 «О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака// Российская газета.-2011.-№5381.-14 января.
  26. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации.-М.:«Рефлбук» -2011. - 656 с.
  27. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. –М.: Сфера, 2007. – 528 с.
  28. Пятницкая И.Н. Девиантное поведение подростков. – М.: Педагогика, 2009. – 224 с.
  29. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 256 с.
  30. Русакова М.В. Как сохранить здоровье школьников. Основные аспекты профилактики алкоголизма. – М.: Учитель, 2012. – 148 с.
  31. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой.– М: ВЛАДОС, 2009. – 416с.
  32. Стрелец О.П. Профилактика табакокурения и алкогольной зависимости у детей и подростков.// Концепция алкогольной политики в России. – М.: Социум, 2011. – С. 3-24; 132-146.
  33. Чукреев П.А. Реклама и ценности молодежи: социологический анализ / Директор школы.- 2012.-№ 6.-С. 143-148
  34. Электронный ресурс: Социологическое исследование компании КОМКОН – Эффективность социальной рекламы -http://rumetrika.rambler.ru/review/0/4352

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Преимущество использования ИНТЕРНЕТа для создания и распространения социальной рекламы

Интернет оказывает возрастающие влияние на молодежь, является проявлением их силы, индивидуальности и превосходства перед взрослыми. Необходимо использовать Интернет в целях профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде.

1. Основные характеристики Интернет-ресурсов – быстрота, доступность и легкость получения сведений, наличие обратной связи, возможность общения и обсуждения информации. 

Неограниченность информационного ресурса делает его интересным и для тех подростков, кто еще не вовлечен в потребление наркотиков, и для тех, кто имеет разнообразный опыт употребления наркотиков.  Неслучайно молодежь и подростки оценивают Интернет как один из существующих информационных источников.

Необходимо отметить, что Интернет попадает в целевую аудиторию, особенностью которой является  преобладание подростков, а также лиц молодого возраста. Интернет представляет собой не только  инструмент пропаганды, но и  ее источник.

2. Разместить в группе следующую  информацию:

Сведения о работе органа, учреждения, организации в сфере профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде;

Информацию о реализации различных социальных проектов, в том числе волонтерских антинаркотических акций, молодежных фестивалях, спортивных соревнований и т.д.;

Анонсы, готовящихся мероприятий;

Информация об итогах проведения отдельных мероприятий;

Информацию об опыте работы отдельных молодежных учреждений, общественных организаций и объединений в сфере профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде;

Советы врачей-наркологов, мнения психологов;

Объективную информацию о наркологических и реабилитационных центрах;

Телефоны доверия органов наркоконтроля, молодежные телефоны доверия;

Юридические справки, комментарии юристов (меры уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков), иную информацию в рамках организации и проведения профилактической деятельности.

 

3. Организовать в группе:

Работу дискуссионного форума (клуба) по обсуждению актуальных вопросов в сфере профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения;

Работу рубрики «Экспертное мнение» с привлечением к обсуждению актуальных вопросов в сфере профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения общественных деятелей, спортсменов, специалистов органов и учреждений по молодежной политике, учреждений здравоохранения и т.п.;

Проведение интерактивных опросов;

Проведение конкурсов социальной рекламы.

 

4. Разместить в группе серию  социальных видеороликов, направленных  на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде.

 

5. Определить модератора группы  и в ежедневном режиме вести  работу по наполнению информацией, установлению диалога с подростками.

 

 


 



Информация о работе Опыт использования социальной рекламы, направленной на профилактику табакокурения