Обязательное медицинское страхование: организация и тенденции развития в России
Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:49, реферат
Краткое описание
Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования. Формирование системы социального страхования представляет собой комплексную проблему, решение которой будет зависеть от уровня экономического развития страны и ее социальной политики, от роли государства в экономике и его взаимоотношений с гражданами.
Оглавление
Введение Глава 1. Социально-экономическая природа медицинского страхования 1.1 История развития медицинского страхования в России 1.2 Сущность медицинского страхования 1.3 Правовое регулирование медицинского страхования 1.4 Финансовые основы медицинского страхования Глава 2. Организация медицинского страхования в России: проблемы, сущность 2.1 Общие проблемы системы медицинского страхования 2.2 Государственный фонд обязательного медицинского страхования 3.1 Изменения в ОМС в результате реализации Национальных проектов 3.2 Концептуальные основы модернизации медицинского страхования 3.3 Перспективы развития ДМС и ОМС Заключение Список использованных источников литературы
Глава 2. Организация
медицинского страхования в России: проблемы,
сущность
2.1 Общие проблемы
системы медицинского страхования
2.2 Государственный
фонд обязательного медицинского страхования
3.1 Изменения
в ОМС в результате реализации Национальных
проектов
3.2 Концептуальные
основы модернизации медицинского страхования
3.3 Перспективы
развития ДМС и ОМС
Заключение
Список использованных
источников литературы
Введение
Медицинское
страхование представляет собой
совокупность видов страхования, предусматривающих
обязанности страховщика по осуществлению
страховых выплат (выплат страхового обеспечения)
в размере частичной или полной компенсации
дополнительных расходов застрахованного,
вызванных обращением застрахованного
в медицинские учреждения за медицинскими
услугами, включенными в программу медицинского
страхования.
Формирование
системы социального страхования
представляет собой комплексную проблему,
решение которой будет зависеть от уровня
экономического развития страны и ее социальной
политики, от роли государства в экономике
и его взаимоотношений с гражданами.
Личное
страхование, так же как и имущественное,
может осуществляться в форме
обязательного и добровольного страхования.
В обязательном
порядке страхуется жизнь и здоровье
военнослужащих, граждан, призванных на
военные сборы, лиц рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел РФ, государственной
противопожарной службы, органов по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, сотрудников учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы.
Глава
1. Социально-экономическая природа
медицинского страхования
1.1 История
развития медицинского страхования
в России
Развитие
и формирование системы обязательного
медицинского страхования в России проходило
в несколько этапов.
Соловьев
А.К. Проблемы развития системы государственного
страхования в условиях переходной
экономики /А.К. Соловьев//Вестник ПФР.
- 2003. - С.31-48.
1 этап.
С марта 1861 по июнь1903 года
В 1861 г.
был принят первый законодательный
акт, вводивший элементы обязательного
страхования в России. В соответствии
с этим законом при казенных горных заводах
учреждались товарищества, а при товариществах
- вспомогательные кассы, в задачи которых
входило: выдача пособий по временной
нетрудоспособности, а также пенсий участникам
товарищества и их семьям, прием вкладов
и выдача ссуд. Участниками вспомогательной
кассы при горных заводах стали рабочие,
которые уплачивали в кассу установленные
взносы (в пределах 2-3 процентов заработной
платы). В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий
создание при фабриках и заводах больниц.
Согласно этому Закону к работодателям,
владельцам фабрик и заводов предъявлялось
требование иметь больницы, число коек
в которых исчислялось по количеству рабочих
на предприятии: 1 койка на 100 работающих.
2 этап.
С июня 1903 - по июнь 1912 года
Особое
значение в становлении обязательного
медицинского страхования в России
имел принятый в 1903 г. Закон \"О вознаграждении
граждан, потерпевших вследствие несчастного
случая, рабочих и служащих, а равно членов
их семейств на предприятиях фабрично-заводской,
горной и горнозаводской промышленности\".
По данному Закону работодатель нес ответственность
за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных
случаях на производстве, предусматривалась
обязанность предпринимателя и казны
выплачивать вознаграждение потерпевшим
или членам их семей в виде пособий и пенсий.
3 этап.
С июня 1912 по июль 1917 года
В 1912 г.
III Государственной Думой было сделано
немало для социального обновления страны,
в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о
страховании рабочих на случай болезни
и несчастных случаев. В декабре 1912 г. был
учрежден Совет по делам страхования.
В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге
открылись Присутствия по делам страхования.
С июня-июля 1913 г. были созданы больничные
кассы на многих территориях Российской
Империи. В январе 1914 г. начали появляться
страховые товарищества по обеспечению
рабочих при несчастных случаях. По Закону
1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя
оказывалась участнику больничной кассы
в четырех видах:
Первоначальная
помощь при внезапных заболеваниях
и несчастных случаях.
Амбулаторное
лечение.
Родовспоможение.
Больничное
(коечное) лечение с полным содержанием
больного.
4 этап.
С июля 1917 по октябрь 1917 года
После
Февральской революции 1917 г. к власти
пришло Временное правительство, которое
с первых шагов своей деятельности начало
реформы в области обязательного медицинского
страхования (Новелла от 25.07.1917 г), включающие
следующие основные концептуальные положения:
Расширение
круга застрахованных, но не на все
категории работающих (поскольку одномоментно
это технически было сделать невозможно,
были выделены категории застрахованных).
Предоставление
права больничным кассам объединяться,
при необходимости, в общие кассы
без согласия предпринимателей и
Страхового присутствия (окружные, общегородские
больничные кассы).
Повышены
требования к самостоятельным больничным
кассам по числу участников: в них должно
было быть не менее 500 человек.
Полное
самоуправление больничных касс работающими,
без участия предпринимателей.
Временным
правительством были приняты четыре
законодательных акта по социальному
страхованию, в которых серьёзно
пересматривались и исправлялись многие
недостатки Закона, принятого III Государственной
Думой в 1912 г.
5 этап.
С октября 1917 по ноябрь 1921 года
Советская
власть начала свою деятельность по реформе
социального страхования с Декларации
Народного комиссара труда от 30 октября
(12 ноября) 1917 г. о введении в России \"полного
социального страхования\". Основные
положения Декларации были следующие:
распространение
страхования на всех без исключения
наемных рабочих, а также на городскую
и сельскую бедноту;
распространение
страхования на все виды потери трудоспособности
(на случай болезни, увечья, инвалидности,
старости, материнства, вдовства, сиротства,
безработицы);
возложение
всех расходов по страхованию на предпринимателей
и государство;
возмещение
полного заработка в случае утраты
трудоспособности и безработицы;
Проводимые
Советским Правительством реформы
способствовали осуществлению полного
социального страхования на началах полной
централизации. Логическим продолжением
начатой политики слияния наркомздравовской
и страховой медицины стало принятие Декрета
от 31.10 1918 г., которым было утверждено \"Положение
о социальном обеспечении трудящихся\".
В новом Положении термин \"страхование\"
был заменен на термин \"обеспечение\".
Это соответствовало концепции Советского
Правительства о том, что через год после
Октябрьской революции капитализм уже
ликвидирован и Россия стала "социалистической"
и, следовательно, капиталистический институт
социального страхования должен был уступить
свое место социалистическому институту
социального обеспечения. Содержание
Декрета от 31.10 1918 г. полностью этому соответствовало.
19.02.1919 г.В.И. Ленин подписал Декрет \"О
передаче всей лечебной части бывших больничных
касс Народному Комиссариату Здравоохранения",
в результате чего все лечебное дело передавалось
Народному Комиссариату Здравоохранения
и его отделам на местах. Таким образом,
этим Декретом кассовая медицина упразднялась.
Результаты такой реформы на первых порах
в деле борьбы с инфекционными заболеваниями
были достаточно убедительными. Значительно
снизились уровень заболеваемости социальными
болезнями (туберкулезом, сифилисом и
др.), детская смертность и т.д. .
6 этап.
С ноября 1921 по 1929 год
C 1921 г.
в стране была провозглашена
новая экономическая политика, и
Правительство вновь обратилось к элементам
страховой медицины, о чем свидетельствуют
постановления Совета Народных Комиссаров
и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.15.11.1921 г. издается
Декрет \"О социальном страховании лиц,
занятых наемным трудом", в соответствии
с которым вновь вводится социальное страхование,
распространяющееся на все случаи временной
и стойкой утраты трудоспособности. Для
организации социального страхования
на случай болезни были установлены страховые
взносы, ставки которых определялись Советом
Народных Комиссаров и дифференцировались
в зависимости от числа занятых на предприятии
лиц и условий труда. Впервые этим Декретом
устанавливался порядок взимания взносов,
при этом основными сборщиками стали комиссии
по охране труда и социального обеспечения.
7 этап.
С 1929 по июнь 1991 года
Этот
этап можно охарактеризовать как
период государственного здравоохранения,
в течение которого в силу объективной
политической и экономической ситуации
сформировался остаточный принцип финансирования
системы охраны здоровья.
8 этап.
С июня 1991 года по настоящее время
И лишь
с принятием Закона РСФСР \"О
медицинском страховании граждан
в РСФСР\" 28 июня 1991 г. можно начать
говорить о новом этапе в развитии
и дальнейшем продвижении социально
значимой идеи обязательного медицинского
страхования в нашей стране.
1.2 Сущность
медицинского страхования
Статьей
1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации"
(далее - Закон N 1499-1) определено, что медицинское
страхование является формой социальной
защиты интересов населения в охране здоровья.
Медицинское страхование осуществляется
в двух видах:
обязательном
(ОМС)
добровольное
(ДМС).
ОМС является
составной частью государственного
социального страхования и обеспечивает
всем гражданам РФ равные возможности
в получении медицинской и лекарственной
помощи, предоставляемой за счет средств
обязательного медицинского страхования
в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского
страхования.
В качестве
субъектов медицинского страхования,
согласно ст.2 Закона N 1499-1, выступают:
гражданин;
страхователь;
страховая
медицинская организация;
медицинское
учреждение.
Страхователями
при ОМС являются:
органы
исполнительной власти субъектов РФ
и органы местного самоуправления (для
неработающего населения);
организации,
физические лица, зарегистрированные
в качестве индивидуальных предпринимателей,
частные нотариусы, адвокаты, физические
лица, заключившие трудовые договоры с
работниками, а также выплачивающие по
договорам гражданско-правового характера
вознаграждения, на которые в соответствии
с законодательством РФ начисляются налоги
в части, подлежащей зачислению в ФОМС
(для работающего населения).
Страховые
медицинские организации - юридические
лица, осуществляющие медицинское страхование
и имеющие государственное разрешение
(лицензию) на право заниматься медицинским
страхованием.
Медицинскими
учреждениями в системе медицинского
страхования являются имеющие лицензии
лечебно-профилактические учреждения
(ЛПУ), научно-исследовательские и
медицинские институты, другие учреждения,
оказывающие медицинскую помощь, а также
лица, осуществляющие медицинскую деятельность
как индивидуально, так и коллективно.
Медицинские учреждения, осуществляющие
свою деятельность на основании договоров
со страховыми медицинскими организациями,
получают соответствующую плату за оказание
застрахованным медицинской помощи и
иных услуг.
Статьей
4 Закона N 1499-1 установлено, что медицинское
страхование осуществляется в форме
договора, заключаемого между субъектами
медицинского страхования. При этом данные
субъекты выполняют обязательства по
заключенному договору в соответствии
с законодательством РФ. Договор медицинского
страхования является соглашением между
страхователем и страховой медицинской
организацией, на основании которого последняя
обязуется организовывать и финансировать
предоставление застрахованным медицинской
помощи определенного объема и качества
или иных услуг по программам медицинского
страхования.
Договор
медицинского страхования должен содержать:
наименования
сторон;
сроки
действия договора;
численность
застрахованных;
размер,
сроки и порядок внесения страховых
взносов;