Обязательное медицинское страхование: организация и тенденции развития в России
Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:49, реферат
Краткое описание
Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования. Формирование системы социального страхования представляет собой комплексную проблему, решение которой будет зависеть от уровня экономического развития страны и ее социальной политики, от роли государства в экономике и его взаимоотношений с гражданами.
Оглавление
Введение Глава 1. Социально-экономическая природа медицинского страхования 1.1 История развития медицинского страхования в России 1.2 Сущность медицинского страхования 1.3 Правовое регулирование медицинского страхования 1.4 Финансовые основы медицинского страхования Глава 2. Организация медицинского страхования в России: проблемы, сущность 2.1 Общие проблемы системы медицинского страхования 2.2 Государственный фонд обязательного медицинского страхования 3.1 Изменения в ОМС в результате реализации Национальных проектов 3.2 Концептуальные основы модернизации медицинского страхования 3.3 Перспективы развития ДМС и ОМС Заключение Список использованных источников литературы
Для достижения
поставленной цели необходимо последовательно
решить следующие задачи:
обеспечить
сбалансированность доходов системы
ОМС и ее обязательств по предоставлению
гарантированной медицинской помощи
застрахованным гражданам;
обеспечить
эффективных механизмов целевого и
рационального использования средств
всеми субъектами системы ОМС;
устранить недостатки,
накопившихся в системе за период
ее существования;
гармонизировать
правовые и организационно-экономические
механизмы взаимодействия обязательного
медицинского страхования, здравоохранения
и граждан.
Модернизация
системы финансирования включает расширение
и укрепление финансовой базы обязательного
медицинского страхования за счет разработки
новых подходов к формированию программы
обеспечения граждан бесплатной медицинской
помощью на основе установления четких
приоритетов в развитии здравоохранения.
Предполагается,
что порядок формирования Программы
государственных гарантий должен включать:
определение приоритетов
(по видам медицинской помощи);
формирование
нормативов подушевого финансирования
по категориям граждан в региональном
разрезе;
определение принципов
софинансирования программных мероприятий
из различных источников (средства ОМС,
бюджетные средства и т.д.);
формирование
нормативов объемов медицинской
помощи и необходимого для их предоставления
ресурсного обеспечения (например, установление
нормативов средней длительности лечения
по видам заболеваний с учетом интенсивности
лечебно-диагностического процесса, норм
обеспеченности дорогостоящими видами
помощи и т.п.).
Кроме того, существует
реальная необходимость разработать
механизмы, стимулирующие субъекты Федерации
к полному выполнению обязательств страхователя
неработающего населения, проживающего
на территории данного субъекта, изыскать
источник увеличения объема финансирования
системы обязательного медицинского страхования
и обеспечить формирование финансовых
резервов способных эффективно обеспечить
выравнивание условий финансирования
программ обязательного медицинского
страхования в субъектах Федерации.
Одним из условий
модернизации обязательного медицинского
страхования является расширение организационно-правовых
форм в здравоохранении. Как вариант предлагается
рассматривать организационно-правовую
форму “некоммерческая организация"
и законодательно установить новые организационно-правовые
формы и внести соответствующие поправки
в законодательство, регулирующее имущественные,
налоговые, трудовые и другие организационно-экономические
отношения.
Этапность реформирования
системы ОМС должна выражаться в:
корректировке
размеров налогового вычета из ЕСН, предоставляемого
при выходе из системы ОМС;
корректировке
пороговых величин дохода граждан,
дающих право на выход из ОМС (в
случае установления пороговых ограничений
на выход из системы).
Предполагалось,
что введение нового закона начнется
с 2004 года, с поэтапным наращиванием
числа регионов, заключивших соглашения,
с различной финансовой обеспеченностью
программы ОМС неработающего населения.
При этом с учетом возможностей финансирования
будет применяться дифференцированное
отношение к страхованию различных категорий
неработающего населения. В полном объеме
реформированная система ОМС начала работать
с 2007 года. Но закон об обязательном медицинском
страховании до сих пор не принят.
Развитие законодательной
базы обязательного медицинского страхования
и здравоохранения, в частности, разработка
законопроекта “О защите прав пациентов"
потребуют принятия дополнительных мер
и по защите прав медицинских работников.
Известным и достаточно отработанным
в странах с рыночной экономикой методом
является формирование системы страхования
ответственности профессиональной медицинской
деятельности.
3.3 Перспективы
развития ДМС и ОМС
Перспективы развития
ОМС и ДМС видится реализовать
по нескольким основным направлениям.
1. Увеличение
финансирования отрасли здравоохранения.
В сценарии инновационного
развития в условиях высоких темпов экономического
роста ожидается значительное повышение
не только государственных, но и частных
расходов на здравоохранение. Расходы
государства на здравоохранение к 2020 году
увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы
- до 1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация
регионов по уровню финансирования здравоохранения
из бюджетов всех уровней на душу населения
сократится с 4-5 раз до 2 раз.
2. Пересмотр
законодательства в области тарифов
отчислений в социальные фонды
в сторону увеличения тарифа на ОМС.
3. Формирование
новых подходов для планирующегося
значительного вброса денег в
систему ОМС (увеличение % ВВП
на здравоохранение, трансформация
нацпроектов в долгосрочные программы,
введение одноканального финансирования)
и как один из наиболее реальных путей
- введение накопительных счетов граждан
России.
4. Принятие закона
о государственных гарантиях
оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи. При этом, ответственность
за финансовое обеспечение финансовых
обязательств государства в сфере здравоохранения
возлагается на систему ОМС, в которой
концентрируется большая часть финансовых
ресурсов.
Необходимость
принятия нового закона диктуется следующими
соображениями:
государственные
гарантии оказания гражданам страны
бесплатной медицинской помощи должны
быть: а) максимально конкретными, б) ясными
для населения, в) финансово сбалансированными.
Для людей жизненно важно знать, что можно
получить на бесплатной основе и за что
придется заплатить. Обращаясь в медицинскую
организацию, пациент должен иметь ясное
представление о мере своих гарантий.
И она должна быть единой для всех;
среди возможных
вариантов реформирования государственных
гарантий в настоящее время четко обозначился
один главный - конкретизировать гарантии
оказания бесплатной медицинской помощи
по видам, объемам, порядку и условиям
ее оказания. По каждому заболеванию устанавливается
набор услуг и лекарственных средств,
предоставление которых гарантируется
государством на бесплатной основе. Этот
набор определяется на основе федеральных
медицинских стандартов, которые конкретизируются
медико-экономическими территориальными
стандартами, разрабатываемыми и утверждаемыми
субъектами РФ и выполняющими функцию
минимальных социальных стандартов;
люди должны
быть уверены в том, что эти гарантии
будут реально обеспечены. Нужны новые
механизмы их реализации, в которых четко
определены роли тех, кто обеспечивает
соблюдение гарантий (роль врача, администрации
медицинской организации, страховщика,
органа управления), простые процедуры
рассмотрения жалоб, санкции за нарушения
и прочее;
ясность государственных
гарантий обеспечивается информированием
пациента о том, что ему положено.
Пусть даже не каждый гражданин поймет
содержание стандарта во всех деталях,
но наиболее важные для него наборы
услуг должны стать абсолютно прозрачными
и доступными для пациента. И это вполне
реально.
5. Обеспечение
сбалансированности объемов медицинской
помощи Базовой (территориальной)
программы ОМС с ее финансовыми
ресурсами.
Механизмы осуществления
этого важного перспективного направления
следующие:
увеличение
ставки ЕСН в части, зачисляемой
в систему ОМС с учетом стоимости
"страхового года" работающих граждан;
отказ от регрессивной
шкалы налогообложения фонда
оплаты труда (ФОТ) налогоплательщика
и переход к плоской шкале налогообложения
фонда оплаты труда, независимо от размеров
оплаты труда;
установление
четких требований к размеру и
механизмам уплаты страховых взносов
за неработающее население, вносимых из
региональных бюджетов;
установление
единого порядка определения субсидий
и дотаций регионам не только из средств
ФОМС, но и федерального бюджета.
увеличение
доли государственного финансирования
здравоохранения в ближайшие годы
не менее чем в 2,5 раза.
6. Внедрение
единых, наиболее эффективных способов
оплаты медицинской помощи:
отказ от методов
сметного финансирования сети медицинских
организаций;
переход от метода
ретроспективного возмещения расходов
на медицинскую помощи (метод "зарабатывания"),
не позволяющего достаточно четко контролировать
затраты, к методу предварительной оплаты
согласованных (планируемых) объемов медицинской
помощи, сориентированных на конкретный
результат по критериям доступности и
качества оказанной МП;
в первичной
медико-санитарной помощи - сочетание
подушевого метода финансирования прикрепленного
населения с ориентацией на заинтересованность
медицинских работников в улучшении показателей
здоровья населения, доступности и результативности
не только амбулаторно-поликлинической,
но и стационарной медицинской помощи.
7. Повышение
управляемости отрасли через систему
ОМС.
В настоящее
время обсуждается вопрос о возврате
к практике заключения трехсторонних
соглашений между Минздравсоцразвитием
России, ФОМС и главами администраций
субъектов РФ, что позволит оптимизировать
направление субвенций территориям и
возобновит управляемость отрасли через
внебюджетную финансовую систему.
8. Осуществление
действенного государственного
регулирования платных медицинских
услуг.
Государственное
регулирование платных услуг
предполагает осуществление следующих
давно назревших действий:
четкое определение
перечня медицинских услуг, превосходящие
медицинскую помощь в рамках государственных
гарантий, могут быть получены гражданами
на платной основе. Во всех странах
с развитым общественным здравоохранением
население оплачивает часть стоимости
медицинской помощи. Доля личных расходов
в совокупных расходах на здравоохранение
варьируется от 10 до 30% при среднем показателе
24%. Напомним, что у нас этот показатель
приближается к 50% - и это при значительно
более низкой зарплате.
9. Развитие солидарных
форм оплаты медицинских услуг.
В рамках нового
законодательства по ОМС планируется
предложить населению более солидарные
формы участия в покрытии расходов
на медицинскую помощь. Это прежде всего
форма страхового взноса гражданина в
страховой фонд по дополнительным программам
медицинского страхования. В отличие от
традиционного коммерческого ДМС, доступного
лишь наиболее обеспеченным категориям
населения, дополнительные программы
реализуются на тех же условиях, как и
базовая программа ОМС (общая для всего
населения страны), то есть являются максимально
солидарными и регулируемыми. Используемые
в системе ОМС финансовые механизмы, прежде
всего регулируемые цены на медицинские
услуги, распространяются и на дополнительные
программы, делая их более доступными
для населения.
Привлекательность
дополнительной программы для населения
зависит, во-первых, от четкости определения
пакета дополнительных услуг, во-вторых,
от соотношения размера уплачиваемого
гражданином страхового взноса по этой
программе и тех потенциальных затрат,
которые он понесет в случае отсутствия
страховки, проще говоря, - тех сумм, которые
он потратит на получение платных услуг
и приобретение лекарств в аптеке. Большое
значение имеет также физическая доступность
услуг, на которые имеет право застрахованный.
Дополнительные
программы целесообразно формировать
прежде всего по наиболее обременительным
для семейных бюджетов видам медицинской
помощи, например, лекарственной и стоматологической.
Не только льготник, но и обычный гражданин
может присоединиться к действующей программе
льготного лекарственного обеспечения.
Если развивать это обеспечение действительно
по страховому принципу и с большим кругом
участников (например, миллион человек
застрахованных), то население получит
право на пакет лекарственных средств
стоимостью, как минимум, в 3-4 раза выше,
чем размер страхового взноса.
10. Совершенствование
деятельности СМО в системе
ОМС.
Для совершенствования
деятельности СМО в системе обязательного
медицинского страхования предлагается
ряд действенных мер следующего порядка:
10.1. Нормативно
закрепить приоритет права выбора
страховщика по ОМС за застрахованным
гражданином.
10.2. Придать
деятельности по ОМС исключительный
характер, т.е. запретить ее совмещение
с иными видами страхования, сохранив
некоммерческий статус. При этом необходимо
так же предупредить аффилированность
лиц, занимающихся ОМС и ДМС.