Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:58, контрольная работа
Целью настоящей работы является анализ и характеристика обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели в работе будут раскрыты следующие вопросы:
- проанализировать особенности обеспечения системы здравоохранения на современном этапе;
- раскрыть понятие, принципы и субъекты обязательного медицинского страхования;
- охарактеризовать особенности единого страхового полиса для всех территорий России.
Введение
1. Обеспечение системы здравоохранения на современном этапе
2. Понятие, принципы и субъекты обязательного медицинского страхования
3. Единый страховой полис для всех территорий России
Заключение
Список литературы
ФГАОУ ВПО Северо - Восточный Федеральный Университет
Им М.К Аммосова
Медицинский институт
Факультет Высшего Сестринского Образования
Контрольная работа по дисциплине
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
На тему: «ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ».
Проверил(а):
Якутск 2012
Оглавление
Введение
1. Обеспечение системы
здравоохранения на
2. Понятие, принципы
и субъекты обязательного
3. Единый страховой полис для всех территорий России
Заключение
Список литературы
Введение
Страхование стимулирует развитие экономики и снижает социальную напряженность в обществе.
Страхование существует столько, сколько существует само человечество. Основываясь на естественном стремлении человека как-то обезопасить себя и свое имущество от всякого рода бедствий, в процессе исторического развития оно приобрело характер высокопрофессиональной деятельности, породив особые страховые организации.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья; цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Четко определено, что обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, которые соответствуют программам обязательного медицинского страхования. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования, что соответствует второму варианту построения отношений по п. 2 ст. 969 ГК РФ.
С 1 января 2011 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета, № 274, 03.12.2010.. Данным Законом устанавливаются основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования. Так, в частности, застрахованным лицам предоставлено право на выбор страховой медицинской организации и ее замену один раз в течение календарного года либо чаще, например, в случае изменения места жительства, а также на выбор медицинской организации из числа организаций, участвующих в системе ОМС. Предусматривается введение страхового полиса, удостоверяющего право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории РФ.
Выше изложенное подчеркивает важность и актуальность изучения регулирования обязательного страхования на современном этапе развития общества.
Целью настоящей работы является анализ и характеристика обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели в работе будут раскрыты следующие вопросы:
- проанализировать особенности обеспечения системы здравоохранения на современном этапе;
- раскрыть понятие,
принципы и субъекты
- охарактеризовать особенности единого страхового полиса для всех территорий России.
Информационной базой при написании работы послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебные пособия по страхованию, социально-медицинской работе, а также статьи из научных периодических изданий.
1. Обеспечение системы здравоохранения на современном этап
Здоровье населения
и здравоохранение считаются
важнейшими компонентами политической
системы любого цивилизованного
государства, влияющими на все стороны
его социально-экономической
Сегодня система здравоохранения Российской Федерации находится в стадии кардинальных изменений. Целью осуществляемых реформ в этой области является создание реально эффективной социальной политики. Основные направления реформы, сконцентрированы на деятельности по совершенствованию законодательного регулирования отношений по охране здоровья граждан. Реализация этой работы предполагает:
1) разработку научно
обоснованной, практико-ориентированной
концепции развития
2) систематизацию
3) разработку необходимых звеньев, позволяющих признать законодательство о здравоохранении полноценно сбалансированной системой;
4) разработку программ
проведения работ по
Таким образом, проведение реформы предполагается осуществить на основе правовых методов, что позволит создать четкую систему нормативных правовых актов (правовую вертикаль) и порядок их применения, отвечающих потребностям правового государства.
Несмотря на то, что в настоящее время медицинская деятельность является, прежде всего, объектом правового регулирования, правоприменители и ведущие специалисты все чаще указывают на имеющиеся проблемы, связанные с регулированием правоотношений в области здравоохранения. Сквозной анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья свидетельствует об имеющейся правовой основе для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи. В то же время имеется противоречие между существующей правовой реальностью и разрабатываемой полномасштабной нормативной базой в сфере здравоохранения. Создание единого информационно-правового пространства, разработка стандартов и форматов функционирования специализированных медицинских систем, их физической инфраструктуры, программной среды, системы информационной безопасности приводят к диспропорциям в аналитической системе государственного управления в сфере здравоохранения.
Сегодня для регулирования вопросов здравоохранения применяются такие виды правовых актов, как:
- Конституция РФ;
- конституции и уставы субъектов РФ;
- конституционные законы (федеральные и субъектов РФ);
- законы (федеральные и субъектов РФ);
- указы Президента РФ;
- постановления (Правительства,
Главного государственного
- распоряжения (Президента,
Правительства, глав
- приказы, инструкции, указания (ведомственные);
- акты представительных
органов местного
- решения референдумов (волеизъявления);
- договоры, соглашения внутригосударственные;
- ратифицированные
- признанные нормы международного права;
- модельные законодательные акты (рекомендательные)
Работа по формированию национальной базы данных нормативно-правовых документов в отрасли здравоохранения в Российской Федерации начинает набирать силу. Планомерно заменяются устаревшие и разрабатываются новые нормативные правовые документы.
В России обеспечение права граждан на здоровье, на оказание им необходимой медицинской помощи возложено на органы управления и лечебно-профилактические учреждения федерального и регионального здравоохранения. К отрицательным факторам, снижающим эффективность деятельности этих служб, следует отнести правовое несовершенство юридического обеспечения систем управления, финансирования и планирования в отрасли, а также наличие правового вакуума в вопросах устранения организационных недостатков функционирования его основных звеньев (подразделений, служб) при оказании населению различных видов медицинских услуг.
Анализ нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности показал, что многие законы нацелены как раз на конкретизацию государственных гарантий медицинской помощи, на их соответствие имеющимся финансовым ресурсам.
2. Понятие,
принципы и субъекты
Обязательное медицинское
страхование - вид обязательного
социального страхования, представляющий
собой систему создаваемых
Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определены понятия: обязательного медицинского страхования как вида обязательного социального страхования, объекта и субъекта ОМС, страхового риска и страхового обеспечения, страховых взносов на ОМС, застрахованного лица, базовой и территориальных программ ОМС.
Основная причина
Кроме того, отношения в системе строились по следующему принципу: больницы и поликлиники получали средства от страховых медицинских организаций не в качестве возмещения затрат на уже проведенное лечение, а качестве средств на предоставление медицинской помощи. То есть, по сути, применялся бюджетный (сметный) вариант финансирования, при котором лечебные учреждения не были заинтересованы в повышении качества оказываемых услуг.
На современном этапе развития общества намечено финансировать оказанную услугу, а не медучреждение. Закон расширяет возможности выбора для человека. Он имеет право выбрать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. При этом медучреждение, включенное в реестр и заключившее договор на оказание услуг по программе ОМС, не вправе отказать застрахованному человеку в оказании помощи.
Законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ урегулированы отношения, касающиеся финансового обеспечения ОМС:
- порядок формирования средств ОМС;
- размер страхового
взноса неработающего
- период, порядок и сроки уплаты страховых взносов;
- ответственность за
нарушения в сфере уплаты
- порядок установления тарифов на оплату медицинской помощи при ОМС.
В течение 2011-2012 гг. за счет повышения на 2% страховых взносов на обязательное медицинское страхование в здравоохранение будет направлено порядка 460 млрд. руб. дополнительно.
Закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном
медицинском страховании в
- всеобщий характер
- государственная гарантия
- автономность финансовой
Статьей 4 Федерального закона № 326-ФЗ предусмотрены основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования:
1) обеспечение за счет средств
ОМС гарантий бесплатного
2) устойчивость финансовой
3) обязательность уплаты