Обязательное медицинское страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:58, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ и характеристика обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели в работе будут раскрыты следующие вопросы:
- проанализировать особенности обеспечения системы здравоохранения на современном этапе;
- раскрыть понятие, принципы и субъекты обязательного медицинского страхования;
- охарактеризовать особенности единого страхового полиса для всех территорий России.

Оглавление

Введение
1. Обеспечение системы здравоохранения на современном этапе
2. Понятие, принципы и субъекты обязательного медицинского страхования
3. Единый страховой полис для всех территорий России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 90.50 Кб (Скачать)

ФГАОУ ВПО Северо - Восточный  Федеральный Университет

Им М.К Аммосова

Медицинский институт

Факультет Высшего Сестринского Образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

На тему: «ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ».

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнила: студентка V курса                                                                                                                     Группы СД -502-2 з/о

                                                                    Григорьева Елена Дмитриевна                                                                                            

               Проверил(а):                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

Якутск 2012

Оглавление

Введение

1. Обеспечение системы  здравоохранения на современном  этапе

2. Понятие, принципы  и субъекты обязательного медицинского  страхования

3. Единый страховой  полис для всех территорий  России

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Страхование стимулирует  развитие экономики и снижает  социальную напряженность в обществе.

Страхование существует столько, сколько существует само человечество. Основываясь на естественном стремлении человека как-то обезопасить себя и свое имущество от всякого рода бедствий, в процессе исторического развития оно приобрело характер высокопрофессиональной деятельности, породив особые страховые организации.

Медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья; цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Четко определено, что  обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, которые соответствуют программам обязательного медицинского страхования. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования, что соответствует второму варианту построения отношений по п. 2 ст. 969 ГК РФ.

С 1 января 2011 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета, № 274, 03.12.2010.. Данным Законом устанавливаются основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования. Так, в частности, застрахованным лицам предоставлено право на выбор страховой медицинской организации и ее замену один раз в течение календарного года либо чаще, например, в случае изменения места жительства, а также на выбор медицинской организации из числа организаций, участвующих в системе ОМС. Предусматривается введение страхового полиса, удостоверяющего право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории РФ.

Выше изложенное подчеркивает важность и актуальность изучения регулирования обязательного страхования на современном этапе развития общества.

Целью настоящей работы является анализ и характеристика обязательного  медицинского страхования.

Для достижения поставленной цели в работе будут раскрыты следующие  вопросы:

- проанализировать особенности обеспечения системы здравоохранения на современном этапе;

- раскрыть понятие,  принципы и субъекты обязательного  медицинского страхования;

- охарактеризовать особенности  единого страхового полиса для  всех территорий России.

Информационной базой при написании работы послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебные пособия по страхованию, социально-медицинской работе, а также статьи из научных периодических изданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Обеспечение  системы здравоохранения на современном этап

Здоровье населения  и здравоохранение считаются  важнейшими компонентами политической системы любого цивилизованного  государства, влияющими на все стороны  его социально-экономической деятельности. Государственное управление в области охраны здоровья осуществляется посредством правовых, административных, экономических, социально-психологических механизмов.

Сегодня система здравоохранения  Российской Федерации находится  в стадии кардинальных изменений. Целью  осуществляемых реформ в этой области является создание реально эффективной социальной политики. Основные направления реформы, сконцентрированы на деятельности по совершенствованию законодательного регулирования отношений по охране здоровья граждан. Реализация этой работы предполагает:

1) разработку научно  обоснованной, практико-ориентированной  концепции развития законодательства  об охране здоровья граждан; 

2) систематизацию законодательства  в соответствии с разработанной  концепцией;

3) разработку необходимых  звеньев, позволяющих признать законодательство о здравоохранении полноценно сбалансированной системой;

4) разработку программ  проведения работ по модернизации  и упорядочению законодательства  в целях обеспечения структурного  реформирования отрасли. 

Таким образом, проведение реформы предполагается осуществить на основе правовых методов, что позволит создать четкую систему нормативных правовых актов (правовую вертикаль) и порядок их применения, отвечающих потребностям правового государства.

Несмотря на то, что  в настоящее время медицинская деятельность является, прежде всего, объектом правового регулирования, правоприменители и ведущие специалисты все чаще указывают на имеющиеся проблемы, связанные с регулированием правоотношений в области здравоохранения. Сквозной анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья свидетельствует об имеющейся правовой основе для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи. В то же время имеется противоречие между существующей правовой реальностью и разрабатываемой полномасштабной нормативной базой в сфере здравоохранения. Создание единого информационно-правового пространства, разработка стандартов и форматов функционирования специализированных медицинских систем, их физической инфраструктуры, программной среды, системы информационной безопасности приводят к диспропорциям в аналитической системе государственного управления в сфере здравоохранения.

Сегодня для регулирования  вопросов здравоохранения применяются  такие виды правовых актов, как:

- Конституция РФ;

- конституции и уставы  субъектов РФ;

- конституционные законы (федеральные и субъектов РФ);

- законы (федеральные  и субъектов РФ);

- указы Президента  РФ;

- постановления (Правительства,  Главного государственного санитарного врача);

- распоряжения (Президента, Правительства, глав администраций);

- приказы, инструкции, указания (ведомственные);

- акты представительных  органов местного самоуправления;

- решения референдумов (волеизъявления);

- договоры, соглашения  внутригосударственные;

- ратифицированные международные  договоры;

- признанные нормы  международного права;

- модельные законодательные  акты (рекомендательные)

Работа по формированию национальной базы данных нормативно-правовых документов в отрасли здравоохранения в Российской Федерации начинает набирать силу. Планомерно заменяются устаревшие и разрабатываются новые нормативные правовые документы.

В России обеспечение  права граждан на здоровье, на оказание им необходимой медицинской помощи возложено на органы управления и лечебно-профилактические учреждения федерального и регионального здравоохранения. К отрицательным факторам, снижающим эффективность деятельности этих служб, следует отнести правовое несовершенство юридического обеспечения систем управления, финансирования и планирования в отрасли, а также наличие правового вакуума в вопросах устранения организационных недостатков функционирования его основных звеньев (подразделений, служб) при оказании населению различных видов медицинских услуг.

Анализ нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности показал, что многие законы нацелены как раз на конкретизацию государственных гарантий медицинской помощи, на их соответствие имеющимся финансовым ресурсам.

 

2. Понятие,  принципы и субъекты обязательного  медицинского страхования

Обязательное медицинское  страхование - вид обязательного  социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на обеспечение при  наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ).

Федеральным законом  от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации» определены понятия: обязательного  медицинского страхования как вида обязательного социального страхования, объекта и субъекта ОМС, страхового риска и страхового обеспечения, страховых взносов на ОМС, застрахованного лица, базовой и территориальных программ ОМС.

Основная причина неэффективности  существовавшей до 2011 года модели медстрахования заключалась в том, что законодательством не были созданы условия, при которых центральным элементом системы ОМС являлся бы пациент как застрахованный гражданин и его потребности. Действительно, до 2011 г. право выбора страховой медицинской организации было закреплено одновременно и за гражданином, и за страхователем (работодателем или соответствующим органом исполнительной власти). Фактически же это привело к устранению граждан от участия в выборе страховой медицинской организации.

Кроме того, отношения  в системе строились по следующему принципу: больницы и поликлиники  получали средства от страховых медицинских  организаций не в качестве возмещения затрат на уже проведенное лечение, а качестве средств на предоставление медицинской помощи. То есть, по сути, применялся бюджетный (сметный) вариант финансирования, при котором лечебные учреждения не были заинтересованы в повышении качества оказываемых услуг.

На современном этапе  развития общества намечено финансировать  оказанную услугу, а не медучреждение. Закон расширяет возможности выбора для человека. Он имеет право выбрать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. При этом медучреждение, включенное в реестр и заключившее договор на оказание услуг по программе ОМС, не вправе отказать застрахованному человеку в оказании помощи.

Законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ урегулированы отношения, касающиеся финансового обеспечения ОМС:

- порядок формирования  средств ОМС; 

- размер страхового  взноса неработающего населения; 

- период, порядок и сроки уплаты страховых взносов;

- ответственность за  нарушения в сфере уплаты страховых  взносов;

- порядок установления  тарифов на оплату медицинской  помощи при ОМС. 

В течение 2011-2012 гг. за счет повышения  на 2% страховых взносов на обязательное медицинское страхование в здравоохранение будет направлено порядка 460 млрд. руб. дополнительно.

Закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» законодательно закрепил следующие  принципы осуществления ОМС как  составной части обязательного социального страхования:

- всеобщий характер обязательного  медицинского страхования,

- государственная гарантия защиты  застрахованных лиц от социальных  рисков,

- автономность финансовой системы  обязательного медицинского страхования.

Статьей 4 Федерального закона № 326-ФЗ предусмотрены основные принципы осуществления  обязательного медицинского страхования:

1) обеспечение за счет средств  ОМС гарантий бесплатного оказания  застрахованному лицу медицинской  помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС;

2) устойчивость финансовой системы  ОМС, обеспечиваемая на основе  эквивалентности страхового обеспечения  средствам ОМС;

3) обязательность уплаты страхователями  страховых взносов на ОМС в  размерах, установленных федеральными законами;

Информация о работе Обязательное медицинское страхование