Общественное мнение. Открытие спирали молчания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 20:12, монография

Краткое описание

Монография знакомит читателя с оригинальной теорией общественного мнения, подтвержденной гигантской практической работой классика этой отрасли социологии Элизабет Ноэль-Нойман. В книге всесторонне исследуются пути формирования общественного мнения, его влияние на социально-политическую жизнь общества, развитие гласности, связь со средствами массовой информации. Особое место в работе уделено феномену «спирали молчания», влияющей на прогнозирование результатов политических выборов.
Как раскрутить «спираль молчания», то есть разговорить ту часть избирателей, которая предпочитает умалчивать о своих предпочтениях — об этом и рассказывает автор на примере изучения многолетней борьбы ХДС/ХСС и СПГ за голоса своих сторонников.

Файлы: 1 файл

Ноэль-Нойман Открытие спирали молчания.doc

— 3.90 Мб (Скачать)

«Не кажется ли тебе, — спросил я, — что мнение темнее,

чем знание, но светлее, чем неведение? "

И это, конечно, так, — ответил он.

Находится ли оно между ними обоими?

Да.

Таким образом, мнение лежит посредине между ними обоими?

Совершенно так»7.

Если для Сократа мнение не представляет особой ценности, скорее он здесь занимает срединную позицию, то многие оценивали мнение ниже знания, веры, убеждения. В частности, Кант характеризовал это понятие «как субъективно, так и объективно недостаточное суждение о действительности»8. Сложнее англосаксонское и французское толкования понятия «мнение» (opinion). Наряду с оценкой, констатирующей, что мнение может быть верным или неверным, оно включало намек на согласован 
ность мнений населения в целом или определенных кругов общественности. «Общепринятое мнение» — такой термин предложил английский социальный философ Дэвид Юм в одной из своих работ 1793 г.9 Согласие, общность — именно такой смысл заложен в английском и французском «opinion».

Согласованность, требующая признания

Наблюдения с точки зрения спирали молчания более плодотворны, чем рассуждения немцев о ценности или незначительности мнения. Индивид в своем окружении наблюдает согласованность и учитывает ее в своем поведении. При этом не обязательно речь идет о согласованности мнений; это может быть согласованность поведения — носить или не носить значок, уступить место в транспорте старику или не уступать. Для спирали молчания не играет особой роли, изолирует себя человек мнением или поведением. Эти размышления подсказали нам, что в искомом определении мнение следует толковать лишь как синоним для выражения того, что человек считает правильным, сохранив при этом указание па согласованность из английского и французского вариантов понятия.

Три значения «общественного»

Интерпретация слова «общественный» породила не меньше дискуссий, чем определение термина «мнение». Этим занимались многие ученые. Как пишет Хабермас, «употребление слов "общество" и "общественный" обнаруживает разнообразие конкурирующих значений». Прежде всего юридическое значение «общественного» подчеркивает открытость, доступность каждому (например, общественный транспорт) в отличие от частной сферы (латинское privare — отделять, присваивать). В юридических понятиях «общественное право», «общественная организация» содержится ссылка на государство. В юридическом, политологическом, общественно-научном смысле «общественному» приписывается определенный ранг, речь идет об общественных интересах, это выливается, например, в 
такие формулировки, как «общественная ответственность журналиста». Одним словом, речь идет о вопросах и проблемах, затрагивающих всех, общее дело, общее благо. В данном случае в основе понятия лежит легализованная власть: индивид уступил органам государства свою возможность применять власть, законы могут осуществляться «общественной властью». Слово «общественный» в понятии «общественное мнение» должно иметь родственное — и все же иное — значение. Многие юристы, например Иеринг и фон Хольцендорф, подчеркивали волшебную способность общественного мнения внедрять предписания, нормы, обычаи в индивидуальное поведение, не обременяя этой работой законодательство, правительство, суды. «Очень дешево»10, — одобрил американский социолог Э. Росс. Синоним общественного мнения — господствующее мнение — красной нитью проходит через разнообразные определения. И это лишний раз убеждает нас: общественному мнению присуще нечто такое, что позволяет ему склонить индивида к определенному поведению против его воли.

Социальная кожа

Наряду с юридическим и политологическим имеется еще и социально-психологическое значение «общественного». Кроме ближайшей среды, средоточия мыслительной деятельности человека и источника его ощущений, существует некая внешняя реальность, объемлющая не только отдельных конкретных людей. Индивид противостоит другим в определенном протяженном открытом пространстве, которое, согласно Ф. Теннису*, можно обозначить термином «сообщество» (Gemeinschaft). С сообществом индивида связывает некоторая доверительность отношений, религия. Но в масштабах цивилизаций, в более открытых пространствах он противостоит обществу11. Что приводит к этому противостоянию и постоянно требует внимания к социальному, которое окружает человека? Именно его бо-

* Часто этот термин Ф. Тенниса  переводят как «община» или  «общность», как часть дихотомии община — общество. — Прим. персе. 

язнь изоляции, страх перед неодобрением, непопулярностью, потребность в одобрении со стороны окружения. Именно в этом причина его постоянного и напряженного внимания к окружению, и можно даже говорить о публичности* как состоянии сознания человека. Нормальный индивид всегда знает, находится ли он в публичной (общественной) ситуации или он скрыт от общественного (публичного) наблюдения, и ведет себя соответственно. Во всяком случае, люди весьма различаются по тому, как на них действует осознание публичности. Индивид напряженно внимает общественности как анонимной инстанции, выносящей приговор, одаривающей популярностью и непопулярностью, уважением и презрением.

Притягательность идеала самостоятельного, независимого человека — вот причина того, что «общественному» в понятии «общественное мнение» приписывается много значений. Содержание общественного мнения — все общественно важные вопросы, вопросы общественного бытия; носители общественного мнения — это люди, готовые и способные со всей ответственностью высказаться по общественно значимым вопросам и осуществлять критику и контроль правительства снизу; формы общественного мнения — это такие мнения, которые высказываются публично, т.е. общедоступно, это опубликованные мнения, особенно мнение средств массовой информации. И только «общественное» как социально-психологическое понятие практически не затрагивалось в массе определений общественного мнения, сформулированных в XX в. Опущено, таким образом, значение, которое имеет в виду человека в его слабости, в его зависимости от мнений окружения, одним словом, то значение, которое предполагает наличие у человека чувствительной социальной кожи, его социальной природы.

* В данном случае термин «публичность»  применен для слова «Offentlichkeit», которое обычно переводится как «общественный», в том числе в выражении «общественное мнение». Далее в тексте применяются оба варианта перевода. — Прим. персе. 

Мнения, которые мы высказываем без боязни быть изолированными

В «рабочее» определение общественного мнения мы включаем то, что можно эмпирически выяснить путем наблюдений за окружением, а именно: какие мнения ширятся, какие убывают, как на них реагируют — самоуверенной речью или осторожным молчанием, — т.е. все, что можно назвать страхом перед изоляцией у большинства из нас. В Дальнейшем мы рассмотрим мнения по противоречивым вопросам, которые можно высказать публично, не опасаясь изоляции.

Однако предложенное понимание, наше толкование общественного мнения должно быть дополнено. Общественное мнение обнаруживает родство с феноменом, доступным эмпирическим наблюдениям, — со спиралью молчания, которая проявляется там, где мнения соперничают, где новые ситуации становятся штампами, где обыденные воззрения обновляются.

Ф. Теннис в «Критике общественного мнения» указывал, что общественное мнение существует в различных агрегатных состояниях: «твердом, жидком и газообразном»12. Если использовать аналогии Тенниса, спираль молчания встречается в жидком агрегатном состоянии. В среде, где мнения, способы поведения оказались господствующими, где они стали обычаем, традицией, противоречивый элемент не узнаваем более, как, например, в дискуссиях на темы «Радикалы на общественных постах» или «Запреты на профессии» — здесь каждый лагерь сформировал собственный язык по главной теме, и спираль молчания очень легко прочитывается по частоте употребления того или иного обозначения. Противоречивый элемент, предпосылка для возможной изоляции проявляется при сбое, когда нарушается общепринятое общественное мнение, традиция или обычай. О «судейском норове» общественного мнения говорил юрист Франц фон Хольт- цендорф (1879)13, Иеринг называл общественное мнение «дрессировщиком общепринятого» и четко отделял его от интеллектуальности14. Он имел это в виду, когда говорил о сознательной или бессознательной «реакции интереса на его ущемление, об обороне в целях своей безопасности»15. Поэтому нужно дополнить определение общественного 
мнения: в устойчивой сфере традиций, обычаев и прежде всего норм, общественным мнением являются те мнения и способы поведения, которые нужно выражать или принимать публично, если не хочешь оказаться в изоляции. Страх индивида перед изоляцией, его потребность быть принятым обществом, с одной стороны, и выдвинутое общественностью как контрольной инстанцией требование конформности с установившимися, всеми одобряемыми мнениями и способами поведения, с другой, закрепляют существующий порядок, высшие ценности.

Общественное мнение как одобрение и порицание

Может быть, некорректно пользоваться в данном случае понятием «общественное мнение», поскольку мы подвергли критике все его определения, встречаемые в книгах, высказываниях на политические сюжеты и т.д.? Установившееся, закрепленное, представленное в качестве признака общественного мнения — как в области преобразований, так и в области защиты — не имеет тематических ограничений, речь идет лишь об одобрении и порицании публично воспринимаемых позиций и способов поведения, одобрении и порицании, ощутимых для индивида. Спираль молчания — это реакция на публичное одобрение и порицание «изменчивого небосвода ценностей». Столь же часто, как тема, обсуждается и вопрос о носителях общественного мнения. В этом плане общественное мнение не есть дело способных к критике избранных, «политически активной общественности» (по Хабермасу)16. Участвуют в нем все.

Прорыв в прошлое: Макиавелли и Шекспир

Чтобы удостовериться в обоснованности нашего определения общественного мнения и понять, как оно формируется с точки зрения спирали молчания, возвратимся на 200 лет назад — в то столетие и в ту страну, где оно впервые появилось, — во Францию XVIII в. В известном романе Лакло «Опасные связи» (1782) это понятие вполне непри 
нужденно употребляется в обыденной речи — 40 лет спустя после Ж.-Ж. Руссо, впервые его использовавшего. В интересующем нас фрагменте речь идет о письме светской дамы (госпожи де Воланж) к молодой женщине, содержащем, в частности, совет не общаться с человеком плохой репутации: «Вы считаете его способным возвратиться на путь истинный? Пусть так; предположим даже, что чудо это свершилось. Но ведь общественное мнение будет по-прежнему против него, и разве этого недостаточно для того, чтобы руководить вашим поведением?»17

Перед нами — образец общественного мнения как контролирующей инстанции в сфере, далекой от политики, от действий профессионалов. Автор письма предполагает, что туманный намек на общественное мнение анонимного круга знакомых молодой женщины определенно повлияет на нее и заставит учесть в поведении их оценки. Обратившись к прошлому, заглянем во времена, когда понятия «общественное мнение» еще не существовало. И здесь мы столкнемся с анонимной контрольной инстанцией, названной иначе, но вызывающей те же конфликты. Шекспир описывает беседу между королем Генрихом IV и его сыном, будущим Генрихом V, в которой царствующий монарх порицает сына за то, что его часто видят в плохой компании, а он должен считаться с мнением других. Ибо мнение — самое важное, то, что его самого возвело на трон («Генрих IV», часть I, третий акт). Если Шекспир в конце XVI столетия позволил себе сценическое употребление слова «мнение», то неудивительно, что выражение «общественное мнение» первоначально оформилось не в Англии, а во Франции. Английское «opinion», вероятно, уже включало элемент публичности, некой контролирующей инстанции, определяющей репутацию человека в сообществе, и поэтому в добавлении «public» не было необходимости.

Для Шекспира явно не была странной или новой мысль о том, что властитель или будущий король должен учитывать мнение окружающих, сообщества. Его век знал рукопись Макиавелли 1514 г. «Государь», по сути являющуюся руководством для регента в отношениях с общественностью. Замечание Макиавелли, что не многие «чувствуют» управление, можно перевести следующим образом: чувствуют, что оно касается их непосредственно, но 
все видят управление, и в этом свете важно предстать сильным и благородным. «Вульгарных всегда отличишь по виду. ... Государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ими — полезно»18. Государю, говорит Макиавелли, следует избегать того, что вызовет к нему неприязнь или презрение. Он должен стараться, чтобы люди были им довольны.

Теория, лежавшая в основе наказов Генриха IV сыну и в «Беседах о первой декаде римской истории Ливия» Макиавелли, гласила: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность»14.

В своих поисках мы оказались в первой половине XVI в., но у нас не возникло впечатления, что мы заплутали во времени, когда люди были менее восприимчивы, чем сегодня, к хорошей репутации, менее чувствительны к общественности в ее оценивающей роли.

Макиавелли и Шекспир дали нам новую перспективу: оценивающая инстанция повергает в трепет не только простых людей, заботящихся о своей репутации, но и принцев, и государей, и владык. Государя, которого он должен воспитать, Макиавелли предостерегает: чтобы быть государем и управлять, нужно основательно знать природу своего народа. Власть подчиненных — в их способности опрокинуть структуру государства (которым управляет государь) и навязать новый образ государства20.

Ознакомившись в предыдущих главах с эмпирическими исследованиями общественного мнения и вдохновленные попутными наблюдениями в прошлом, попытаемся расширить поиски исторических свидетельств в надежде, что это поможет нам лучше понять данный феномен.

Примечания

  1. См.: С h i 1 d s H. L. Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, N.J.—Toronto—New York—London, 1965, p. 14-26.
  2. D о v i f a t E. Zeitungslehre. I. Band. Berlin, 1962, S. 108. 
     

1 Habermas J. Strukturwandel der Offentlichkeit. Untersuchungen zu einer Kategorie der biirgerlichen Gesellschaft. Neuwied, 1962, S. 13.

    1. D a v i s о n W. Ph. Public Opinion. Introduction. — Sills D. L. (Ed.). International Encyclopedia of the Social Sciences, vol. 13. New York, 1968, p. 188.
    2. О n с к e n H. Politik, Geschichtschreibung und offentliche Meinung. His- torisch-politische Aufsatze und Reden, 1. Band. Miinchen—Berlin, 1914, S. 224 f., 236.
    3. Ibid., S. 225.
    4. П л а т о h. Государство, 478 B-E.

8Кант И. Соч. В 6-ти тт. Т. 3. М., 1964 («Критика чистого разума»).

9 См.: Hume D. A Treatise of Human Nature. Edited with an analytical index by LA. Selby-Bigge. Oxford, 1896, p. 411.

      1. R о s s E. A. Social Control. A Survey of the Foundations of Order. Cleveland—London, 1969, p. 95.
      2. См.: Tonnies F. Kritik der offentlichen Meinung. Berlin, 1922, S. 69, SO.
      3. Ibid., S. 137 f.
      4. См.: Holt z e n d о r f f F. von. Wesen und Werth der offentlichen Meinung. Miinchen, 1880, S. 74.
      5. См.: I h e r i n g R. v о n. Der Zweck im Recht, S. 340.
      6. Ibid., S. 242.
      7. H a b e r m a s J. Op. cit., S. 117.
      8. Л а К л о 111. д е. Опасные связи. М., 1990, с. 59.

Информация о работе Общественное мнение. Открытие спирали молчания