Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 20:12, монография
Монография знакомит читателя с оригинальной теорией общественного мнения, подтвержденной гигантской практической работой классика этой отрасли социологии Элизабет Ноэль-Нойман. В книге всесторонне исследуются пути формирования общественного мнения, его влияние на социально-политическую жизнь общества, развитие гласности, связь со средствами массовой информации. Особое место в работе уделено феномену «спирали молчания», влияющей на прогнозирование результатов политических выборов.
Как раскрутить «спираль молчания», то есть разговорить ту часть избирателей, которая предпочитает умалчивать о своих предпочтениях — об этом и рассказывает автор на примере изучения многолетней борьбы ХДС/ХСС и СПГ за голоса своих сторонников.
Рассматривая поразившие нас колебания климата мнений населения относительно партий, невольно задаешься вопросом: правильно ли население их оценивает? В декабре 1974 г. мы начали систематически включать этот вопрос в наши опросы. Намерения избирателей, мало изменяющиеся, в соответствии с правилом об иерархии ста- бильностей за 15 месяцев наблюдений обнаружили легкие, но устойчивые тенденции. Всего на 6% не совпадали „ верхняя и нижняя оценки ХДС/ХСС и на 4% — СПГ. В то же самое время показатель климата мнений, как это воспринимало население, обнаружил значительные колебания — здесь расхождения достигали 24%, и эти колебания явно)были вызваны соответствующей переориентацией небольшой части избирателей (см. рис. 4, 5). Загадка за-
ключалась в следующем: каким образом население могло воспринимать эти в общем слабые колебания в намерениях избирателей? Мы продолжили исследования. Замеры по стране в целом уточнялись наблюдениями в опреде-
ленных районах страны, в землях — например, в Нижней Саксонии или земле Рейнланд-Пфальц (см. рис. 6). Институт Гэллапа заявил о своей готовности изучать способность английского населения воспринимать изменения в климате мнений. И хотя, кажется, намерения избирателей в Англии не столь определенны, как в ФРГ, англичане эту способность обнаружили (см. рис. 7).
Каков предельный круг вопросов, на которые
распространяется эта способность восприятия
климата мнений? Следует предположить,
что в поле наблюдений постоянно находилось
несколько сотен тем. Начиная с марта 1971
г. мы располагаем данными об отношении
населения к смертной казни и можем сравнить
оценки климата мнений по этому вопросу.
Нет данных за 1972-1975 гг. — тогда у нас были
другие, более важные вопросы для эмпирической
проверки спирали молчания. Однако шесть
измерений в 1971-1979 гг. подтвер-
жцают, насколько
надежно действительные изменения мнений
отражаются в восприятии климата мнений
(см. рис. 8, 9).
Иногда восприятие нарушается, но поскольку в целом оно так хорошо срабатывает, то каждый случай искажения вызывает любопытство. Вероятно, в этих случаях каким- то образом искажены сигналы, на которых основывается восприятие климата мнений. Но мы не знаем об этих сигналах, поэтому выявить искажения трудно. Этому посвящена одна из глав книги1.
«Железнодорожный» тест
Один источник искажений, если оглядываться назад, мы нашли еще в 1965 г. Позиции партий, измеренные с точки зрения намерений избирателей, были в равной степени сильными. Но сила одного из лагерей, измеряемая с помощью вопроса «климата мнений»: «Кто победит на выборах?» — неуклонно возрастала. Исходя из гипотезы о спирали молчания, этот факт можно объяснить различиями в готовности говорить о своих убеждениях «на людях», т.е. там, где каждый может видеть нужные ему сигналы. Если люди действительно чутко наблюдают за мнениями в своей среде и в своем поведении могут подстраиваться, приспособиться к силе или слабости лагерей, то это обстоятельство является вторым предположением, которое следует эмпирически изучить.
В январе 1972 г. в алленсбахском интервью появляется странный вопрос, который еще никто до этого не задавал. Адресовался он домохозяйкам, и речь в нем шла о воспитании детей. Интервьюируемому предлагалась картинка, иллюстрирующая диалог двух женщин: «Две матери беседуют о том, стоит ли бить ребенка, если он плохо ведет себя. С которой из двоих Вы согласны — с той, что в нижнем углу картинки или в верхнем?» (см. рис. 10). Одна из женщин на рисунке объясняет: «Совершенно недопустимо бить ребенка, можно воспитывать его и без этого».
40 процентов представительной выборки домохозяек согласились тогда с этим мнением.
По мнению
другой собеседницы, «порка тоже воспитывает,
это не повредило еще ни одному ребенку».
47% домохозяек присоединились к этому
мнению, 13% затруднились дать ответ.
Далее следовал следующий тест: «Предположим,
Вам предстоит ехать в поезде пять часов
и в Вашем купе оказалась женщина, которая
считает...» Здесь текст разделялся на
два варианта. Для женщин, которые принципиально
против порки детей, заключительный текст звучал следующим образом: «...что порка — это тоже воспитание». В другой группе женщин, которые одобряли подобное наказание, тест завершался так: «...что порка детей абсолютно неприемлема».
Таким образом, женщин-домохозяек сталкивали с попутчицей, разделяющей мнение, противоположное их собственному. И в том и в другом вариантах тест завершался вопросом: «Стали бы Вы беседовать с этой женщиной, чтобы лучше"познакомиться с ее позицией, или Вы не придали бы этому особого значения?»
С тех пор мы не раз повторяли «железнодорожный» тест, варьируя его темы: иногда это был разговор о ХДС или СПГ, в другой раз — беседа о расовой сегрегации в Южной Африке или о сожительстве молодых людей вне брака, об атомных электростанциях или статусе эмигрантов, о 218-м параграфе, об угрозе наркотиков, о радикалах.
Предстояло
проверить гипотезу: в столкновении разных
точек зрения противники с различной степенью
активности и открытости защищают свои
убеждения. Лагерь, обнаруживающий большую
готовность открыто говорить о своих убеждениях,
производит впечатление более сильного
и тем самым влияет на других, побуждая
последних присоединиться к более сильному
или умножающему свои ряды противнику.
Эта тенденция легко прослеживается в
единичных случаях. Но как в целом наладить
измерение этого процесса, которое бы
удовлетворяло научным требованиям повторяемости
и контролируемости, независимости от
субъективных впечатлений наблюдателя?
Можно попробовать моделировать действительность
в условиях, допускающих измерение. Например,
моделировать действительность в демоскопиче-
ском интервью, когда вопросы следуют
в четко определенном порядке, когда их
формулировка не меняется, будь то выборки
из 500, 1000 и 2000 респондентов, где задействованы
сотни интервьюеров, так что ни одни из
факторов не может серьезно повлиять на
результат._Но насколько слабее ситуация в интервью по
сравнению с жизнью» опытом, восприятием
действительности!
Поведение «на людях»
Первая задача состояла в том, чтобы в демоскопическом интервью смоделировать давлениеокружающих, выявить скрытую готовность респондента как-то вести себя «на лю-
дях». Совершенно
очевидно, что речь идет об открытом для
всех поведении, на основании которого
мы обычно делаем выводы осиле или слабости
группировок, а нетолько о разговорах
в домашнем кругу. Люди, у которых нет друзей,
которые по природе замкнуты, также воспринимают
знаки,
сигналы среды, как показывают анализы «сдвига в последнюю минуту». И тогда наступает резкое изменение климата в пользу той или иной партии, личности, идей, оно ощущается повсюду почти тотчас же, одновременно во всех группах населения: возрастных и профессиональных (см.
рис. 11-13). Такое возможно л ишь при условии, что эти сигналы абсолютно открыты, доступны общественности. Поведение в семье, в кругу близких может быть таким же, как «на людях», или иным —для процесса спирали молчания это неважно. Мы быстро поняли это, когда попытались смоделировать в интервью ситуацию, в которой респондент должен был обнаружить свою склонность к молчанию или к выступлению. Мы просили респондента представить себе вечеринку, достаточно многолюдную, где часть гостей ему незнакома. И здесь речь заходит об определенной неоднозначной, спорной теме — в вопросе указывался конкретный предмет разговора. Станет ли респондент участвовать в разговоре или не придаст ему значения? Вопрос не срабатывал: сцена была недостаточно «публичной», в реакциях респондента сказывалась вежливость по отношению к хозяину вечеринки, гостям, придерживавшимся другого мнения.Тогда мы попробовал и «железнодорожный» тест, смоделированный на публичную ситуацию: каждый может принять участие в разговоре в присутствии людей, чье имя и умонастроение неизвестны.Втоже время вэтой модели была представлена «малая общественность», где в разговор может вступить даже застенчивый человек, если захочет. Но проя вится л и то естествен нос для человека пове- дениевреальной публичной ситуации — на улице, на рынке, в молочной или на зрительских трибунах, — которое он демонстрирует наедине с интервьюером или в присутствии членов семьи? Или импульс воображаемой общественности слишком слаб?
Рассчитывающие на победу разговорчивы, проигрывающие склонны молчать
Проанализировав
«железнодорожный» тест в опросах 1972,1973,1974
гг., мы выяснили: готовность противников
говорить наопределенныетемы и склонность
к молчанию поддаются измерению. Именно
предстоящие выборы 1972 г. предложили идеальныетемы
для таких тестов. Вос- хищениелауреатом
Нобелевской премии федеральным канцлером
Вилли Брандтом достигло апогея, мнения
по поводу новой восточной политики, которую
он символизировал, разделялись. Ни сторонникам,
ни противникам В. Брандта не стоило особого
труда определить, какой ла
герь сильнее. В мае 1972 г. на вопрос: «КакВы
считаете, большинстволгодей в стране
"за" или "против" восточных
соглашений?» — 51% опрошенных ответил
и, что большинство— "за", 8—считали,
что большинство "против", 27— полагали,
что сторонников и противников «примерно
поровну», 14% ответили: «Затрудняюсь ответить».
В ходе предвыборной борьбы в октябре 1972 г. в одном из опросов использовался «железнодорожный» тест: «Предположим, Вам предстоит проехать пять часов в поезде и кто-то из попутчиков в Вашем купе начинает говорить в поддержку (в каждом втором интервью — в осуждение) федерального канцлера В. Брандта. Станетели Вы беседовать с этим человеком, чтобы лучше познакомиться с его позицией, или не обратите на это внимания?» Сторонники В. Брандта — их оказалось значительно больше, чем противников, — ответили: «С удовольствием бы побеседовал»—50%, "против" высказались 35%, ответ: «Не придал бы значения» — объединил 42% сторонников и 56% противников (см.табл. 4). Это означало, что приверженцы Брандта превосходили своих противников нетолько по численности, но и по мощи, которая проявлялась в их постоянной готовности говорить и демонстрировать свою поддержку.
Таблица 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕСТ
Готовность говорить и тенденция отмалчиваться о федеральном канцлере В. Брандте в условиях «малой общественности» (октябрь 1972 г.), % | ||
Большинство: согласные с Брандтом |
Меньшинство: не согласные с I Брандтом | |
В поезде охотно бы разговаривали с попутчиками о В. Брандте |
50 |
35 |
Не стали бы придавать этому значение |
42 |
56 |
Затруднялись ответить |
8 |
9 1 |
- |
100 1011 |
100 502 |
Источник: Алленсбахский архив, опросы Института демоскопии
2086/1 + П.
Значок — тот же разговор
В этом контексте разговорчивость и отмалчивание понимаются в широком смысле. Носить значок, прикрепить символику на автомашину есть своего рода высказывание; не делать этого, даже если имеются собственные убеждения, означает отмалчивание. Демонстративно манипулировать газетой определенного направления, например Франкфуртер рундшау, означает говорить; прятать ее в карман или прикрывать другой, менее красноречивой газетой (она, конечно, не спрятана, просто завернута) равнозначно молчанию. Говорить — это значит распространять листовки, расклеивать плакаты, пачкать и срывать плакаты. В 60-е годы длинные волосы у мужчин говорили сами за себя — это был знак, как в свое время носить джинсы — в странах Восточного блока.
И без «железнодорожного» геста накануне выборов 1972 г. мы получили достаточно эмпирических доказательств, что при столкновении мнений одна сторона более откровенно и активно выражает свою позицию, а другая сторона, не слабее, а может быть, даже сильнее численно, отмалчивается. Известная жалоба бывшего американского вице-президента С. Агшо на «молчащее большинство» была вполне оправданной: она касалась действительности, воспринимавшейся многими людьми, они даже «поработали» над ее созданием, не вполне осознав это,потому что их «работа» не получила словесного выражения.
После
выборов в бундестаг в 1972 г. оказалось,
что один вопрос, как вспышка, высветил
неравенство противостоящих лагерей —
практически равных по числу своих членов
и сторонников — с точки зрения их силы,
«подачи» себя публично. Вопрос звучал
гак: «Различные партии использовали много
плакатов, значков, символики для автомашин.
Символику, плакаты, значки какой партии
можно было, по Вашему мнению, видеть чаще
всего?» 53% респондентов ответили: предвыборной
символики СПГ, 9% — ХДС/ХСС. Второй вопрос
перепроверял это же обстоятельство с
другой стороны: «Результаты партии на
выборах в значительной степени зависят
от активности ее сторонников в ходе предвыборной
кампании. Сторонники какой партии обнаружили,
по Вашему мнению, наибольшую личную увлеченность,
чрезмерную склонность к
идеализму?» В репрезентативной выборке
44% населения ответили, что сторонники
СПГ, 8% — ХДС/ХСС. Эти_ре- зультаты можно
истолковать следующим образом: напрасно
осенью 1972 г. сторонник ХДС, обозначивший
свою позицию значками и символикой, оглядывался
вокруг в поисках единомышленников; последние,
предпочтя молчание, как раз и способствовали
тому, что каждый, кто разделял их убеждения
и хотел бы символизировать свою поддержку
значком, должен был чувствовать себя
действительно в одиночестве и изоляции.
Пожалуй, спираль молчания невозможно
закрутить туже, чем это было сделано тогда.
Первоначально попытки выявить климат мнений, получить его подтверждение производили непривычное впечатление. Носить значок, прикрепить символику на машину — дело вкуса, не так ли? Кому-то нравится, кому- то нет. Может быть, консервативно настроенный человек более сдержан? Или вспомним «железнодорожный» тест: одни охотно вступают в разговоры с попутчиками, другие предпочитают молчать. Можно ли в таком случае рассматривать «железнодорожный» тест как показатель того, что процессы давления на мнение людей протекают по типу спирали молчания?
Преимущество — иметь разговорчивые группы на своей стороне
ГОТОВНОСТЬ К ДИСКУССИИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Замечено
верно и демоскопия подтверждает: независимо
от темы, независимо от убеждении одни
охотно вступают в разговор, а другие предпочитают
молчать. Этот вывод справедлив относительно
целых групп населения. «На людях», а также
в «малой общественности» мужчины Долее,
чем женщины, склонны обсуждать неоднозначную
тему, молодые — охотнее стариков, представители
высших слоев общества больше, чем представители
низших слоев (см. табл. 5). Данное обстоятельство
влияет на общественную расстановку сил.
Фракция, которая умеет привлечь на свою
сторону больше молодежи и людей с более
высоким уровнем образования, изначально
имеет больше шансов на победу. Но это
лишь полдела. Есть еще один фактор, влияющий
на нашу разговорчивость: ощущение, что
ты уловил тенденцию, дух времени и ему
соответствуют собственные убеждения,
что с тобой согласны наиболее современные,
разумные или просто лучшие люди (см. табл.
6).
Информация о работе Общественное мнение. Открытие спирали молчания