Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 20:12, монография
Монография знакомит читателя с оригинальной теорией общественного мнения, подтвержденной гигантской практической работой классика этой отрасли социологии Элизабет Ноэль-Нойман. В книге всесторонне исследуются пути формирования общественного мнения, его влияние на социально-политическую жизнь общества, развитие гласности, связь со средствами массовой информации. Особое место в работе уделено феномену «спирали молчания», влияющей на прогнозирование результатов политических выборов.
Как раскрутить «спираль молчания», то есть разговорить ту часть избирателей, которая предпочитает умалчивать о своих предпочтениях — об этом и рассказывает автор на примере изучения многолетней борьбы ХДС/ХСС и СПГ за голоса своих сторонников.
А. Уледов, один из первых, кто затронул
данную проблему, полагает, что общественное
мнение —
это факт сознания, который проявляется
в деятельности народных
масс. С ним в принципе согласен и Гпушин.
который подчеркивает, что общественное
мнение является не обычным фактом сознания,
а «состоянием массового сознания». Последнее
включает в себя отношение (скрытое или
явное) различных групп людей к событиям
и фактам социальной действительности.
И это представление об общественном сознании
как «состоянии сознания» или «состоянии
массового сознания» нашло своих приверженцев
(С. Хитров, В. Житенев и др.).
Однако в отечественной литературе получили распространение и другие определения общественного мнения, не связывающие его с общественным сознанием. Так, в книге «Социология в СССР» общественное мнение определяется как отношение, в которое «вступают люди применительно к тем или иным явлениям, фактам окружающей действительности»*. Д. Чесноков общественное мнение определяет через понятие «оценка», Р. Сафаров — через понятие «оценочное отношение социальных общностей», Д. Потапейко считает, что общественное мнение — это «особого рода моральное надстроечное учреждение», Б. Парыгин относит его к «массовым явлениям групповой психологии», М. Горшков определяет его как систему, составными частями которой являются познавательные, эмоциональные и волевые компоненты. С точки зрения автора настоящей статьи, общественное мнение представляет собой вид общественно-психологических явлений, о чем речь пойдет ниже.
Рассмотрим теперь мнения наших исследователей относительно объекта общественного мнения.
А. Уледов утверждает, что общественное мнение выражает отношение к деятельности, к поведению людей и тем оно отличается от суждений иного вида, которые, например, описывают факты или события. Выдвинув этот тезис, Уледов пытается отграничить объект общественного мнения от содержания других форм общественного сознания, что, как нам кажется, ему не удается сделать, даже используя понятие «состояние сознания».
В отличие от Уледова Б. Грушин заявляет, что объектом общественного мнения могут быть факты, явления объективной действительности, общественного бытия, а
Социология
в СССР.
Т. 2. М., 1966, с. 469.
также явления субъективного мира — нравственные представления, ценности и т.п. Следовательно, общественное мнение имеет отношение не только к поведению, как полагал Уледов. Как и Уледов, Грушин считает, что общественное мнение предстает перед нами в виде суждений" однако"не во всех суждениях, а в некоторых — за исключением тех, где фиксируются непосредственные восприятия, чувства, научные факты и т.п.
Мысль о том, что общественное мнение выражается в форме суждений, разделяет и М. Горшков. С его точки зрения, мнения являются не чем иным, как субъективной формой отражения объективной реальности. Мнения, которые выражаются в суждениях, порождены общественной ситуацией. Последняя представляет собой совокупность взаимодействующих экономических, политических, социальных, духовно-идеологических и социально- психологических условий жизнедеятельности людей. Они порождают целую иерархию объектов общественного мнения. Сначала возникают мнения как констатация какого-то факта, затем они выражают события; самым сложным объектом общественного мнения являются процессы. Правда, Горшков не определяет точно вводимые им понятия объектов общественного мнения, ограничиваясь только общими соображениями на их счет.
Интересны представления отечественных исследователей относительно субъекта общественного мнения. Вопрос этот ими разработан достаточно детально.
В своей главной работе «Общественное мнение советского общества» А. Уледов полагает, что общественное мнение создается общностями и организациями, которые он ставит в зависимость от классов общества, заинтересованных в общественном прогрессе. В итоге автор приходит к заключению, что общественное мнение есть мнение большинства и выражается оно общественностью, которую он склонен отождествлять с государственностью*.
Пять лег спустя после выхода в свет работы Уледова Б. Грушин издал свою книгу «Мнения о мире и мир мнений». Говоря в ней о субъекте общественного мнения, он
См.: Уледов А. К. Общественное мнение советского общества. М.,
1463, с.
72, 74, 79.
не пишет о классах, а делает акцент на общественности. Поскольку общественность не существует без индивидов, то, стало быть, мнение индивида входит в состав общественного мнения2*. Следовательно, в обществе существует плюрализм общественного мнения. Чтобы избежать статистического представления об общественном мнении, Грушин вводит понятие «социальный организм», который и есть настоящий субъект общественного мнения. Всего в обществе он насчитав двенадцать «социальных организмов» (или «вселенных», по его терминологии), так что в общественной жизни существует целая пирамида мнений.
Свою точку зрения относительно субъекта общественного мнения предлагает М. Горшков. Он полагает, что общественное мнение возникает в производственной деятельности, в которой большую роль играют «лидеры» мнений. Число их в ходе истории расширялось, так что в настоящее время субъектом общественного мнения выступают широкие круги трудящихся, объединенные в государственные, общественно-политические, научно-технические, художественные, молодежные и другие организации и объединения3**. Общественное мнение поэтому является народным и выражает интересы большинства, хотя и не всегда бывает истинным.
Наряду с понятием «субъект общественного мнения» Горшков употребляет в своей работе также понятие «выразитель общественного мнения», полагая, что существует возможность формирования мирового (вселенского) общественного мнения.
Таким образом, отечественные исследователи общественного мнения, посвятившие этой проблеме отдельные монографии, в общем относили изучаемое ими явление к сфере сознания. Однако в ряде публикаций высказаны и другие суждения относительно того, что такое общественное мнение. Так, например, автор настоящей статьи в течение многих лет развивает концепцию, согласно которой общественное мнение относится не к сфере общественного сознания, а к общественно-психологическим
* См.: Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967, с. 168.
** См.: Го р in к о в М. К. Общественное
мнение. М., 1988, с. 196, 186, 372.
явлениям. Что такое общественно-психологические явления (ОПЯ)?
Прежде всего отметим, что они суть сложный продукт, возникающий в общественной жизни двумя путями. В нервом случае ОПЯ представляют собой статистические (совпадающие) явления, возникающие у значительного числа членов общества в силу одинаковых условий бытия. Так, например, сообщение о возможном столкновении Земли с пролетающим мимо астероидом породит у большинства людей одинаковые чувства, мысли, желания, страхи и т.п. Для возникновения этого комплекса психологических явлений не требуется общения людей друг с другом — достаточно прослушать одно сообщение о надвигающейся опасности.
Но возможен и другой путь возникновения ОПЯ. В средствах массовой коммуникации, в личном общении обсуждается какая-то проблема. В результате обмена мнениями вырабатывается общая точка зрения, одинаковое к ней отношение. Это «общее» — продукт коммуникативного процесса; оно не могло возникнуть у каждого человека в отдельности.
Первый тип ОПЯ можно назвать совпадающим, или статистическим, второй — вырабатываемым. Таким образом, бывают совпадающее и вырабатываемое общественное мнение. Ни один из упомянутых выше авторов такого различия между двумя типами общественного мнения не делал.
Возникнув (разным путем), ОПЯ получают словесно- понятийное выражение, к которому примешиваются эмоционально-чувственные элементы, и приобретают относительно самостоятельное существование. Благодаря тому что их записывают па бумаге, печатают в прессе, мы можем судить об общественном мнении, которое было реальным фактом в прошлом.
ОПЯ возникают
закономерно. Они выражают что-то общее,
что имеется у членов общества. Это «общее»
не просто выражает мнения, чувства, желания
людей. Оно обладает одной важной особенностью,
а именно воздействует на каждого члена
общества в отдельности, заставляя его
подчиниться «общему», поступать не так,
как отдельная личность желала бы, а так,
как это предписывают ОПЯ. В западной социологической
литературе в этом случае гово
рят о «социальном контроле». Но это не
просто «контроль», это и строгое предписание,
как следует поступать и даже думать. К
тем же, кто проявляет самоволие и действует
вопреки общественному мнению, окружающие
применяют «санкции»: уговоры, призывы,
угрозы вплоть до силового давления.
Таким образом, общественное мнение характеризуют четыре стадии. Первая отличается у разных типов общественного мнения: у совпадающего это будет реагирование на внешние условия, которые действуют на всех членов общества одинаково; у вырабатываемых — общение членов общества друг с другом и формирование общего, коллективного мнения, отношения, понимания событий и т.п. Остальные три стадии у обоих типов общественного мнения одинаковы: на второй стадии общественное мнение получает словесно-понятийное оформление; на третьей оно по принципу обратной связи оказывает сильное воздействие на каждую личность; на четвертой — получает поддержку со стороны членов общества, не допускающих отхода оттого, что санкционируется общественным мнением. Отсюда следует, что главная роль общественного мнения в обществе — это поддержание единства, целостности своего субъекта. Ни о каких познавательных целях здесь не может быть и речи. Общественное мнение возникает не для целей познания, а для регулирования общественных отношений.
Изложенное выше понимание общественного мнения требует по-новому осветить вопрос о его субъекте. Им не может быть народ, так как понятие «народ» охватывает разные классы, общности, слои населения. Между отдельными составными частями, образующими «народ», может не быть общения.
Субъектом общественного мнения не может быть группа, или социальная группа, потому что она — понятие статистическое: это люди, имеющие одинаковые признаки, но не обязательно находящиеся вместе и общающиеся друг с другом. Социальные группы могут быть малочисленными, их интересы могут не совпадать, поэтому мнение группы является лишь групповым, а не общественным.
Б. Грушин
субъектом общественного мнения называл
«вселенные», куда входят совершенно разные
по своей
природе социальные феномены: и классы,
и группы, и прослойки. У каждого из перечисленных
выше феноменов может возникнуть свое
мнение, но в силу их разнохарактерности
такое мнение не может быть общественным.
На том же основании нам представляется
неверным и мнение М. Горшкова, который
в один ряд ставит и индивидуальное, и
коллективное, и групповое, и межрегиональное
общественное мнение.
Повторим еще раз. Общественное мнение возникает из общения личностей или в том случае, если они находятся в одинаковых условиях и испытывают одинаковые воздействия. Это значит, что эти личности не случайно и не на короткое время оказались вместе, что у них есть что- то их объединяющее, общее — общие интересы, потребности, идеалы и т.п.
Субъектом
общественного мнения могут быть устойчивые
структурные элементы общества, каковыми
в первую очередь являются общности. В
настоящее время установившимися общностями
являются: гражданская общность (государственно
оформленное объединение людей), внутри
нее — национально-этнические общности,
которые охватывают территориальные общности.
Последние предполагают наличие профессионально-
Каждая общность требует социального механизма поддержания своей целостности; ими являются ОПЯ, в частности мнения. Они будут разными в разных общностях; вырабатываемые мнения имеют свою специфику. Общественное мнение гражданского общества возникает в результате общения членов этой общности с помощью средств массовой коммуникации, а мнение семейной общности возникает в процессе личного общения. Первое из указанных выше мнений выражается письменно, второе — устно. Поэтому в общественной жизни существует плюрализм мнений, по в упорядоченной форме. Плюрализм следует понимать не как параллельность, не как хаос, а как соподчиненную упорядоченность.
Привязка
ОПЯ, в том числе и общественного мнения,
к общностям (и общественным организациям)
дает воз
можность несколько по-новому подойти
и к объекту общественного мнения. Он находится
в прямой зависимости от субъекта в том
смысле, что содержание общественного
мнения гражданского общества будет более
широким, общезначимым, чем мнение семейно-бытовой
общности, которое отличается ситуативностью,
конкретностью, кратковременностью и
т.п. Гносеологически же, естественно,
мнения зависят от условий социального
бытия, в которых находятся общности, но
вместе с тем они касаются и внутренней
жизни общностей, взаимоотношений между
отдельными группировками внутри общностей.
Такова вкратце еще одна точка зрения на проблему общественного мнения. Завершая ее рассмотрение, следует указать, что, кроме функции социального контроля за поведением отдельных членов общностей (организаций), общественное мнение, как и другие ОПЯ, играет большую воспитательную роль. Все ОПЯ являются важнейшими инструментами социализации личности. На этот момент не обращается внимания в работах других авторов.
И последнее.
В книге Э. Ноэль-Нойман впервые в литературе
на эту тему выдвинут тезис о том, что общественное
мнение — это мнение, которое личность
не боится высказать гласно, вслух, потому
что оно разделяется и другими людьми.
Мнения, которые не разделяются большинством,
могут привести к изоляции, порождают
боязнь одиночества. Боязнь одиночества,
согласно Э. Ноэль- Нойман, — важный фактор
в формировании и функционировании общественного
мнения. Нам представляется, что Ноэль-Нойман,
говоря о «синдроме одиночества», в сущности,
затронула проблему санкций как инструмента
воздействия общности на отдельных ее
членов в случае, если они не будут прислушиваться
к требованиями общественного мнения.
Следовательно, между утверждением, что
в общностях существует практика санкций,
и мыслью о «синдроме одиночества» нет
разногласия; оба положения дополняют
друг друга. Различие же состоит в следующем.
Санкции — это действия, которые используются,
когда уже совершен отход от требований
общественного мнения, а боязнь одиночества
— это состояние личности, которое предохраняет
ее от вступления в конфликт с ним.
Таким образом, общественное мнение — это та реальность, вне которой нет ни существования, ни развития общества, состоящего из общностей, общественных организаций; вне которой не может осуществляться процесс социализации личности, ее воспитание и формирование. Разные исследователи общественного мнения подходят к этому социальному феномену с разных точек зрения, традиционно развивая различные его аспекты. Это вполне правомерно. Ознакомление с тем, как разрабатывается проблема общественного мнения в других странах, будет способствовать выработке общепризнанного представления об общественном мнении и ознаменует еще одно достижение в процессе познания истины.
Информация о работе Общественное мнение. Открытие спирали молчания