Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:07, курсовая работа
Поэтому главная цель данной работы - выяснить и подробнее изучить, что все-таки представляет собой молодежная субкультура. То есть необходимо выявить причины ее возникновения, показать, какие наиболее яркие субкультуры существуют на сегодняшний день, ну и, наконец, провести исследование по этой проблеме.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА. 5
1.1. Субкультура как социальный феномен 5
1.2. Причины появления молодежной субкультуры 7
1.3. Особенности молодежной субкультуры 11
ГЛАВА II. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ – СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ 19
2.1. Типология молодежных субкультур 19
2.2. «Романтики в черном» 25
2.3. Эмо 28
2.4. Скинхеды 30
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мальчики
Рисунок 1.
Как видно на графике, второй по популярности ответ: «молодежная субкультура - частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей» (в). И мало кто ответил, что молодежная субкультура - «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество (б). Так и в действительности трудно назвать молодежную субкультуру – «элитарной», и не менее трудно представить, что субкультура нацелена на включение молодых людей в общество. Молодежная субкультура наоборот выделяет, и в какой-то степени отграничивает молодых людей от нормального общества.
Следующее что хотелось бы узнать – это отношение респондентов к современным молодежным субкультурам.
И в этом вопросе особых разночтений по половой принадлежности не возникло (рисунок 2): большинство респондентов относятся равнодушно к современным молодежным субкультурам (а). Такое равнодушие скорее объясняется возрастными особенностями респондентов. На втором месте все же мы видим положительное отношение к субкультурам (в). Ну и меньше всего, а это всего один учащийся, относится отрицательно к молодежным субкультурам (б). Такой факт очень малозначителен.
Рисунок 2.
«Вы считаете себя носителем какой-либо субкультуры?» - таким образом звучит следующий вопрос анкеты. Можно заметить, что данный вопрос нашей анкеты был сформулирован не напрямую, а именно таким образом. Это связано с тем, что для более точного ответа необходимо не просто причислять себя к определенной молодежной субкультуре, а идентифицировать себя с ней.
В данном вопросе мы проследили существенные различия в ответах респондентов (рисунок 3). Большинство мальчиков считают себя носителями какой-либо субкультуры (а). Остальные затрудняются ответить (в), либо не причисляют себя к субкультурам (б). Что же касается девочек, то ситуация здесь складывается по-другому: большинство не относят себя ни к каким субкультурам (б), меньшее количество считают себя носителем молодежной субкультуры (а) и примерно равное количество затрудняются ответить (в).
Мальчики
Рисунок 3.
Такое различие в ответах можно объяснить тем, что девочки более серьезно относятся к учебе, чем к досугу. А молодежная субкультура воспринимается именно так. Большинство мальчиков не усидчивы, поэтому и учеба их интересует в последнюю очередь. А так как заняться в принципе особо нечем, они собираются в различного рода группы, причисляя себя к определенной субкультуре.
Не маловажно выяснить, какую степень опасности могут представлять молодежные субкультуры. Именно поэтому мы предоставили возможность респондентам проранжировать обозначенные субкультуры по степени опасности, и вот какие получились результаты (рисунок 4): самыми безопасными респонденты посчитали хиппи (данное направление действительно не представляет собой опасности, даже имеет положительную тенденцию), эмо и рэпперов; среднюю степень опасности представляют гопники, панки и готы; самыми опасными для общества посчитали скинхедов и сатанистов.
Мальчики
Р
Рисунок 4.
В итоге можно сказать, что респонденты по разному относятся к такому феномену, как молодежная субкультура: в большинстве своем под этим понятием понимают культуру, созданную молодыми людьми для себя; выяснилось, что, по мнению респондентов, молодежные субкультуры представляет некую опасность в обществе, но ее степень определяется типом такой культуры; что же касается самих носителей молодежной субкультуры, то в подростковом возрасте (возраст наших респондентов) ими чаще становятся мальчики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В своей работе, как мне кажется, удалось проникнуться в «мир молодежных субкультур», показать все их многообразие и особенности, выявить причины, по которым возникло данное явление, указать на существующие проблемы и проверить существование некоторых из них при помощи исследования
Молодежная субкультура – явление довольно специфичное. Оно имеет множество направлений, которые существенно отличаются друг от друга. Одни более агрессивны, другие менее, а какие-то даже полезны для общества. Поэтому сложно судить об отрицательной либо положительной наклонности субкультуры.
Конечно же, молодежная субкультура появилась не от хорошей жизни. На это существует множество точек зрения: одни считают, что это субкультура – это реакция молодежи на изменения в обществе (то есть, процессы глобализации и их последствия, в связи со сменой политической и экономической ориентации государства), другие склонны считать, что это просто самовыражение молодежи (в основном так считают сами участники молодежных субкультур), третьи считают, что это механизм защиты от вымирания доминирующей культуры.
Нельзя отрицать все эти мнения, так как все это в действительности влияет на появление подобного феномена. И в связи с этим появляются и определенные проблемы. Решение этих проблем должно непременно осуществляться. Что касается моего мнения, то, конечно же, нельзя просто так взять и запретить подобные «выделения из общества». Молодежную субкультуру необходимо направлять и направлять правильно, чтобы как минимум она не несла вреда обществу. И как максимум была полезна. Такое влияние должно осуществляться и со стороны государства и со стороны самого общества, прежде всего семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
2. Куликова М. – Готы кошек не едят // Огонек. – 2005. - №3. – с. 50-51
3. Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004.
– 608с.
4. Левикова С.И. Две модели динамики ценностей культуры // Вопросы философии. – 2006. - №4. – с. 71-79
5. Левикова С.И. Готика как она есть, или О старой-новой молодежной субкультуре // Философские науки. – 2006. - №7. – с.79-92
6. Левикова С.И. О готах, готике и больном российском обществе // Общественные науки и современность. – 2006. - №4. – с. 155-165
7. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. – Спб., 1990 . – 326 с.
8. Супрычева Е. Как я стала готом // Комсомольская правда. – 2008. – 26 февраля. – с. 8-9
9. Супрычева Е. Как я стала «малышкой» эмо // Комсомольская правда. – 2008. – 27 февраля. – с. 12-13
10. Супрычева Е. Как я пыталась стать скинхедом // Комсомольская правда. – 2008. – 4 марта. – с. 6-7
11. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Г. Лисовского. - СПб.: СПУ, 1996.- 460 с.
12. Социология / Под ред. проф. В.А. Лавриненко - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 407с.
13. Щепанская Т.Б. Трасса: пипл и телеги 80-х // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. – 2004. - №4. – с. 45-52
14. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. – М.: ОГИ, 2004. – 286с.
2
Информация о работе Молодежная субкультура: современное звучание