Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:07, курсовая работа
Поэтому главная цель данной работы - выяснить и подробнее изучить, что все-таки представляет собой молодежная субкультура. То есть необходимо выявить причины ее возникновения, показать, какие наиболее яркие субкультуры существуют на сегодняшний день, ну и, наконец, провести исследование по этой проблеме.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА. 5
1.1. Субкультура как социальный феномен 5
1.2. Причины появления молодежной субкультуры 7
1.3. Особенности молодежной субкультуры 11
ГЛАВА II. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ – СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ 19
2.1. Типология молодежных субкультур 19
2.2. «Романтики в черном» 25
2.3. Эмо 28
2.4. Скинхеды 30
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Социология»
Тема:
Выполнила студентка
2 курса, 21 группы,
факультета
социальной работы
Научный руководитель
Архангельск,
2008
2.1. Типология молодежных субкультур
2.2. «Романтики в черном»
2.3. Эмо
2.4. Скинхеды
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Во многих развитых странах принято уделять большое внимание проблемам молодежи, так как именно молодежь является лицом будущего каждой страны. И именно поэтому необходимо как следует изучать проблемы и потребности, которые возникают у современной молодежи, чтобы предотвратить возможные неприятные последствия.
К таким последствиям как раз можно отнести такой феномен как молодежная субкультура, одной из причин возникновения которой является ответная реакция молодежи на меняющиеся условия. Появление таких реакций безусловно связано с нереализованными потребностями молодых людей.
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.
В кризисных условиях больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии именно молодежь, ведь у молодых людей система ценностей подвижна, мировоззрение еще не устоявшееся, что может привести и приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Но так ли плох феномен молодежной субкультуры? Возможно это всего лишь защитная реакция доминирующей культуры, которая в связи с процессами глобализации просто смешивается с другими культурами и вымирает. Ведь нет ничего плохого в самовыражении молодежи.
Поэтому главная цель данной работы - выяснить и подробнее изучить, что все-таки представляет собой молодежная субкультура. То есть необходимо выявить причины ее возникновения, показать, какие наиболее яркие субкультуры существуют на сегодняшний день, ну и, наконец, провести исследование по этой проблеме.
1.1.Субкультура как социальный феномен.
Для того чтобы лучше разобраться с понятием субкультура, ознакомимся с такими понятиями как культура, молодежь, массовая культура и контркультура.
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. (11, с. 332)
Молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны – их ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. (7, с. 10)
Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.
Индустриальное производство, для которого требовалось собрать на одном предприятии множество людей, стерло различия между этими людьми, превратив их в толпу, в массу. А в массе человек теряет индивидуальность и превращается в безликого статиста истории. Масса – средний человек. И культура, которая рассчитана на такого человека называется массовой. (3, с. 92)
Если подлинная и массовая культуры различаются по своим целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и контркультура. (12, с.197)
Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой.
На сегодняшний день контркультура – это: а) тип протестующего мироощущения; б) альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; в) антитрадиционные формы художественного творчества. (12, с. 199)
Понятие «субкультура» в научный оборот вошло сравнительно недавно. Так, в справочной литературе до середины 80-х годов XX столетия этот термин найти не удается. Кроме того, в первых работах отечественных исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура – это не только порождение капиталистического общества, но и признак его загнивания.
В отечественных справочных изданиях понятие «субкультура» появилось лишь во второй половине 80-х годов XX столетия. В это время понятию «субкультура» перестали придавать, во-первых, отрицательное значение «загнивания капиталистического общества»; во-вторых, его стали использовать для характеристики не только капиталистического общества, но и социалистического, каковым был СССР; однако при этом, в-третьих, сохранился негативный оттенок его в трактовке, который приводит к определенным сложностям в толковании. Понятие же «субкультура» трактуется следующим образом: это «1) культура какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию…3) группы, поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе или временно лишенные свободного доступа к культурному наследию и возможностей для саморазвития, развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ее нормальные, естественные формы в той или иной степени противостоящие культуре как целому».
Согласно современной точке зрения субкультура – это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами». (3, с. 9-11)
В наше время существует большое многообразие субкультур, хотя в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Своеобразные ценности субкультуры вовсе не означают отказа от национальной культуры, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. И все же большинство относятся к субкультурам с недоверием и опаской.
Есть и такие субкультуры, которые активно вырабатывают нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. (1, с. 162)
Выделение различных субкультурных групп условно, они не отделены друг от друга непроницаемой перегородкой. Так, среди «металлистов» встречаются токсикоманы, среди наркоманов – проститутки, которые подобным способом зарабатывают на наркотики. Речь идет скорее о разных типах таких групп.(12, с. 199)
1.2. Причины появления молодежных субкультур.
Считается, что преступные (делинквентные) субкультуры имеют своей задачей решение проблем своих членов, которые видят в своей принадлежности к данной субкультуре некую компенсацию за неудачное положение в обычном обществе. Молодежные культуры развиваются на основе своеобразных стилей в музыке, одежде, манерах поведения, общения, которые значительно отличают их от прочих членов общества. Многие исследователи рассматривают субкультуру как противопоставление основной доминирующей культуре. К примеру, М. Брейк отмечал, что субкультуры, как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей», развивались социальными группами, которые находились в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социетальном контексте».(1, с.162)
Долгое время считалось, что в социологическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу.
Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении. В западной социологии для обозначения этого явления используют категорию peer group. Это понятие возникло в американской социологии и означает больше, чем группа сверстников или гомогенная возрастная группа. Слово peer происходит от латинского «paar» (равный), и обозначаемое им равенство относится не только к возрасту, но и к социальному статусу, взглядам, ценностям, нормам поведения.(12, с. 198)
История молодежной субкультуры не позволяет относится к ней как к курьезу или недоразумению, но настоятельно требует изучения самого феномена, а также умения жить с ним бок о бок.
Появление и оформление молодежной субкультуры как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму. Оно сопровождалось выработкой нового мировоспитания, получившего название «постмодернизм».
И.Г. Гердер считал, что «культурное существо означает: во-первых, существо недостаточное, во-вторых, существо творческое». Недостаточность он видел в том, что человек, лишенный свойственных животному безошибочных инстинктов, - самое беспомощное из всех живых существ: у него нет врожденного инстинкта, влекущего его в собственную стихию, и самой «его» стихии не существует. Из всех живых существ человек – самое не приспособленное к жизни. Но именно отсутствие изначальной неприспособленности делает его творческим существом. Чтобы восполнить собственную недостаточность, компенсировать отсутствие врожденных способностей, человек производит инструмент приспособления к природе – культуру. Человек приспосабливает свою среду обитания к удовлетворению своих потребностей.
Ощущение собственной несамодостаточности рано или поздно должно было привести к попыткам компенсировать ее. И попытки сделать это сначала привели к медленному, а потом все убыстряющемуся развитию науки и техники.
В 50-е годы XX века для эффективного функционирования энергоемкого машинного производства потребовалось постоянное применение знаний. Именно тогда наука и техника создали мощный «симбиоз», прогрессивное развитие которого наложило неизгладимый отпечаток на социо-культурную сферу и получило название научно-технической революции.
Разворачиванием научно-технической революции был положен конец естественно-природной сфере. Началась эра искусственно-технологическая, заменяющая человеку его естественную среду обитания артефактами – рукотворной средой. Все это вскоре привело к этапу индустриальной развитости общества и повлекло за собой серьезные изменения.
Появилась возможность практически все фабриковать, то есть создавать по заранее заданным параметрам и свойствам. Это стало коренным отличием мира артефактов от мира естественного окружения.
Фабрикация «предметов» в эру индустриально развитых обществ позволила фабриковать и события, а также создавать стереотипы.
Формирование индустриально развитого общества сопровождалось объективными явлениями технизации, урбанизации, бюрократизации, доводящими естественные составляющие функции социума до автоматизма. Но чтобы соответствовать индустриальному сообществу, люди должны нивелироваться, а общение между ними – ретуализироваться, деиндивидуализироваться, поскольку в этом залог формирования и утверждения массового общества, необходимого эре развитой индустрии.
Информация о работе Молодежная субкультура: современное звучание